Сюжетно ролевые игры старший дошкольный возраст





Конспект сюжетно-ролевой игры Торговый центр для детей старшего дошкольного возраста

Игра 1. “Торговый центр”

Цель. Развитие средств успешной социализации детей в коллективе.

Задачи. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, касса, зеркало, предметы-заместители, деньги, кошельки, вывески названий отделов магазина, одежда и головные уборы для продавцов, сумки, весы, природный материал (шишки, камешки и др.), чеки, елочные украшения, домик, ёлка, ветошь для протирания витрин, пакеты для упаковывания.

Подготовка к игре. Экскурсии в магазин. Встреча с работниками магазина, приготовление поделок на занятии ручного труда, этические беседы о поведении ребят в общественных местах, сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры. Рассказ воспитателя о том, как мы играли в детстве.

Игровые роли. Директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, шоферы, упаковщики, бармен, мастер-парикмахер.

Словарная работа. Шопинг-центр, бармен, вежливые слова, покупатели, продавец, парикмахер, мастер, директор магазина, клиент, посетитель, кассир, водитель, упаковщик.

Ход игры

– Ребята, скоро праздник – Новый год. Все люди нашей страны готовятся к празднику: покупают друг другу подарки, открытки; покупают продукты для новогоднего стола, ходят в гости. Сегодня у нас открывается торговый центр”, это магазин в котором есть такие отделы как “Подарки”, “Игрушки”, “Продукты”; есть ещё у нас и “Салон красоты”, где вам сделают красивую причёску, маникюр; есть у нас и “Кафе-бар”, где можно попить кофе с пирожными, попить сок, чай, съесть мороженое.

Давайте распределим роли. В этом нам поможет считалочка “Стакан, лимон – вышел он”.

Затем дети совместно с воспитателем устанавливают витрины, раскладывают овощи, устраивают кафе, салон красоты.

После того как вы сделаете покупки или до покупок можно сходить в кафе, в “Салон-красоты”. Покупки можно отнести домой (положить в доме, или под ёлочку). Наши водители могут отвезти ваши покупки домой.

Перед началом игры, после распределения ролей напомнить детям как должен покупатель разговаривать с продавцом, а продавец с покупателем и предложить одно из главных условий игры: без слов “будьте добры”, “пожалуйста”, “спасибо” товары отпускаться не будут; не будут предоставлены услуги. Дети берут корзинки, деньги.

Дальше начинается игра. Директор магазина объявляет об открытии “Торгового центра”, приветливо встречает покупателей. После этого покупатели расходятся по отделам и делают покупки. Идет оживлённая торговля. Все товары имеют цену, в рамках программного материала (счёт до 10 рублей). В игру введены весы для взвешивания продуктов (мелкие камешки, шишки и др.)

Продавец вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт его посмотреть, показывает, как с ним можно обращаться, говорит, сколько он стоит.

Заплатив в кассу названную продавцом сумму и взяв чек, покупатель отдаёт его продавцу и получает у него свою покупку. Воспитатель подсказывает по необходимости: Вы купили яблоко для своей дочери? А вы не забыли купить открытку для бабушки, дедушки? А что вы принесёте из магазина для праздничного стола?

Продавец, после того как покупателей становится меньше, объявляет, что магазин закрыт на обед, вывешивает табличку “Обед”. Поправляет и наводит порядок на своём рабочем месте, протирает прилавки ветошью.

Водители привозят новый товар. Бармен предлагает попить кофе с пирожными.

Примерно через 15–20 минут, педагог предлагает поменяться ребятам ролями.

Воспитатель: Наступает вечер, рабочий день “Торгового центра” заканчивается. Не забудьте убрать своё рабочее место.

Итог игры

Обсуждение игры. В какую игру мы сегодня играли, кем мы были? Если мы продавали – то мы были продавцами. Если покупали? Делали причёску? Пили Кофе? Варили кофе? Упаковывали товар? Увозили товар?

Какую оценку вы бы поставили нашей игре сегодня?
Хорошо играть вместе? Мы ещё поиграем с вами в магазин и пригласим ребят средней группы в наш “Торговый центр”.

Игра 2. “Поликлиника”

Цель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии врача.

Игровой материал. Игровой набор “Кукольный доктор”: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь. самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Предварительная работа. Экскурсия в поликлинику. Посещение медицинского кабинета в ДОУ. Чтение сказки “доктор Айболит К.И Чуковского. Просмотр мультфильма “Айболит”. Изготовление атрибутов для игры. Дидактическая игра “Кому, что нужно для работы?” Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача. Беседы о работе “Скорой помощи”, терапевта, педиатра, медсестры, санитарки.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.

Ход игры

Беседа: Какое сейчас время года? В это время люди часто заболевают простудными заболеваниями. Что болит у людей и детей? Куда обращаются люди за помощью? И кто оказывает им помощь в поликлинике? Назовите врачей?

Для того чтобы не заболеть гриппом, в поликлинике и в детском саду делают прививки. Прививки защищают взрослых и детей от тяжёлых форм гриппа. Сегодня мы с вами и поиграем в “Поликлинику”. К нам на приём пришли пациенты, взрослые со своими детьми. Для того чтобы сделать прививку, нужно получить разрешение врача на прививку. Взрослые проходят к врачу-терапевту, а детей осматривает врач-педиатр. Обязательно спросите, как себя чувствует пациент. Измерьте температуру. Осмотрите кожные покровы. Нет ли насморка.

У каждого врача есть свой кабинет, свои инструменты. Давайте сначала построим помещение поликлиники. Воспитатель вместе с детьми оборудует кабинеты врача: педиатра, терапевта, процедурного кабинета, приёмную, где пациенты ждут своей очереди.

Давайте договоримся: кто будет у нас выполнять роли врачей, медсестры, санитарки, пациенты с детьми, взрослые пациенты.

Воспитатель берёт на себя роль первого пациента. Явившись на приём первым, он старается помочь своей беседой войти в роль ещё неопытному врачу, помогая прямыми, косвенными вопросами, советами. (Посмотрите носик у моего сыночка. Скажите доктор, у моего ребёнка нет температуры? Вы не забыли смазать место укола спиртом?)

В дальнейшем педагог следит за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребёнку.

При подведении итогов игры акцентировать внимание детей на вежливость, внимательность, доброту, старательность, желание играть вместе с товарищами, договариваться о том, что будут делать вместе, использование детьми предметов заместителей.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Тема. Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. у него начинает формироваться определённое отношение к людям. к труду. вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка ; его внимание. память. воображение. дисциплинированность. ловкость. Кроме того. игра – это своеобразный. свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка. происходят значительные изменения в его психике. которые подготавливают переход к новой. более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры. которые создаются самими детьми. - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то. что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива. он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются.

1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят. что иногда надо делать то. чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра. где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

Осваивая в игре правила ролевого поведения. ребёнок осваивает и моральные нормы. заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых. их отношение к своему труду. к событиям общественной жизни. к людям. к вещам. в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей. поступкам. нормам и правилам поведения в обществе.

2. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых. самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика. то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой. вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ. как он это может сделать. - это пойти в школу.

3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.

Игра ребёнка очень богата эмоциями. часто такими. которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает. что в самой глубине генезиса игры. самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности. в речи дошкольника часто присутствуют такие слова. как будто , понарошку и по – правде . Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется. мама по-настоящему любит свою дочку – куклу. водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.

С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.

Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры ( в моряков , лётчиков , космонавтов ) продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время морского путешествия то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.

Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

5. Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.

Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.

Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ,
  • ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ,
  • СЮЖЕТ ,
  • РОЛЬ ,
  • ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ,
  • РЕАЛЬНЫЕ (ПАРТНЕРСКИЕ) ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ИГРАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

В статье приведены характеристика сюжетно-ролевой игры, а также направления в организации такой игры как средства формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Пензенского государственного университета , КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 26.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 26.09).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10) С.32-36.

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр Вестник Пензенского государственного университета (2015).

КУЗНЕЦОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (2015). Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр. Вестник Пензенского государственного университета

Источники: http://festival.1september.ru/articles/586242/, http://ds232.centerstart.ru/node/3827, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-syuzhetno-rolevyh-igr






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением