Психологическая готовность ребёнка к школе
Подобные документы
Понятие психологической готовности к обучению в школе, подходы к его определению в педагогической литературе. Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школе средствами дидактической игры.
дипломная работа, добавлен 21.03
Основные пути и способы подготовки ребёнка к школе. Цели и задачи подготовки ребёнка к школьному обучению. Система подготовки детей к обучению в школе по программе Хочу всё знать на базе ДОУ № 24 г. Вольска. Психологическая готовность ребёнка к школе.
дипломная работа, добавлен 31.10
Проблема готовности детей к обучению в школе. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному. Потребность ребенка заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности. Процедура определения психологической готовности к школе.
курсовая работа, добавлен 23.02
Понятие психологической готовности и ее составляющие компоненты. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Методика исследования, обоснование его практической значимости и анализ результатов.
курсовая работа, добавлен 02.02
Изучение методик определения уровня педагогической и психологической готовности ребенка к обучению в школе. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Программа Х. Бройера. Методики узор Л.И. Цеханской, графический диктант Д.Б. Эльконина.
контрольная работа, добавлен 09.05
Психологическая характеристика и особенности детей дошкольного возраста. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе, анализ методов специальной диагностики. Программа психологической коррекции готовности ребенка.
курсовая работа, добавлен 17.11
Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста. Психологическая, волевая, личностная готовность к школе и ее виды. Основные этапы развития ребенка дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 05.12
Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Становление психологической готовности к обучению в школе, освоение ребенком речи и грамоты. Анализ уровня сформированности коммуникативно-речевой готовности у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 19.10
Значение и содержание готовности детей к обучению в школе. Специальная подготовка детей к школе в области рисования. Развитие графических навыков письма дошкольников. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе.
дипломная работа, добавлен 18.09
Теоретическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. Воспитание и организация занятий с детьми. Экспериментальное исследование интеллектуальной готовности.
курсовая работа, добавлен 15.12.2004
Теоретические аспекты проблемы психологической готовности неорганизованных детей к обучению. Диагностика психологической готовности к школе. Исследование внимания, восприятия, анализ различных видов мышления, свойств памяти и развитости воображения.
курсовая работа, добавлен 24.03
Проблемы личностной и мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению. Исследование причин психологической неготовности к школе. Значение уровня развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка в эффективности учебы.
реферат, добавлен 24.11
Выявление у детей 7-го года особенностей представлений о школе и экономике. Обоснование педагогических условий, способствующих экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе.
курсовая работа, добавлен 27.05
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Современные трактовки проблемы готовности детей к обучению в школе. Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.
курсовая работа, добавлен 16.10
Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению. Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в основную. Методики выявления уровня интеллектуального развития младшего школьника.
курсовая работа, добавлен 20.05
Определение психологической готовности к школе и ее компоненты, сравнительный анализ данного показателя для мальчиков и девочек. Особенности детей данного возраста. Практические рекомендации для родителей дошкольников подготовительной к школе группы.
дипломная работа, добавлен 24.03
Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка дошкольника к учёбе в семье и педагогическая помощь детского сада. Психодиагностика дошкольников, оценка уровня подготовленности к школе; рекомендации для воспитателей.
курсовая работа, добавлен 24.11
Основные структурные компоненты готовности младших школьников к учебной развивающей деятельности в начальной школе. Содержание теоретико-технологического алгоритма учебной развивающей деятельности готовности детей к обучению через игровую деятельность.
дипломная работа, добавлен 02.07
Теоретические основы подготовки детей к обучению математике в школе. Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе. Понятие, сущность, значение математической готовности к обучению в школе. Программа исследования.
курсовая работа, добавлен 23.10
Сложность определения степени готовности ребенка к обучению в школе. Тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Условия формирования готовности к обучению.
контрольная работа, добавлен 26.07
Библиотека авторских работ по психологии и педагогике
дипломы, курсовые, контрольные на заказ
репетиторство
материалы по психологии и педагогике
детская страница
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе
Информация о работе.
Эта работа была защищена на оценку отлично . На сайт выложены введение, заключение, список литературы и приложения. В приложении приводится инструкция к использованию ориентировочного теста школьной зрелости А. Керна в модификации И. Ирасека, описание методики Исключение слов . Скачать все выше перечисленное вы можете нажав на эту ссылку .
Содержание
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Проблема понятия психологической готовности дошкольника к обучению в школе в трудах специалистов
1.2. Общая психологическая характеристика дошкольников, поступающих в школу
1.3. Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Описание процедуры исследования
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Понятие психологическая готовность к школе – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.
В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. П. Ефимова, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.
Актуальность темы заключается в том, что успешность школьного обучения во многом зависит от физической, личностной и умственной готовности дошкольника к деятельности в совершенно новых для него условиях жизни, предъявляющих ему новую систему требований, ставящих перед ним новые, ранее не встречавшиеся задачи. Само понятие психологическая готовность к обучению предполагает расхождение паспортного и биологического возраста ребенка, поэтому при определении готовности ребенка к школе надо ориентироваться не на год его рождения, а на уровень развития, которые позволяют (или не позволяют) выдержать требования систем обучения, нагрузки, нового режима жизни.
Цель работы: раскрыть сущность психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
Задачи курсовой работы:
1) изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
2) раскрыть сущность психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
3) провести экспериментальное изучение психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
Объект исследования: процесс формирования психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования: психологическая готовность дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза: психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, достижений практики; экспериментальные – психодиагностический метод, к которому относится метод теста и педагогический анализ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог проведенному в рамках данной курсовой работы психолого-педагогическому исследованию, темой которого являлась психологическая готовность дошкольников к обучению в школе, можно тезисно сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы:
1) Готовность к школьному обучению – это совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
2) Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, готовность к школьному обучению обеспечивает переход к позиции школьника.
3) В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностную готовность: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества; интеллектуальную готовность: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы; и социально-психологическую готовность: новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе выделяют еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.
1) Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе возникает только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная “необучаемость”, когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать оценить свою деятельность.
5) Из результатов проведенного исследования видно, что в экспериментальной группе дошкольников в возрасте от 5,5 до 6 лет 93% дошкольников являются школьно-незрелыми и 7% “средне-зрелыми”. Во второй экспериментальной группе дошкольников в возрасте от 6, 5 до 7 лет 80% детей являются школьно-зрелыми и 20% детей – “средне-зрелыми”.
6) Таким образом, проведенное экспериментальное исследование еще раз подтвердило исследования и выводы ученых, а также гипотезу, выдвинутую в данной курсовой работе о том, что психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника.
7) Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
8) В дальнейшем мы планируем заниматься изучением и разработкой данной проблемы, поскольку: во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения; во-вторых, если обследование детей начинать заранее, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать его развитие.
Copyright © 1997 – 2005 Ovsianka
Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению - курсовая работа (484)
- Введение
- 1 Психологическая готовность к школе как объект исследования
- 1.1 Психологическая готовность к обучению
- 1.2 Факторы психологической готовности к школе
- 2 Диагностика психологической готовности к школе
- 2.1 Проблемы диагностики психологической готовности
- 2.2 Диагностика психологической готовности будущих первоклассников к учебной деятельности
- Заключение
- Глоссарий
- Список использованных источников
- Приложение1
- Приложение2
- Приложение3
На современном этапе развития общества перед ним становится задача повышения качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в частности, подготовки их к обучению в школе. Для реализации механизмов решения данной задачи от психолога требуется провести работу по диагностике уровня психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой базе наметить пути и способы коррекционной работы.
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Она отражена в работах Г. Гетпера, А. Керна, С. Штребела, Я. Йирасела, Л.С. Выготского, Божовича Л.И. Д.Б. Эльконина, Н.Г.Салминой, Е.Е. Кравцовой и других исследователей.
Психологическая готовность к обучению трактуется многими ученными как необходимый и достаточный уровень психического и психологического развития ребенка для освоения учебной программы.
Таким образом, основная цель курсовой работы – проанализировать основные подходы к диагностированию психологической готовности к школе
1. Проанализировать психологическую готовность к школе, как объект исследования;
2. Раскрыть факторы психологической готовности к школе;
3. Проанализировать проблемы диагностики психологической готовности к школе;
4. Проанализировать и подобрать комплекс методик по диагностированию психологической готовности к школе;
5 Провести диагностику психологической готовности будущих первоклассников к учебной деятельности.
Объектом исследования является психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования – методики диагностирования психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
В ходе курсовой работы были рассмотрено понятие психологической готовности и основные факторы психологической готовности к школе. Изучены проблемы диагностирования психологической готовности к учебной деятельности и подобран, комплекс диагностических методик, охватывающий генеральные факторы психологической готовности ребенка к школе – его интеллектуальную и социально-психологическую готовность.
Психологическая подготовленность к учебной деятельности является важнейшим условием обеспечения факторов успешного учения. Психологическая подготовленность учащегося, как характеристика его личности, является преломлением содержания психологических факторов через личность учащегося.
Анализ методик исследования психологической готовности к учебной деятельности позволил подобрать комплекс методик, отражающих описанные психологические факторы успешной учебной деятельности. Необходимо отметить также, что наиболее широко в диагностической практике представлены методы диагностики интеллектуальной готовности.
Практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования комплекса методик подобранного и описанного в курсовой работе.
Список использованной литературы
- 1 Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личность.-- В сб. Теоретические проблемы психологии личности.-- М. 1974, с. 122--144.
- 2 Венгер Л.А. Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994 г.
- 3 Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению. психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению « Психологическое образование» 1997 – 235 с
- 4 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М. Комплекс-Центр, 1993. - 176
- 5 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
- 6 Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб. Питер, 1999.-275с.
- 7 Зимняя И. А. Педагогическая психология. -2 изд. испр. и перераб. - М. Логос, 2002. - 384с.
- 8 Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М. 1980г. – 320 с.
- 9 Конопкин О. А. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 18-26.
- 10 Конопкин О. А. Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуальнотипологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 42-52.
- 11 Кузнецова А. Алиева А. Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г. №8, стр. 50-54.
- 12 Маркова А. К. Матис Т. А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М. 1990. – 212 с.
- 13 Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа. 1987г, №4, стр.25-27.
- 14 Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. 2001. – 180 с. 102
- 15 Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М. Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 288 с.
- 16 Холодная М.А. Психология интеллекта. -СПб.:Питер, 2002.-272с
- 17 Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб. 1999 – 248 с.
Детали работы
Тип работы: курсовая работа
Количество страниц: 30
Источники: http://allbest.ru/k-2c0a65635b2ad68a5d53b88421316c27.html, http://psylib.narod.ru/author_works/2005_10_29_kurs.html, http://diplomcat.ru/uslugi/ready/r484.html
Комментариев пока нет!