Методика обучения порядковому счету детей дошкольного возраста





Методика обучения порядковому счету в пределах 10 у детей старшей группы.

Введение 3
1. Понятие порядкового счета и особенности обучения детей старшей группы детского сада 4
2. Занятия по обучению порядковому счету детей старшей группы 5
3. Анализ проведенных занятий 17
Список литературы 19
Приложение 20

Одной из задач занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является обучение порядковому счету.

Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения.

Счет как деятельность состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.

Цель работы – рассмотреть методику обучения порядковому счету в пределах 10 у детей старшей группы.

1. Раскрыть понятие порядкового счета.

2. Разработать конспекты занятий по обучению порядковому счету.

3. Проанализировать проведенные занятия.

  1. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Ерофеева. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
  2. Казинцева, Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / Е.А. Казинцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 223 с.
  3. Лема, Б. Порядковый счет. Состав числа: математика для дошколят / Б. Лема. – Минск: Аверсэв, 2003. – 16 с.
  4. Леушина, Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. - М. Просвещение, 1974. - 368 с.
  5. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. – М. Просвещение, 1984. – 175с.
  6. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие / З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец. – СПб. Детство-пресс, 2008. - 384с.
  7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 – 208с.
  8. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

Купить
готовую работу

Заказать
оригинальную работу

в разновозрастных группах

Бабкова Ирина Викторовна,

воспитатель ГБДОУ Детский сад №91

Выборгского района Санкт-Петербурга

Натуральные числа это числа, возникающие в процессе счета отдельных предметов (1,2,3 и т.д.) или измерения.

Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Работа по формированию у детей этого понятия ведется на протяжении трех лет (в средней, старшей и подготовительной группах) и далее продолжается в начальных классах школы.

Каждое число обладает признаком количества и признаком порядка. Когда мы считаем и отвечаем на вопрос сколько? – это количественный счет, при этом мы пользуемся количественными числительными. Когда мы хотим определить место предмета среди других предметов, мы отвечаем на вопрос, который по счету? – и считаем, пользуясь порядковыми числительными.

На пятом году жизни необходимо только показать разницу между количественным и порядковым счетом.

Обучение дошкольников счету будет более успешным, если воспитатель будет использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число.

Предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет).

Предметы разного вида, но объединенные родовым понятием (посуда, игрушки).

Алгоритм обучения порядковому счету:

1. Рассматриваем предметы, выясняем, чем они отличаются, определяем их количество.

2. Выясняем, сколько их всего. Для этого можно вызвать ребенка, попросить посчитать, тем самым закрепляя счет.

3. Объяснение воспитателя: Для того, чтобы ответить на вопрос сколько? – считаем так: один, два, три .

4. Показываем разницу между количественным и порядковым счетом. Идет показ воспитателя: А когда мы хотим узнать, на котором месте предмет, считаем по-другому: первый, второй, третий . .

В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что каждое число включает определенное количество единиц.Задача усложняется: детям показываем, что для того, чтобы ответить на вопрос сколько? не имеет значения, в каком направлении ведется счет. Мы можем считать справа налево, снизу вверх, при этом очень важно познакомить, с какого предмета начали счет, не пропустить ни одного предмета и не сосчитать дважды. При определении порядкового места направление счета имеет единственное значение.

В подготовительной к школе группе у детей развивается понимание того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на два меньших числа. На конкретном материале им показывают варианты состава числа:

3 – это 2 и 1; 1 и 2.

4 – это 3 и 1; 2 и 2; 1 и 3.

5 – это 4 и 1; 3 и 2; 2 и 3; 1 и 4. и т.д.

Дошкольников подводят к пониманию не только количественного, но и порядкового значения числа. Дети старшего возраста, овладевая операцией счета, могут выполнять ее в различных условиях: считать предметы не только в ряд и не только слева направо, но и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Они могут считать звуки, движения, предметы, изображенные на рисунке и т.д.

Необходимо правильно понимать вопросы Какой? и Который? . Целесообразно сравнивать предметы по величине, цвету и называть их порядковый номер. Например, Какого цвета третья полоска? , Которая зеленая полоска? .

Шпаргалка по Методике математического развития

Представлены ответы на вопросы экзамена по Методике математического развития для студентов педагогических дошкольных колледжей

Основные математические понятия: множество, число, цифра, натуральный ряд чисел, система счисления, счетная, вычислительная, измерительная деятельность, величина, форма, геометрическая фигура, время, пространство.
Предмет и задачи курса Методика математического развития и обучения математики . Связь методики математического развития с другими науками
Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный
Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников, вариативные программы Радуга , Развитие , Детство , методические системы М. Монтессори, Н.А. Зайцева, Е.К. Шулешко, Н.В. Белошистой
Задачи математического развития дошкольников
Взаимосвязь понятий развитие , обучение , воспитание . Математические способности
Методы и приёмы математического развития дошкольников
Средства математического развития, роль развивающей среды
Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
Формы организации работы по математическому развитию
Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников
Требования к организации занятий в разных возрастных группах
Требования к подготовке воспитателя
Требования к речи воспитателя и детей
Концепции развития количественных представлений
Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах
Методика обучения образованию множеств из отдельных элементов на основе выделения свойств, выделению элементов из множества и сравнение множеств приемами наложения и приложения путем установления взаимооднозначных соответствий
Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета
Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах
Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах
Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже
Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел
Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте
Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте
Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений целое и часть
Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками
Методика ознакомления с монетами
Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач
Особенности формирования количественных представлений в вариативных программах и методических системах
Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками
Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера
Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте
Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания
Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте
Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками
Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте
Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник
Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах
Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников
Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах
Время, его свойства, особенности восприятия дошкольниками
Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах
Ознакомление с календарем как системой мер времени
Развитие чувства времени у дошкольников
Планирование работы по математическому развитию дошкольников: виды, принципы, требования к составлению планов и конспектов, с учетом индивидуальных особенностей и уровня математического развития ребенка
Особенности организации работы в разных возрастных группах
Соотношение специально организованного обучения, совместной деятельности воспитателя и ребёнка и самостоятельной деятельности детей при организации математического развития дошкольников
Особенности работы с одаренными детьми
Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка
Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание
Показатели математической готовности ребенка к школе

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд. стереотип. — М. Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с. Для студентов специальности дошкольное обучение и воспитание. Предисловие. Теоретические основы методики развития речи. Предмет методики развития речи и задачи курса. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками. Роль.

  • 426,48 КБ
  • скачан 1465 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 24.02 02:53
  • будет удален через 14 дней

55 вопросов к экзамену по методике математического развития дошкольников и теоретическим основам методики математики Описание таких вопросов как: Этапы счетной деятельности у детей дошкольного возраста, обучение дошкольников счету; развитие у детей ориентировки в пространстве, времени.

  • 55,56 КБ
  • скачан 250 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 04.05 14:19
  • будет удален через 14 дней

Источники: http://masterdiplomoff.ru/katalog/metodika-obucheniya-poryadkovomu-schetu-v-predelah-10-u-detey-starshey-gruppyi.html, http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/obuchenie-detei-poriadkovomu-schetu-v-raznovozrastnykh-gruppakh.html, http://www.twirpx.com/file/1060162/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением