Дидактические игры по развитию речи
Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию они лучше воспринимают в играх, поскольку игровая составляющая повышает интерес к процессу, усиливает внимание и концентрацию, а многократные повторы позволяют усваивать знания даже самым рассеянным малышам. Соревновательный момент очень важен для прирожденных лидеров. В процессе игры проявляется детский характер, особенности воображения и мышления, активность, эмоциональность, уровень социальной адаптации и прогрессирующая потребность в контакте и общении.
Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе игровой деятельности − одно из важнейших средств гармоничного формирования и воспитания детской личности.
В зависимости от используемого материала дидактические игры по развитию речи бывают следующих видов:
- Игры с предметами - игрушками, подручными и природными материалами;
- Настольные игры с использованием печатных материалов;
- Словесные игры.
Развитие речи посредством дидактических игр
Развитие речи через дидактические игры происходит за счет пополнения словарного запаса, обучения в игровой форме навыкам использования слов (активизации словарного багажа), улучшения навыков коммуникации.
За период дошкольной подготовки ребенку необходимо освоить словарный запас, позволяющий без проблем общаться с ровесниками и взрослыми людьми, успешно получать школьные знания, понимать излагаемый материал (содержание литературных произведений, формулировку математических задач и т.д.). Поэтому основная задача дошкольного воспитания – максимальное развитие речи, посредством дидактических игр которое происходит эффективнее и качественнее.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
- Обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
- Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
- Позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
- Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
- По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
- Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
- Стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
- Развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
- Способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Словарный запас дошкольника существенно уступает по объему запасу слов взрослого человека. Основная задача развития речи через дидактические игры – за счет увеличения объема накопленных знаний об окружающем мире количественно обогатить словарь ребенка, активировать и научить грамотно его использовать.
Дидактические игры по развитию речи детей от двух до трех лет
В возрасте 2-3 лет малыш должен освоить названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, окружающих его в повседневной жизни и вызывающих его интерес. В этот период осваиваются и названия действий, производимых с этими предметами.
Задача воспитателей в этот период с помощью дидактических игр научить детей называть и различать:
- Части предметов, части тела животных и человека;
- Разные размерные величины;
- Основные цвета;
- Главные вкусовые качества;
- Некоторые физические качества и свойства.
Следует развивать способность детей обозначать одним словом группу схожих предметов, объединенных общим признаком и различать сходные группы предметов.
Хорошо в таком возрасте начинать учить ребенка разговаривать по телефону с невидимым собеседником. Это своеобразная дидактическая игра, развивающая не только словарный запас, но и абстрактное мышление, умение выразить свои мысли без помощи жестов. Следует правильно строить такой разговор, задавая простые вопросы, не требующие сложных ответов, можно сделать телефонный разговор, например с бабушкой, ежедневным ритуалом.
Рекомендуются также дидактические игры по развитию речи, суть которых понятна из названия – «Назови правильно…», «Что изменилось…», «Из чего состоит…» и т.п.
Главная цель таких игр в этом возрасте, совершенствуя словарный запас, привить ребенку интерес к словарной деятельности.
Развитие речи через дидактические игры в четыре года
В четыре года происходит дальнейшее пополнения словаря ребенка, с более подробным углублением в детали и характеристики окружающего мира. Это необходимо для усиления дифференцированного восприятия и углубления знаний об особенностях предметов, их назначении, строении и расширении понимания качеств и свойств. В этом возрасте малыш должен научиться основным приемам ориентирования в пространстве и времени, освоить соответствующие слова (утро, вечер, вперед, назад, сначала, потом). Дидактические игры для развития речи, рекомендуемые детям 4 лет, должны начинаться с фраз «Что сначала, что потом…», «Когда бывает…», «Что изменилось…», «Что будет, если…», «Что можно делать с…», «С чем можно делать …», «Больше чем…Меньше чем…», «Один…много…» и подобных.
Хорошо если ребенок будет каждый вечер рассказывать о том, как он провел день, во что и с кем играл, что видел и делал. Отвечая на наводящие вопросы родителей в процессе сюжетно-ролевых игр, с использованием любимых игрушек, малыш будет быстрее развиваться, пополняя свой словарь и улучшая умение им пользоваться.
Развитие речи посредством дидактических игр в 5-6 лет
Старший дошкольный возраст – период, когда дети с помощью дидактических игр активно усваивают разговорный язык, овладевая лексикой, фонетикой, грамматикой. Словарный запас расширяется, базируясь на углубленном познании окружающего мира. Основная задача дидактических игр по развитию речи в этом возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря − обучение ребенка диалогической и монологической речи.
В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых малыш должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок.
В период дошкольной подготовки важно научить ребенка повествовательной речи, умению составлять и произносить монологи − для этого в форме игры можно предлагать описывать конкретные ситуации, такие как дальнее путешествие, посещение зоопарка, сказочное путешествие, с подробным описанием деталей (объектов, свойств, качеств, действий и др.).
Дидактические игры для развития речи способствуют реализации характерных возрастных возможностей гармоничного психического развития дошкольников, подготавливая их поэтапно к школьной жизни.
Видео с YouTube по теме статьи:
Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизмаи
подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих задержку речевого развития, создаются специальные группы, пункты основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в дошкольных учреждениях осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка[1].
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний [2].
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка .
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения ( что было бы, если ). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение [4].
В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие [3].
Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостнои без принуждения.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. Просвещение, 1999. - 272 с.
Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. – М. АСТ, 2003. – 127с.
Логинова В.И. Формирование словаря// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М. 1984. – 101с.
Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – 58с.
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Дидактическая игра Один-много для дошкольников 5-6 лет
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова,учитель-логопед, МАДОУ д/с Буратино , районный центр Кыра
Известно, что прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса у дошкольников принадлежит игре. Успешное речевое развитие зависит от восприятия ребёнком окружающего мира,предметной деятельности.
Предлагаю описание практического игрового материала по развитию и коррекции словаря дошкольника. Использование игрового материала поможет логопедам, воспитателям, родителям усвоить вместе с детьми значение слов, приобрести знания об особенностях усвоения словаря в игровой форме, ясно представить основные направления работы по формированию словаря.
Цель: ознакомление с игровым материалом по формированию словаря у детей;
Задачи:
-формировать грамматический строй речи,лексическую систему слов;
-закрепить умения согласовывать слова;
-развивать внимание,память,мышление,речь;
Этапы работы:
-ознакомление с новым словом;
-уточнение значения слова;
-закрепление изученного материала;
Рассмотрим игровое упражнение Один-много ,направленное на развитие словаря.
Игра Один-много
Цель игры: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;
Оборудование: мяч,предметные картинки;
Ход игры: взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч,ребёнок должен бросить мяч обратно,назвав при этом множественное число.Целесообразно провести игру в виде загадок с применением наглядных,красочных картинок.
Чтоб вы могли меня понять,
Придётся вам загадки отгадать.
У каждого слова своё значение,
На что указывает слов предназначение.
Лёгкий,воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый-он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.(Шар)
(показываем картинки детям)
-Шар один
Он старенький-маленький,
А новый-большой.
Бывает простой он,
Бывает цветной.
Поможет в тетради мне написать,
Картинку раскрасить,нарисовать.
Он на уроке будет со мной,
Мой Друг.И помощник в учёбе он мой.(Карандаш)
-Карандаш один
Оно на дереве в саду созревает,
Вкус и цвет плода разным бывает.
И кислое,и сладкое-
На вкус оно приятное.
Зелёного,жёлтого,красного цвета,
Полезно оно!Все знают про это.(Яблоко)
-Яблоко одно
Разноцветный колобок,
Он тебе подставит бок,
Он и боли не боится,
Любит прыгать и катиться!
Кто же весело так скачет?-
Мой весёлый,круглый.(Мячик)
-Мяч один
Появились у соседки-
Доброй курицы-наседки,
Яркие пушистые
Солнышки лучистые.
Славные ребятки
Жёлтые.(Цыплятки)
-Курица одна,цыплят много
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?(Утята)
-Утка одна,утят много
Летят пушинки белые,
Кружатся на ветру.
Холодные красавицы укрыли поутру
Всю землю покрывалами.
Узоров их не счесть.
Белоснежные пушинки-
Это нежные.(Снежинки)
-Снежинка одна
Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика-
Красавицу спасу!(Ёлка)
-Ёлка одна,игрушек много
Закрепление изученного материала на развитие внимания,памяти,мышления,речи:
-Шар один,а много. (шаров) ;
-Карандаш один,а много. (карандашей) ;
-Яблоко одно,а много. (яблок) ;
-Мяч один,а много. (мячей) ;
-Курица одна,а много. (цыплят) ;
-Утка одна,а много. (утят) ;
-Снежинка одна,а много. (снежинок) ;
-Ёлка одна,а много. (игрушек) ;
Таким образом,использование дидактических упражнений в процессе обучения, развивает у детей воображение,память,помогает активизировать накопленную информацию и словарный запас.
Рекомендуем посмотреть:
Источники: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5811-didakticheskie-igry-po-razvitiju-rechi.php, http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070, http://ped-kopilka.ru/blogs/utyuzhnikova-svetlana/didakticheskaja-igra-odin-mnogo-dlja-doshkolnikov-5-6-let.html
Комментариев пока нет!