Татарские игры для детей дошкольного возраста





Проект для дошкольников «Игры татарского народа»

Тип проекта: познавательно – игровой (краткосрочный)

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров РТ от 30.12 г. № 1174 “Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 1015 г.г. “Кил?ч?к”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой разработан учебно – методический комплект – УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Важно, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Для более полного освоения программного материала по УМК углубленное изучение игрового фольклора имеет неоценимое значение. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

В нашем ДОУ прочное место занимает организация и проведение национальных тематических недель в рамках краткосрочных проектов. Во время проведения недели татарской культуры дети знакомятся с национальными традициями и культурой татарского народа через освоение подвижных игр. В системе физкультурно-оздоровительной работы недельные проекты зарекомендовали себя наиболее приемлемой и эффективной формой приобщения детей и их родителей к физической культуре, национальным традициям.

Неделя народных подвижных игр в детском саду проводятся, начиная с средней группы, по содержанию педагогической работы в этот период мы стараемся создать оптимальные условия для активного отдыха детей.

Проект сочетает разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводится физкультурный досуг, то во вторую половину это - игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (рассматривание картин, иллюстраций, изготовление поделок, чтение художественной литературы, экскурсии).

При организации данной работы большое значение имеет взаимосвязь с родителями.

Я предлагаю план недельного проекта “Игры татарского народа”. Основная задача – чтобы дети получили заряд бодрости, пополнили свои знания о культуре и быте татарского народа.

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать двигательную активность детей через организацию татарских народных подвижных игр.

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

4. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность дошкольников.

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростные, координационные).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость, самостоятельность.

4. Приобщать детей к истокам культуры татарского народа.

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Воспитывать патриотические чувства, формировать толерантность, уважительное отношение к народам других национальностей.

3. Укреплять связь между поколениями, воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к изучению игр других национальностей.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопомощи, сопереживания.

5. Воспитывать желание изучать татарский язык.

Ресурсное обеспечение: музыкальный центр, CD- диски, проектор, компьютер, экран;

1 этап. Подготовительный. Разработка плана проектной деятельности в детском саду на тему: “Игры татарского народа”. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, показ мультфильмов на татарском языке (из комплектов УМК), экскурсия на выставки, в библиотеку. Подготовка атрибутов к играм, соревнованиям. Размещение в информационных стендах материала об истории и культуре татарского народа.

2 этап. Практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа с детьми:

- участие детей, в организованных в физкультурном зале, татарских народных подвижных играх.

- использование изготовленных своими руками, и совместно с родителями атрибутов к играм (маски “горшков” лисы, курочек, флажки, плакаты для украшения зала);

- закрепление на родном (татарском) языке правил подвижных игр;

Работа с педагогами:

- регулярная информация о разученных подвижных играх.

- изготовление атрибутики для игр.

Работа с родителями:

- консультация для родителей: “Играем в национальные игры”

- изготовление атрибутов для подвижных игр

- приготовить угощение для детей.

Выставка фотоколлажей: “Наши игры”, “Мы - дружные ребята”

План реализации проектной деятельности

Хороводные игры татарского народа

Игровой фольклор татарского народа богат и разнообразен. Особое место в ознакомлении с национальными культурными традициями принадлежит хороводной игре. Она является одним из средств в социализации ребенка, необходимой частью его жизнедеятельности.

Татарские хороводные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игра обогащается, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их основа остается неизменной.

В хороводных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Представления об особенностях быта, труда, искусстве народов не только закрепляются в игре, но и становится основой поведения детей, их убеждений.

В хороводах передается веселье, душа предков и они имеют задорный, веселый характер. Такие игры стимулируют развитие интеллектуальных способностей детей, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширяет кругозор.

Они еще носят коллективный характер, в связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Хороводные игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действие друг друга.

В хороводных песнях заложен колоссальный потенциал для оздоровления, становления личности ребенка, так как музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности: физиологические, психические, эмоциональные.

Хороводные игры, связанные частными изменениями направления движений, способствуют воспитанию физических качеств, гибкости тела. В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре татарского народа. При знакомстве детей с хороводными играми в детском саду реализуются следующие воспитательно-образовательные задачи:

- знакомство детей с хороводными играми на доступном фольклорно- этнографическом материале;

- развитие художественно- творческой активности;

- поддержание жизни своих предков;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту хороводных игр.

Основным условием успешного внедрения хороводных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Для лучшего восприятия игры в младших группах используется внесение игрушки, показ, образное объяснение. Образная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. В младших группах хороводные игры должны быть спокойными, плавными. Главную роль воспитатель берет на себя. После внесения игрушки, показа, объяснения дети двигаются под пение воспитателя. В старших группах объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания.

Воспитатель предварительно рассказывает о жизни татарского народа, показывает иллюстрации, предметов быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Можно образно и кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.В средней группе подбираются быстро играющие игры, то есть, игры от плавного, медленного темпа переходят на быстрый темп. Например: «Кунелле туп», (Веселый мяч).

В подготовительных группах хороводные игры должны быть содержательными, связанные с национальными обычаями, традициями татарского народа:

- воспитатель вначале рассказывает содержание игры;

- учит с детьми отдельные элементы этой игры;

- объединяет слова с движениями;

- игру играют с начала до конца.

В хороводных играх много веселья, шуток, задора, ритмические движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. Ритмичность, напевность татарских считалок способствует быстрой организации игроков. Хороводные игры на занятиях играются с определенной целью. Рекомендуется использовать на итоговых, интегрированных, комплексных занятиях. Хороводные игры уместно играть вне занятий, на прогулке, на праздниках.

Итак, хороводные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство. Работая с детьми, воспитателю надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека.

Усвоение ребенком доступного игрового опыта Малой Родины не только обогащает знания детей об истории и культуре татарского народа, но и способствует приобщению к народным традициям и обычаям.

Национальные подвижные игры как средство патриотического воспитания на занятиях физической культуры

В последние годы проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно - патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физкультурой и спортом.

Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Как средство патриотического воспитания на занятиях по ФИЗО эффективно используются национальные подвижные игры.

Подвижная игра является одной из основных форм работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, являясь средством всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. В процессе игровой деятельности в комплексе решаются оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи.

Народные подвижные игры разных национальностей имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

На земле Татарстана издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам.

Многие национальные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.

Народные подвижные игры являются важным пластом национальной культуры, поэтому способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Эти игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой интерес к народному творчеству. Большинство народных игр требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

С чего начинается игра? Обычно выбирают ведущего или водящего, в некоторых случаях делятся на команды. А помогают в этом считалки. В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры.

Важность хороводных игр для народностей очень велика. В них открывается творческая сила поэзии, игры. Хороводы доступны и интересны детям любого возраста, так как сопровождаются особенными песнями и играми в которых передаётся жизнь народа в разных видах.

Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей.

Ни один народный праздник не обходится без хороводных и подвижных игр. Привлечение детей к массовым народным праздникам, играм приводит к потребности в положительных эмоций, желанием быть вместе, а также участвовать в решении задач по восстановлению традиций народных праздников.

Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.

Те, кто живет в Татарстане, рано узнают о празднике Сабантуй. Веселый праздник оставляет яркие впечатления у детей. Особое место в этом празднике конечно занимают народные подвижные игры, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: Скачки , Бег в мешках , Попади в горшок , Бег с коромыслами , Бег ложкой с яйцом , Кураш , Бой с подушками , Перетягивание каната и. д. И что удивительное игры Бой с подушками , Бег в мешках это не только татарские народные игры, а также являются марийскими народными играми. Очень красочно в детском саду проходит праздник Масленица с играми забавами и обязательно с угощением.

Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по ФК, музыкального руководителя и воспитателя татарского языка формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РТ.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/655563/, http://dohcolonoc.ru/cons/9134-khorovodnye-igry-tatarskogo-naroda.html, http://edu.tatar.ru/nkamsk/dou61/page1716302.htm






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением