Адаптация ребенка к обучению в школе





1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ( Ты теперь большой, должен сам мыть посуду и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич,
психолог

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс ,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу ,занимайтесь детьми ,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать. Ребенок говорит Я старался ! и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит ,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты. Спасибо! Эмоции,за ошибки извините ,крик души

Комментировать статью 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Близкие по теме статьи

Как научить самостоятельности первоклассника. Собирать портфель, делать уроки и чистить зубы без напоминаний

Подготовка к школе и домашние задания в первом классе: помощь родителей

Гиперактивный ребенок, родители и учительница: 3 варианта развития событий

Письмо, математика, чтение нетрадиционными способами. Опыт мамы.

Психологические проблемы адаптации детей младшего
школьного возраста

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.
Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно привести определение М.В. Максимовой (1994), которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином школьная дезадаптация или ( школьная неприспособленность ) фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.

Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения; эмоциональные расстройства.
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства (Ш.А.Амонашвили,1984).

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.
Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка. Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.

Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).
Г.С.Рабунский предлагает иную классификацию отстающих учеников. Его классификация основана на учете двух переменных: уровень познавательной самостоятельности и интерес к предмету. Соответственно выделяются следующие типы учащихся: средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки); познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки отлично и неудовлетворительно ); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе); познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе; уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо; ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе; для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.

Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с ЗПР быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.
Эти способности говорят о том, что ЗПР проявляется как в замедленном созревании эмоционально - волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов. Последнее, прежде всего, проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.
Очень важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.

Социальная адаптация ребенка к школе

Адаптация – это процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным или постоянно меняющимся условиям. С научной точки зрения адаптация – это активный процесс изменений функций организма и психики применительно к окружающей среде. Если этих изменений недостаточно, и две среды – внутренняя и внешняя – остаются несбалансированными, т.е. адаптация неэффективна, то человек автоматически компенсирует дисбаланс тем или иным способом.

В психологической литературе понятие адаптации раскрывается как совокупность особенностей биологического вида, обеспечивающих ему специфический образ жизни в определённых условиях среды. Среди прочих видов адаптации учёные различают социальную адаптацию.
Поступление ребенка в школу, это новый этап в его жизни, новая ступенька, на которую ребенку предстоит подняться, это переломный момент, этап освоения новых правил поведения, требований и понятий.
Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный, переломный период в его жизни. Для ребенка меняется его место в системе общественных отношений, меняется его распорядок жизни, увеличивается нагрузка. На смену играм приходят ежедневные занятия и умственные нагрузки. Они требуют напряженного умственного труда, повышенного внимания, большей сосредоточенности на уроках и относительной физической неподвижности, удержания правильной рабочей позы. Для детей 6-7 лет очень сложно проводить много времени неподвижно. В результате уроков в школе, увлечения первоклашек занятиями музыкой, иностранными языками и времяпрепровождения перед телевизором, двигательная активность у ребенка значительно снижается по сравнению с той, которая была у него до поступления в учебное заведение. Активность снижается, а потребность в движение остается большой.
Все, что происходит в школе, ново для ребенка. Пришедшего в школу малыша впервые встречает новый коллектив из одноклассников и учителей, то есть детей и взрослых людей. Нужно научиться устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, выполнять требования школьной дисциплины, а так же новые обязанности, связанные с учебой. К сожалению, далеко не все дети готовы к этому. Некоторые дети с большим трудом переносят школьные нагрузки. Психологи считают, что многие первоклашки, особенно в шестилетнем возрасте, часто сталкиваются с трудностью социальной адаптации. Это происходит из-за того, что в этом возрасте еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивая нормы поведения и обязанности школы.
Очень остро встает вопрос о том, как помочь ребенку без вреда для здоровья научиться выполнять новые требования и правила учителя, и как наиболее безболезненно для ребенка перейти от игр к более сложной учебной деятельности. В большой степени это относится к очень активным детям, которым очень сложно усидеть на одном месте долгий период времени. Такие дети постоянно отвлекаются, громко разговаривают, вскакивают с места. Среди них часто бывает много драчунов, которые легко возбуждаются и могут даже проявить агрессию в сторону одноклассников, не всегда видят дистанцию между собой и преподавателем. Такие дети, как правило, нуждаются в помощи врачей, потому что наказывать и осуждать их бесполезно.
Существуют дети с другой проблемой, связанной с нервной системой. Такие детки, как правило, не шумят, не мешают учителю вести урок, не выкрикивают с места, но они так же не в состояние высидеть весь урок, и, спустя 15 минут от начала урока теряют интерес к занятию и начинают заниматься чем-то посторонним. Такой ребенок, как правило, нуждается в индивидуальном графике работы. Но далеко не всегда учителя в силу своей занятости и желания сделать больший объем работы на уроке, замечают такое поведение ребенка. В таких случаях имеет смысл вмешательство родителей, которые знают своего ребенка лучше. Частная беседа с родителями может помочь учителю найти решение появившейся проблемы.
Многие дети берут с собой в школу игрушки. Не стоит запрещать это ребенку, надо просто объяснить, что играть в школе можно только на переменах. Почему не стоит запрещать брать в школу игрушки? Когда ребенок берет с собой любимую игрушку, он чувствует себя в этом, пока еще чужом для себя мире более защищенным. А ведь это очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Особенно в этом нуждаются стеснительные и робкие дети. Им сложно сразу найти общий язык с одноклассниками, поэтому наличие под боком игрушки им зачастую бывает необходимо.
Поскольку начальный период обучения достаточно труден для ребенка, поступившего в школу, у него могут появиться жалобы на усталость, головные боли, возникнуть плаксивость, раздражительность и нарушение сна. У некоторых детей снижается аппетит и вес. Так же могут возникнуть психологические трудности, такие как чувство страха, негативное отношение к учителю и учебе в целом, неправильное представление о своих реальных возможностях. Все эти изменения в организме ребенка, связанные с началом обучения в школе, некоторые ученые называют «адаптационной болезнью» и «школьным стрессом».
Все дело в том, что в процессе становления личности существуют особо острые моменты. Эти моменты приурочены к определенным возрастным периодам и практически неизбежны для каждого ребенка. Наиболее важные изменения проходят в возрастных промежутках от 2 до 4 лет, от 7 до 9 лет и от 13 до 16 лет. В эти периоды происходят изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других системах, что приводит к повышенной утомляемости, раздражительности и перепадам настроения.
При таком раскладе даже практически здоровые дети начинают болеть и проявляют излишнюю ранимость. Меняется характер, появляется упрямство и непокорность, неадекватные изменения в самооценке. В такой момент наступает новый и сложный период в жизни ребенка. Прежде всего, родителям надо это понимать и замечать не только изменение в поведение своего ребенка, но и пытаться определить, чем эти изменения обусловлены. Найдя причину, станет проще избегать конфликтных ситуаций.
Таким образом, поступление в школу является серьезным шагом от беззаботного детства к взрослению, наполненному чувству ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Источники: http://www.7ya.ru/article/1-klass-i-adaptaciya-k-shkole-6-sovetov-roditelyam-pervoklassnikov-17014/, http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm, http://www.pervayaruchka.ru/stat_socialn_adapt.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением