В структуру дидактической игры детей входит





Сущность и структура дидактической игры

Среди множества педагогических технологий выделяется технология дидактической игры.

Игра в психологии понимается как один из ведущих видов деятельности, направленный на создание и усвоение социального опыта. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения.

Много веков игры служили средством обучения, воспитания и социализации новых поколений. В народных играх показывается природа, быт, национальный характер народа («сорока-ворона», «фанты» и т.д.).

Традиции использования игр в воспитательно-образовательных целях получили распространение в трудах ряда выдающихся теоретиков и практиков образования. Ф. Фребель считал игру основой воспитания, он создал систему игр, в которых осуществлялось нравственное и физическое воспитание детей. М. Монтессори применяла дидактические игры, которые обеспечивают развитие детей. формируют у ребёнка познавательную активность, самостоятельность. К.Д. Ушинский понимал игру как свободную деятельность ребенка, которая вносит в его развитие особый вклад, утверждал, что обучение в игровой форме может быть интересным, познавательным, но никогда не развлекающим.

Давая оценку дидактической игры в системе обучения, А.П. Усова утверждает, что дидактические игры, игровые задания и приемы усиливают восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в учение занимательность.

В последние годы вопросы, связанные с теорией и практикой дидактической игры, исследуются многими учёными (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.), дидактическая игра стала одной их популярных форм обучения, а технология дидактических игр занимает важное место в деятельности учителя, стремящегося достичь высоких результатов обучения. Современная разработка дидактических игр направлена на поиск и реализацию потенциала игры в развитии интеллекта, логики и инициативности учащихся.

На сегодняшний день в педагогической науке сформированы достаточно ясные представления о взаимосвязи обучения и игры, определена оптимальная структура игрового процесса, условия выбора основных форм и методов педагогического руководства игровой деятельностью учащихся. Игровая деятельность и обучение в школе направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, сравнения, запоминания и припоминания, воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. При этом реализуются и функции создания и усвоения социального опыта, изначально присущие любой игровой деятельности.

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).

Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке. Например, дидактическая задача обобщить и систематизировать сведения об имени существительном при переводе её в задачу игровую может принять следующий вид: выяснить, кто в классе лучшие знатоки имени существительного. Таким образом, дидактическая задача скрыта от детей. Все внимание ребенка направлено на осуществление игровых действий, а задача обучения им не воспринимается. Это делает игру уникальной игровой формой обучения, когда дети невольно усваивают комплекс знаний, умений и навыков.

Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и т.д. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.

Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка.

Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей.

Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое слож­ное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошколь­ников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Значение дидактических игр :

- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воз­действует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;

- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначально­го обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети от­ражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание форми­рует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окру­жающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;

- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;

- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к тру­довой деятельности, желание самим трудиться;

- свода красочным оформлением, художественным исполнением раз­вивают эстетический вкус;

- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

Структура дидактической игры:

I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится за­дачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление актив­ности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Источники: http://si-sv.com/publ/1/didakt_igra/14-1-0-91, http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/59-rol-didakticheskix-igr-v-razvitii-doshkolnikov-struktura-didakticheskoj-igry.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением