Особенности детей 6 лет





Статья (подготовительная группа) по теме:
возрастные особенности детей 6-7 лет

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

К 6 годам у ребенка впервые появляется представление о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качествах и переживаний. Ребенок в состоянии воспринимать новые правила и требования, может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому ребенка надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Развивается творческий потенциал и способности. Желание заниматься творческими видами деятельности (способность к сочинительству и творческому перерабатыванию текстов).

  1. Инициативность и самостоятельность.

Необходимо создавать для ребенка ситуации успешности, т.е. так спланировать его деятельность, чтобы можно было похвалить. Тогда ребенок будет стремиться выполнить это действие сам. В этом поможет целеполагание. Ставим цель и проговариваем: что нам нужно для ее достижения, как это будем делать. В то же время взрослый требует довести начатое до конца, создает установку на получение качественного результата. помня о трудностях переключения внимания, необходимо подвести ребенка к смене деятельности, заранее предупреждая его об этом.

  1. Произвольность и сосредоточение

Способен сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторыми волевым усилием. Однако, произвольная сфера сформирована не полностью, поэтому ребенку трудно быть всегда усердным и долго заниматься не интересным делом. Ребенок часто отвлекается и переключается. К 7 годам ребенок может сосредотачиваться на 35-40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. Оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе.

Разбирается в простых схемах и моделях. Может перерисовать не сложный чертеж, текст из книги.

  1. Коммуникативность и сотрудничество

Способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точку зрения других и может с ними сотрудничать.

Особенности детей 5 - 6 лет

Особенности детей 5 - 6 лет можно наблюдать в разнице между коммуникацией со взрослыми и общением с ровениками. А так же в развитии форм коммуникации .

В 5 - 6 лет перестраивается общение детей со взрослым. Ребёнок осваивает так называемой внеситуативно-познавательную форму коммуникации. Её признаки:

  • Общение по поводу отвлеченных, не связанных с этим моментом предметов;
  • Взрослый становится транслятором информации и человеком, с чьим мнением ребёнок соотносит своё;
  • Предмет общения - устройство окружающего мира, физические явления, машины, животные etc.;
  • Ребёнок оценивает свойства взрослого собеседника: находчивость, заинтересованность, умение просто объяснить;

Особенности детей 5 лет в их заинтересованности узнать мир - в беседах со взрослым складывается познавательная мотивация. В этом возрасте смысл общения со взрослыми в том, чтобы ребенок получал информацию от родителя/учителя/воспитателя ( через почемучки ) и развивал мышление в беседах с ним.

Взрослый может задавать ребёнку вопросы вроде Почему Солнце не светит ночью? , Отчего Луна не падает и так далее.

Следующий этап - это общение внеситуативно-личностное. Особенности детей 6 лет здесь выражаются в интересе к личной информации о взрослом - предметы и явления уже не так занимают, как социальный статус, работа, взаимоотношения взрослых. Все это по-прежнему не связано с конкретной ситуацией общения. При этом детям 5-6 лет по-прежнему важно одобрение и принятие взрослого, за которым они продолжают обращаться.

Общение со сверстниками в 5 - 6 лет отстает по своей глубине от общения со взрослыми. Эта форма называется ситуативно-деловой. Дети общаются друг с другом по поводу созданной ими ситуации, решая задачу, занимаясь делом. Это происходит внутри важнейшего из занятий дошкольника: сюжетно-ролевой игры (игры во врача, магазин и т.п.).

Таким образом ребёнок сначала проходит стадии развития коммуникации с взрослым, а затем - вплоть до подросткового возраста - со сверстниками. В этом и заключаются особенности детей 5 - 6 лет, если мы говорим об общении.

Саранцева Анна Мария. психолог Центра тренинга и конструкции льтирования 12 коллегий .

Подробно о тренингах для дошкольников можно посмотреть информацию здесь .

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ развития ребенка от 5 до 6 лет

Об особенностях развития детей в возрасте 5-6 лет нам рассказывает психолог высшей категории Надежда Николаевна Мурашкина, руководитель Школы «Надежда».

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры. так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» - на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.

В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.

Записала Ольга Шмырина

Школа для будущих мамочек и лялечек Надежда
Екатеринбург,
ул. Фролова дом 31, офис 11, вход с улицы Сварщиков.
ул. Ясная, дом 22г.
Тел. (343) 319-43-99
E-mail: n.n.murashkina@mail.ru
http://www.nadezhdaschool.ru/

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2011/10/23/vozrastnye-osobennosti-detey-6-7-let, http://12kollegiy.ru/about/articles/osobennosti_detej_5_6_let/, http://www.eka-roditeli.ru/obrazovanie-psixolog-5-6.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением