Обучение талантливых и одаренных детей





Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей The influence of learning styles on the effectiveness of educational strategies for gifted and talented children Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • Шилибекова Айдана Сенбековна
  • Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна

Выпуск № 1 (34) / 2013

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
Статистика по статье
  • СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ ,
  • ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ,
  • РАСШИРЕННЫЕ ЗАДАЧИ ,
  • РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ,
  • СИТУАЦИЯ УСПЕХА ОБУЧЕНИЯ ,
  • LEARNING STYLE ,
  • TEACHING TALENTED AND GIFTED CHILDREN ,
  • EXTENDED TASKS ,
  • REFLECTIVE PEDAGOGICAL TECHNIQUES ,
  • SITUATION OF LEARNING SUCCESS

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Шилибекова Айдана Сенбековна, Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна

В статье анализируются стратегии обучения талантливых и одаренных детей на основе стилевого подхода. Понимание сложностей и специфики в формировании успешной среды обучения обуславливает необходимость продумывания, обсуждения, тщательного планирования учителем стратегий расширения и обогащения учебного процесса

Abstract 2013 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Shilibekova Aydana Senbekovna, Baktybaeva Kulizat Sagyngalievna

The article examines the strategies for teaching talented and gifted children on the basis of stylistic approach. Understanding the complexity and specificity in the development of the successful learning environment necessitates careful thinking, discussion, thorough planning of the strategies of enhancing and enriching the learning process

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Человек и образование , Шилибекова Айдана Сенбековна, Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шилибекова Айдана Сенбековна, Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей // ЧиО. 2013. №1 (34). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-obucheniya-na-rezultativnost-obrazovatelnyh-strategiy-dlya-talantlivyh-i-odarennyh-detey (дата обращения: 26.09).

Шилибекова Айдана Сенбековна et al. Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей Человек и образование (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-obucheniya-na-rezultativnost-obrazovatelnyh-strategiy-dlya-talantlivyh-i-odarennyh-detey (дата обращения: 26.09).

Шилибекова Айдана Сенбековна Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна (2013). Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей. Человек и образование URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-obucheniya-na-rezultativnost-obrazovatelnyh-strategiy-dlya-talantlivyh-i-odarennyh-detey (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Шилибекова Айдана Сенбековна, Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей // ЧиО. 2013. №1 (34) С.123-128.

Шилибекова Айдана Сенбековна et al. Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей Человек и образование (2013).

Шилибекова Айдана Сенбековна Бактыбаева Кулизат Сагынгалиевна (2013). Влияние стилей обучения на результативность образовательных стратегий для талантливых и одаренных детей. Человек и образование

30. Обучение одаренных детей

Обучение одаренных, талантливых детей – одно из направлений дифференциации образования, главная цель которого – исследование и поощрение обучения людей с особыми способностями.

Кратко одаренность – это высокий уровень развития каких-либо способностей.

Российский ученый В. Юркевич формулирует три основных типа одаренности, которые следует учитывать в общеобразовательной школе:

1) академическая одаренность;

2) интеллектуальная одаренность;

3) творческая одаренность.

При всех различиях, считает В. Юркевич, одаренных детей объединяет познавательная потребность, которая проявляется в жажде нового знания и умственного труда. В педагогической науке существует понятие «ранние школьники» – это дети, начинающие обучаться в школе с пятилетнего возраста, более способные, чем остальные их сверстники. Кроме «школ для пятилетних учеников», организуются:

1) так называемые «продвинутые классы» в обычных школах;

2) специальные семинары для одаренных;

3) особые педагогических мероприятия для талантливых ребят.

Существует спор по вопросу организации образования одаренных: предлагается обучать талантливых детей в обычной школе или в специальных учебных заведениях. Сторонники последней точки зрения считают:

1) нужны школы, где знают проблемы одаренных, где могут действительно учить и воспитывать детей исходя из уникальности каждого ребенка;

2) обучение в таких школах должно быть не только интересным, но и более сложным и насыщенным, чем в обычных школах;

3) необходимы специалисты по работе с одаренными детьми;

4) политика целенаправленного выявления и обучения талантливых школьников объективно необходима, так как поощряет будущий цвет нации.

По подсчетам ученых, в каждой возрастной группе от 3 % до 8 % школьников обладает выдающимися способностями и талантами.

Специфическими качествами педагога, занимающегося образованием детей с высоким интеллектуальными или творческими способностями, названы:

2) уверенность в себе;

3) умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех;

5) наставник талантливых должен обладать гибким профессиональным мышлением;

6) быть открытым для общения;

7) быть способным пробудить интерес к предмету;

8) уметь защитить своего ученика.

Презентация по теме:
Работа с одарёнными детьми.

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Мордвинова Н.В. учитель начальных классов, МКОУ «Перегрёбинская СОШ №1»

Слайд 2
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов.

Слайд 3
Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста.

Слайд 4
1.Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.

Слайд 5
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.

Слайд 6
3.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.

Слайд 7
4.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников. 5.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.

Слайд 8
6.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.

Слайд 9
7.Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Слайд 10
Карне, Шведел и Уильямс (1983) выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план; поощрение глубокой проработки выбранной темы;

Слайд 11
осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью; акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;

Слайд 12
большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов; более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;

Слайд 13
поощрение творческого и продуктивного мышления; воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.

Слайд 14
1.Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
Владение большим объемом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного на новый материал. Установление причинно- следственных связей.

Слайд 15
Обнаружение скрытых зависимостей и связей. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем. Организация информации. Умение улавливать сложные идеи.

Слайд 16
Умение замечать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Использование альтернативных путей поиска информации. Анализ ситуаций. Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Слайд 17
Умение рассуждать. Построение гипотез. Применение идей на практике. Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность.

Слайд 18
2.Творческие способности
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость в мышлении и действиях. Быстрота мышления. Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Слайд 19
Богатое воображение. Восприятие неоднозначных вещей. Высокие эстетические ценности. Развитая интуиция.

Слайд 20
Концептуальные модели обучения одаренных детей:1.«Свободный класс» Гилфорда, 2.«Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и 3.«Таксономия целей обучения» Блума.

Слайд 21
Свободный класс». Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимально внимательное отношение к каждому ребенку.

Слайд 22
Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями. Программа ориентирована на достижение 2 основных целей: учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.

Слайд 23
Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-obucheniya-na-rezultativnost-obrazovatelnyh-strategiy-dlya-talantlivyh-i-odarennyh-detey, http://www.plam.ru/pedagog/pedagogika/p31.php, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/03/15/rabota-s-odaryonnymi-detmi






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением