Обучение детей составлению рассказов





Обучение детей старшего возраста с общим недоразвитием речи, составлению описательных рассказов с использованием моделей и схем

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией.

Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Наиболее сильно эти трудности проявляются в обучении детей с общим недоразвитием речи.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. Большое значение мы уделяем выбору мотивации. Мотив речевой деятельности должен соответствовать возрасту и интересам детей, от этого во многом зависит ее результат.

На первом этапе мы обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Используем эти схемы не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух предметов. См. Приложение 2. задание 3,4,5.

Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета.

С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают очень затрудняться в составлении описательного рассказа.

Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение:
  1. Дети сами определяют последовательность изложения;
  2. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака, см. Приложение 3 .

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют отличительные признаки и предлагают, как их обозначить. Предлагаем детям обозначить их через вертикальную черту. Затем дети выделяют сходные признаки. Мы предлагаем обозначить их на горизонтальной черте.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа. См. Приложение 1. зад.2.

На третьем этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему (“Моя любимая игрушка”, “Моя мама”, “Мой выходной день” и т.д.)

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

Поскольку у детей с общим недоразвитием речи иногда встречается задержка психического развития, которая носит вторичный характер, то работа над развитием связной речи должна сочетаться с развитием мышления детей.

В связи с этим мы решили составить схемы, которые бы способствовали развитию логического мышления детей. В этих схемах тот или иной признак обозначается не прямо, а в зашифрованном виде. И, чтобы назвать этот признак, ребенок должен сначала расшифровать его обозначение.

На этапе коллективного составления схем мы решили усложнить составление загадок, путем зашифровки каждого признака. См. Приложение 4 .

Сначала используем готовые зашифрованные схемы. Расшифровав схему, дети отгадывают загадку.

На втором этапе зашифрованные загадки составляют сами дети и изображают их в виде моделей схем.

Предложенная нами система работы по обучению детей составлению описательных рассказов с использованием моделей и схем, основана на постепенном, небольшом усложнении задач.

В результате чего дети, как правило, не испытывают серьезных затруднений на каждом этапе при составлении описательных рассказов.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию

Обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;

2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;

3. Составление рассказа из опыта;

4. Составление творческих рассказов.

- Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

- Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.

1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация) .

В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

2. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.

- В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

- Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, большое внимание уделяется формированию структуры описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности рассказывания. В подготовительной к школе группе – рассказывание по всем видам без наглядного материала.

Основные задачи по обучению рассказыванию в старшем дошкольном возрасте:

1. Научить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Формировать умения совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей.

Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус) :

- Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая) ;

- По плану педагога (3 – 4 вопроса) ;

- Коллективное составление рассказа;

- Составление рассказа по частям;

- Вопросы, указания, упражнения (на грамматику) ;

- Демонстрация наглядного материала;

- Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.

При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетных картин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале? », «О чем нужно сказать дальше? », «Чем закончим рассказ? » и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.

Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у дете й с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.

Использование моделей в старшем дошкольном возрасте служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, и помогают детям выстраивать:

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают не только основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, но и действия с объектами, части объекта.

Например, задание «Расскажи о домашнем животном». Наглядная модель рассказа-описания включает следующие изображения:

Зеркало» - внешний вид животного;

Человек» - какую пользу животное приносит человеку;

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Светлана Романюк
Приемы обучения детей составлению описательного рассказа

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа .

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Связная речь это - развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи, приемы работы ;

• Работа над составлением рассказа – описания ;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом .

Сегодня мы рассмотрим с вами составления рассказа – описания по игрушке !

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы. игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме ) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Описание – Это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта. Затем идет перечисление признаков, свойств действий. Завершает описание итоговая фраза. дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения. необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек. затем научить отвечать на вопросы по их описанию .

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д. подбирают сравнения и определения.

При оаписании игрушки используется следующий алгоритм :

1) Рассматривание и исследование игрушки;

2) Беседа с детьми;

3) Совместный рассказ .

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

Беседа с детьми;

Источники: http://festival.1september.ru/articles/313699/, http://raguda.ru/sk/obuchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.maam.ru/detskijsad/priemy-obuchenija-detei-sostavleniyu-opisatelnogo-raskaza.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением