Особенности детей раннего возраста





Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление .

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

- начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.

Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение я , усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у ходячих детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: Я центр вселенной , Весь мир вращается вокруг меня .

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается.

Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.

В зависимости от этих изменений происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.

Малыш тянется к сверстникам, учится знакомиться и играть, смущается, проявляет радость, интерес, иногда жадничает. А значит, развитие детей младшего дошкольного возраста приводит малыша к тому, что у него появляется желание действовать не только самостоятельно и независимо, но и в коллективе, вместе со сверстниками. Игра рядом, когда дети играли каждый в свою игру, но находились рядом, заменяется на игру вместе. Этому свидетельствуют и игры, в которые малыш начинает играть с другими детишками. И если в начале младшего дошкольного возраста его отношения это лишь предметно-игровые действия, имеющие непродолжительный характер, то со временем эти взаимоотношения переходят в полноценные игры.

Речевое развитие детей младшего дошкольного развития характеризуется его высокой активностью. Малыш постоянно разговаривает, между ребенком и родителем, а также между ребенком и сверстниками появляются диалоги. Чаще это вопросы, побуждения к чему-либо или сообщения о себе или о чем-либо. Тут на первое место выходит познавательная функция, ведь малыш постоянно задает вопросы и развивается, получая на них ответы. Главной отличительно особенностью становится то, что малыш начинает говорить, действуя при этом, то есть речь становится частью действия.

Запоминание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное. Память скорее образная, у ребенка доминирует узнавание над запоминанием. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Фон настроения неустойчивый, зависит от физического благополучия и комфорта. Ребенку свойственны резкие перепады настроения. Здоровому в эмоциональном плане малышу присуща жизнерадостность и оптимизм.

Нельзя не сказать и об изменениях в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста. Тут также происходят существенные изменения, связанные с тем, что у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, положении и размерах предметов, что взрослые могут заметить по рисункам ребенка, в которых появляется формообразование, по тому, что малыш начинает на новом уровне решать мыслительные задачи. Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Каковы особенности детей раннего возраста?

Первые три года жизни — это очень важный период для развития основных жизненных навыков и функций. Малыш начинает говорить, ходить, общаться с родителями и сверстниками, взаимодействовать с предметами. В этот период к ребенку нужно отнестись очень внимательно, ведь правильное воспитание именно в раннем возрасте имеет огромное влияние на становление характера человека.

Как развиваются дети от 1 до 2-х лет?

В этот период у малыша формируются поведение и характер. Он уже самостоятельно ходит, а значит, все больше исследует мир, который его окружает. Также ребенок начинает непосредственно общаться со сверстниками. В период от 1 до 2-х лет происходит начало формирования таких важных социальных черт, как любовь и сочувствие. Ребенок уже прислушивается к своим внутренним ощущениям и начинает различать настроения.

Малыш тратит меньше времени на сон, поэтому всецело посвящает себя изучению интересующих его предметов. Совершенствует речь, понимает большее количество слов, начинает пытаться повторять фразы и интонации взрослых.

Чтобы учесть все особенности развития ребенка в этом возрасте, рекомендуется:

  • использовать игры, развивающие речь и навыки общения;
  • предлагать выбрать, не торопить с ответом;
  • играть в игры, развивающие моторику (кубики, конструктор, пирамидки);
  • учить малыша различать цвета, рисовать вместе;
  • говорить с ребенком;
  • учить кроху различать свои ощущения (чаще задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?»);
  • не препятствовать передвигать предметы и мебель;
  • в игровой форме наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами вместе;
  • учить распознавать мимику;
  • объяснить значение слова «нельзя», обязательно обозначив причины.

Как проходит развитие ребенка от 2-х до 3-х лет?

Особенности развития детей в возрасте от 2-х до 3-х лет определяются активным функционированием нервной системы, из-за этого ребенок более подвижен, а его организм интенсивно развивается физически. Также малыш уже старается контролировать свои потребности и желания. Поэтому именно сейчас легче всего сформировать навыки правильного поведения.

Речь уже связана с мышлением, ребенок использует сложные предложения, начинает устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, сравнивает их свойства и сопоставляет их. Малыш хорошо понимает смысл сказанного.

В этот период рекомендуется:

  • обсуждать с ребенком события прошлого и будущего;
  • определять цели, свойства и назначение предметов;
  • учить малыша различать цвет, форму, количество (мало или много) предметов;
  • позволять ребенку наблюдать и исследовать;
  • поддерживать интерес к явлениям и предметам;
  • играть в ролевые игры («больница», «магазин», «дочки-матери») для развития социальных навыков общения.

Как проявляется кризис 3-х лет?

К трем годам у ребенка появляется тенденция к самостоятельности. Теперь он стремится делать все независимо от взрослых. Это жгучее стремление находит выражение в словах «Я сам!». Появление этой фразы свидетельствует о наступлении кризиса 3-х лет.

Ребенок резко становится упрям, своеволен и строптив. Он психологически отделяется от родителей, с которыми был неразрывно связан, начинает противопоставляться им во всем. Многие дети именно в этот период начинают использовать местоимение «Я». Чаще всего до этого они упоминают о себе в третьем лице: «Маша играет», «Саша хочет».

Большую роль начинает играть результат осуществляемой деятельности. Поэтому становится очень важным фиксация успехов ребенка взрослыми. Малыш с особым пристрастием воспринимает отношение родителей к его деятельности и ждет от них поощрения и одобрения.

Становление системы «Я», где точка отсчета - достижение, оцененное окружающими, свидетельствует о переходе к дошкольному периоду.

Какие развивающие игрушки нужны в раннем возрасте?

Умственное и техническое развитие малыша в этот период происходит, благодаря предметной деятельности, которая имеет несколько направлений развития:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий.

Каждое направление имеет свои специальные игровые материалы и игрушки.

Орудийные действия характеризуются тем, что ребенок использует какой-либо предмет-орудие: бытовые вещи (ложка, чашка, расческа, зубная щеточка, карандаши) или игрушечные копии реальных предметов (совочек, лопатка, сачок, удочка с магнитом, игрушечный телефон, часы и др.). Такие игрушки необходимы, так как помогают малышу тренировать руку и овладевать культурными способами использования предметов.

Развивать наглядно-действенное мышление крохе помогают игрушки, требующие от него определенных обдуманных действий. К ним можно отнести пирамидки, вкладыши разной формы, цвета и размера, матрешки, крупные пазлы и мозаики, кубики, желобок и шарик для скатывания. Играя с такими игрушками, ребенок учится сопоставлять детали по их форме, крупности, цвету, положению.

Познавательная активность проявляется в детском экспериментировании. В этом помогут игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент. К ним относятся коробочки с секретом, музыкальные центры, механические игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, брызгалки, формочки для лепки из песка, совочки и др.

Формированию целенаправленности действий способствуют игры, которые имеют конкретный конечный результат. Это могут быть: детское домино или лото, игрушки из составных частей (домики, машинки), строительные наборы, предполагающие действия по заданному образцу и др.

Главное помнить, что в раннем возрасте ребенок не любит оставаться один. Ему необходимо ощущение заботы и теплоты. Нужно научить малыша понимать и ощущать окружающий мир. Правильное полноценное развитие ребенка во многом зависит от родителей.

Источники: http://www.b17.ru/article/8244/, http://www.ja-zdorov.ru/blog/osobennosti-razvitiya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-rannego-vozrasta.php






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением