Особенности обучения детей детском саду





Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии

Особенности обучения детей дошкольного возраста
искусству хореографии

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.

Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Возникают вопросы: “Как организовать хореографическую деятельность в детском саду, чтобы она была успешной? Какой программой пользоваться? Каковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии?” На эти и многие другие вопросы мы постарались ответить в своем исследовании.

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким воспитанникам, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы.

Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.

Воспитанники с удовольствием сочиняют комбинации из проученных движений, пытаются добавить к знакомым движениям ног, придуманные движения рук.

Воспитанники старшего дошкольного возраста с удовольствием комбинируют сложные пространственные перестроения.

Значительно изменился во всех разновозрастных группах уровень общекультурного развития воспитанников. По наблюдениям воспитателей средней, старшей, подготовительной групп положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Воспитатели подготовительной группы отметили расширение кругозора воспитанников.

Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

Об успехах детей свидетельствуют годовые отчетные концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; стопроцентная посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада; призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Таким образом, проведенные в целом исследования в период реализации программы, в период написания данной работы позволяют сделать следующие выводы:

Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у воспитанников специальных хореографических способностей.

Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

Особенности воспитания детей раннего возраста

Первые годы жизни — начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных этапов, ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в раннем детстве. Вовремя начатое, педагогически грамотное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует вырабатыванию различных видов деятельности, предупреждает возникновение негативных привычек и форм поведения. Вследствие этого так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения, последовательно усложнять их задачи, применять разумные средства, методы и приемы воздействия.
Психологи и педагоги отмечают особенности детей раннего возраста, облегчающие их восприимчивость к воспитанию и обучению: пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности.
На протяжении всего раннего детства решающую роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Прежде всего это родители, искренне любящие малютку, внимательные к его нуждам и увлечениям. В семье учитываются все возможности ребенка, создаются условия для их осуществления. Благодаря частому эмоциональному общению с ребенком родители удовлетворяют его потребность в ласке, внимании, помогают овладеть навыками поведения и постижения окружающего мира, направляют его деятельность, непосредственно влияют на его развитие.
В настоящее время большинство малышей до года — полутора лет воспитываются в семье, а потом поступают в дошкольные учреждения.
Педагогические коллективы дошкольных учреждений выполняют разнообразную по содержанию и формам работу с родителями детей ясельного возраста. Ее цель — выяснить педагогические возможности родителей, помочь им осмыслить необходимость целенаправленного воспитания ребенка общими усилиями с детским садом и вооружить их соответствующими знаниями и умениями.
Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые люди.
Специфика работы воспитателей ясельных групп с семьей диктуется прежде всего психофизиологическими особенностями детского возраста: стремительное развитие малыша требует своевременного модифицирования задач воспитания и обучения, преобразования используемых методов и приемов педагогической работы. Воспитание даст положительные плоды только при условии согласованности требований и воздействий на ребенка в детском саду и дома. Поэтому педагоги направляют воспитательную деятельность родителей, обучают их эффективным методам и приемам работы.
Педагогическое просвещение родителей охватывает многие вопросы: знания об особенностях развития дошкольников, о задачах, содержании и методах воспитания и обучения детей раннего возраста. Организм ребенка раннего возраста отличается ранимостью, подвержен заболеваниям, поэтому вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создания условий для правильного физического развития занимают немаловажное место в программе всеобуча для родителей. По вопросам гигиенического ухода, рационального питания, прогулок, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям полезны советы не только воспитателей, но и медицинских сотрудников дошкольного учреждения.
Педагоги рассказывают о содержании разнообразных видов деятельности малыша, о правильном подборе игрушек, о методике обучения детей действиям с ними, о возникновении и развитии сюжетной игры. Внимание родителей обращают на то, что деятельность малыша важна для формирования у него речи, для вырабатывания его нравственных качеств, эстетических чувств.
В работе с родителями особо выделяется вопрос адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения, приспособление его к новому образу жизни, к новому коллективу.
В работе воспитателей групп раннего возраста с родителями нельзя ограничиваться мероприятиями информативного характера: лекциями и докладами на родительских собраниях. Следует чаще организовывать консультации, семинары-практикумы, для того чтобы обучать родителей правильно организовать деятельность детей дома. Проводятся такие занятия с небольшой группой родителей, которым необходимо овладеть определенными педагогическими знаниями и умениями. Рекомендуем для практических занятий следующие темы: «Как знакомить ребенка с цветом (формой, величиной) предметов», «Учите детей самостоятельности», «Игры-занятия со строительным материалом», «Книга и картинка в воспитании малыша», «Упражнения для развития речи», «Что и как наблюдать в природе», «Развивайте движения ребенка» и т. д.
По окончании семинаров-практикумов и консультаций целесообразно каждому из присутствующих вручить конверт с конкретными рекомендациями о том, как следует использовать полученные знания и умения при воспитании и обучении своего ребенка. Материал о содержании практических занятий, включающий советы для родителей, помещают на пригрупповом стенде.
Результативной формой работы по повышению педагогической культуры родителей воспитанников ясельных групп является проведение вечеров вопросов и ответов. Подготовка такого вечера начинается за месяц до намеченного срока. Родителям предлагается в письменном виде подавать вопросы по различным проблемам организации жизни и воспитания детей. Вопросы изучаются заведующим и старшим воспитателем детского сада, группируются по тематике. К ответам на полученные вопросы привлекаются воспитатели, музыкальный руководитель, врач, медсестра.

Источник: Воспитателю о работе с семьей. (пособие для воспитателя дет. сада)

В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др.

Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).

Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.

Вторая младшая группа. Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.

После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.

Источники: http://sad70.ru/parents/consultation/%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8-%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25B9-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B0-%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D1%2583-%25D1%2585%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25B8, http://dohcolonoc.ru/cons/391-osobennosti-vospitaniya-detej-rannego-vozrasta.html, http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-192.shtml





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения