Особенности детей седьмого года жизни





Родителям

Возрастные особенности

Шестой и седьмой год жизни ребенка

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном.

А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устойчивым. В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно.

Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематические изображения. Эта форма мышления является основной для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе.

Такой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих силах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может иногда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои качества. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка приводит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом.

Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников надо использовать только очень осторожно и ограниченно.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа.

В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к систематическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком многого. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей.

Источники:
  1. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.
  2. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М. Сфера, 1999. – 193 с.
  3. Некрасовы З. и Н. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М. ООО София, 2006. – 417 с.

Родителям детей 6–7 лет

6-7 лет – это время, когда ребенок переживает один из возрастных кризисов. В этот период у него формируется самостоятельность, умение произвольно управлять своим поведением, меняются и отношения с родителями.

Помочь ребенку гармонично развиваться и сделать более конструктивными ваши отношения вы можете, соблюдая следующие рекомендации:

Хвалите ребенка за то, что он делает
  1. Любуйтесь каждой творческой работой, которую ребенок делает, приносит домой из садика или школы. Вы можете повесить нарисованную им картину на холодильник, хранить какие-то работы в специальной коробке или папке.
  2. Предлагайте ребенку спеть песню или рассказать историю, услышанную в детском саду или школе, он будет рад поделиться с вами яркими впечатлениями дня.
  3. Хвалите работу, сделанную ребенком. Не говорите ребенку, что это можно было бы сделать лучше или что чья-то работа лучше.

Говорите друг другу о хорошем, что вы сделали в этот день

  1. Выберите время, когда вы и ребенок не спешите заняться чем-то другим. Скажите ребенку, что вам понравилось, как он сделал что-то сегодня. Попросите ребенка рассказать о чем-нибудь хорошем, что он сделал сегодня.
  2. Если ребенок испытывает затруднения, вы можете сказать ему о чем-то, что видели сами: «Ты очень здорово играл со своими друзьями» или «Ты убрал свои игрушки на место».
  3. Расскажите ребенку о чем-то хорошем, что сделали сегодня вы. Своим примером вы учите и вдохновляете ребенка.

Говорите с ребенком о семьях

Вещи, о которых ребенок должен знать:
  • Семьи могут иметь разный состав. В семье могут быть только мама или папа, могут быть и бабушки, дедушки, тети, дяди, кузены и т. д. В семье могут быть отчим или мачеха, сводные братья и сестры;
  • Ни один тип семьи не является лучшим. Все типы семей могут быть хорошими;
  • Каждая семья имеет правила совместной жизни, и каждый член семьи должен жить по этим правилам. Можно написать свод семейных правил. Они должны быть просты, чтобы ребенок их понимал и был в состоянии им следовать.
  • Вы не должны говорить, что один ребенок лучше другого, ни при каких обстоятельствах. Они могут быть разными, но нельзя позволять им чувствовать, что кто-то лучше или, наоборот, не так хорош, как другие.

Почитайте ребенку книгу или посмотрите вместе журнал

  1. Почитайте рассказ или книгу ребенку, если ему это нравится. Пусть ребенок сам выберет один журнал из двух, которые вы показали ему.
  2. Пусть ребенок воссоздаст историю по картинкам, которые он видит. Обсудите рассказ, который вы прочитали. Хвалите ребенка за то, что он делает это вместе с вами.

Когда вы едите вместе за семейным столом, пусть каждый расскажет хорошую историю, которая приключилась с ним сегодня

  1. Делайте это каждый день, когда большая часть семьи, собирается за одним столом. Вы говорите: «Кто хочет первым рассказать нам о чем-нибудь хорошем, что случилось сегодня?»
  2. Постарайтесь, чтобы каждый день менялись члены семьи, которые начинают рассказывать истории первыми.
  3. Хвалите ребенка за то, что он поделился с вами.
  4. Дайте каждому по очереди рассказать что-нибудь, если они этого хотят.
  5. Если кто-то не хочет делиться, то он может взять тайм-аут.
  6. Поделитесь с детьми чем-нибудь, произошедшим с вами.

Физическое развитие детей 6-7 лет

Содержание:

Технический прогресс, снижение физической активности, неблагоприятные факторы окружающей среды, увеличение информационной нагрузки, несбалансированное питание – все это имеет свое непосредственное отношение к физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Из-за вышеперечисленных факторов состояние физического здоровья подрастающего поколения оставляет желать лучшего.

информация Также в настоящее время обращает на себя внимание явление акселерации, когда дети в возрасте 6-7 лет по показателям своего физического развития соответствуют детям 8-10-летнего возраста, рожденным 30-40 лет назад (то есть опережают своих родителей в их детстве).

Особенности детского развития в дошкольном возрасте

Седьмой год жизни является периодом стремительного роста ребенка, когда активно растут и совершенствуются все органы и системы, возрастают адаптационные свойства организма. Ребенок за один год может вытянуться и прибавить в весе почти так же динамично, как дети первого года жизни. Педиатры этот возраст называют периодом первого физиологического вытяжения.

Рост и вес детей в 6-7 лет

К показателям физического здоровья, прежде всего, следует отнести рост и вес.

  • Рост ребенка в 6 лет достигает 130-133 см. За период с 6 до 7 лет ребенок имеет такие стремительные темпы роста, что может вырасти на 10 см. Девочки обычно опережают своих ровесников-мальчишек на несколько сантиметров. Преобладает рост конечностей, но размеры туловища также увеличиваются в 2 раза по сравнению с грудничком.
  • Динамика веса также поражает, ведь за год дети могут прибавить 2-3 кг и достигнуть веса 25-30 кг.

Рост и развитие ребенка зависит от его соматотипа (то есть особенностей анатомического строения его организма, заложенных генетически и видоизменяющихся под воздействием факторов окружающей среды и показателей здоровья).

Дополнительные аспекты развития ребенка-дошкольника

  1. В 6-7 лет у детей молочные зубки меняются на постоянные .
  2. Активно развивается опорно-двигательный аппарат. в частности позвоночник.
  3. Перестраивается бронхолегочная система. брюшной тип дыхания сменяется на грудной, укрепляются стенки грудной клетки, крепнет диафрагма.
  4. Частота дыхания приближается к таковой у взрослых людей (приблизительно 20-25 дыхательных движений за 1 минуту).
  5. Преобразуется легочная паренхима. заканчивается формирование долек легких и теперь уже можно считать легкие малыша абсолютно зрелыми.
  6. Происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. Сердце увеличивается в размерах, так как вслед за быстрорастущим организмом функциональная нагрузка на него возрастает.
  7. Изменяются показатели частоты сердечных сокращений (со 120-180 у новорожденных до 85-100 в минуту у шестилеток) и артериального давления (до 90 мм рт. ст. систолического и 60 — диастолического).
  8. Активно включается в работу иммунная система. происходит возрастное уменьшение размеров и функциональной активности вилочковой железы, больше нагрузок выпадает на миндалины, лимфатические узлы, костный мозг, селезенку.
  9. Самым сложным изменениям подвержена нервная система. Новый образ жизни, большие психоэмоциональные, интеллектуальные нагрузки, приспособление к новому коллективу, борьба за социальное положение (успешность в классе, максимализм, высокие требования) вызывают усиленную работу головного мозга, корковых структур и укреплению нейронных связей.
  10. Речь ребенка становится более правильной, грамотно поставленной. Становится все меньше дефектов произношения звуков.

Рекомендации родителям

Педиатры и педагоги считают, что в 6-7 лет дети становятся достаточно дисциплинированными, чтобы всерьез заниматься спортивной и творческой деятельностью по интересам. Их мотивирует обычно похвала и гордость родителей, сплоченность в секции или кружке и увлекательное провождение времени.

Спорт и творчество

В этом возрасте достаточно развиты ловкость, выдержанность, координация, целенаправленность, равновесие, уверенность в себе, сила. Все эти качества необходимы для того, чтобы ребенок заинтересовался спортом и физической культурой.

Тяга к творческой деятельности, сосредоточенность, заинтересованность, терпение и трудолюбие пригождаются детям, которым больше по душе музыка, танцы, рисование и другие виды творчества.

совет Важно прислушиваться к мнению малыша, а не навязывать ему свои собственные нереализованные амбиции в детстве и юности. Каждый ребенок должен проявить себя самостоятельно, иначе навязанное мнение только спровоцирует протест к творчеству.

Здоровье

  • Длительное сидение за партой с неправильной осанкой, нерационально рассчитанный режим сна и бодрствования уже начиная с этого возраста провоцируют развитие у детишек остеохондроза, сколиоза, лордоза и кифоза. Это не только эстетическая проблема, а еще и изменения со стороны всего организма в ответ на нарушенную ось тела.
  • Не стоит забывать, что ребенок адаптируется к новым условиям среды в школьном коллективе, обсеменяется незнакомой его организму микрофлорой, что может спровоцировать возникновение частых простуд. Поэтому важно отнестись серьезно к питанию маленького школьника, к сбалансированности его рациона по энергетическим и пластическим составляющим, витаминам и микроэлементам, чтобы карапуз развивался полноценно.
  • Пищеварительная система также претерпевает ряд изменений и неправильное питание с большими голодными паузами (что характерно для школьников) провоцирует развитие и хронизацию таких воспалительных заболеваний, как гастрит, панкреатит, холецистит и т.п.

Любые возникающие подозрения на состояние здоровья ребенка, погрешности в физическом развитии, отставание или опережение сверстников должны настораживать родителей. Не стоит откладывать поход к врачу в долгий ящик, потому что любая мелкая проблема в быстрорастущем организме может стать бичом для него на всю оставшуюся жизнь. Лучше предупредить заболевание, чем лечить его последствия.

Юлия Литвиненко

Другие статьи этого автора:

Источники: http://www.psibib.ru/rodit/osoben/god67.php, http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lessons6-7/, http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/razvitie-ot-6-do-7-let/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением