Познавательное развитие детей через дидактические игры





1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

В данном разделе книги представлены игры, направленные на умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха и способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Выделены следующие группы игр:

1. Игры на развитие мелкой моторики

2. Игры на развитие восприятия

3. Игры на развитие внимания и памяти

4. Игры на развитие мышления и воображения

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено несколько целей. Это и развитие внимания, мелкой моторики, мышления и других психических процессов. В процессе использования предлагаемых игр происходит развитие интереса к игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребенком, взаимодействие детей между собой. В процессе подбора и описания игр учтены особенности познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение для развития внимания, ориентировки детей на свойства предметов и игрушек. Эти игры особенно важны для детей с нарушениями слуха, так как свойственные для многих детей нарушения мелкой моторики в дальнейшем отрицательно сказываются и на формировании двигательной основы речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве методических приемов используется выбор предметов по подражанию, по образцу, словесной инструкции или описанию.

Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF DIDACTIC GAMES COGNITIVE INTERESTS OLDER PRESCHOOLERS Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рысбаева А. Рысбаева Г. А.

Дидактические игры это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Rysbaeva A. Rysbaeva G. A.

Didactic games a kind of games with rules, specially created for the purpose of pedagogy education of children. These games are aimed at solving specific problems of teaching children, but, while they have shown in educational and developmental impact of gaming activities.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Международный журнал экспериментального образования , Рысбаева А. Рысбаева Г. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Рысбаева А. Рысбаева Г. А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №5-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-poznavatelnyh-interesov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 26.09).

Рысбаева А. et al. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников Международный журнал экспериментального образования (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-poznavatelnyh-interesov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 26.09).

Рысбаева А. Рысбаева Г. А. (2014). Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников. Международный журнал экспериментального образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-poznavatelnyh-interesov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Рысбаева А. Рысбаева Г. А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №5-1 С.78-80.

Рысбаева А. et al. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников Международный журнал экспериментального образования (2014).

Рысбаева А. Рысбаева Г. А. (2014). Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников. Международный журнал экспериментального образования

Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

В федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Мне бы хотелось подробнее остановиться на познавательном развитии, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и времени и др.).

Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой и непринужденной форме.

Цель игры: Познакомить детей с тем, что вода может находиться в твёрдом, жидком, газообразном состоянии. Учить строить модель любого конкретного предмета или даже сюжета с помощью «человечков».

Задачи: Дать детям знания о неживой природе, элементах физики. Развивать у детей такие качества, как пытливость, любознательность, мыслительную деятельность и воображение.

Материал. Карточки с изображением воды в различных агрегатных состояниях (твёрдых, жидких и газообразных) - льдинка, снежинка, сок, молоко, пар; карточки с изображением моделей «человека», характеризующие агрегатные состояния - (демонстрационные и раздаточные).

Ход игры: В игре могут принимать участие 3-5 человек.

Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением моделей человечков, которые символизируют состояние воды: жидкое, твёрдое и газообразное. А так же карточки с изображением различных предметов: льда, воды, снежинки, пара, стакана сока, апельсина и т. д. Объясняет, что любой предмет можно изобразить схематически, с помощью моделей.

Воспитатель предлагает детям найти все твёрдые предметы. Почему эти предметы твёрдые? Что находится у них внутри? Внутри каждого твёрдого предмета живут человечки. Они крепко держатся за руки, чтобы ничего не прошло.

Затем воспитатель предлагает найти жидкие вещества, которые текут: вода, компот и т.д. В жидкости тоже живут человечки. Они держат руки на поясе, но касаются друг друга локтями. То есть они держат свои ручки так, чтобы сквозь воду могли пройти твёрдые предметы.

Газообразные вещества – дым, пар, воздух. Здесь тоже живут человечки. Но они как бы летают, постоянно находятся в движении.

С помощью человечков обучить детей элементам моделирования, т.е. учить детей строить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т.д.

Воспитатель предлагает детям с помощью человечков построить модель любого конкретного предмета или сюжета: модель стакана с соком, модель апельсина, модель пара и т. д. Обучает детей элементам моделирования.

Воспитатель предлагает к выложенным моделям подобрать карточки с изображением подходящего предмета.

Рекомендации по использованию игры в практике работы ДОУ: Игру можно использовать при организации деятельности с детьми по образовательным областям «познание», «социализация», «коммуникация», в экспериментальной деятельности и индивидуальной работе с ребёнком. А так же дети могут использовать игру в самостоятельной деятельности.

Список использованных источников.

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М. 1990

2. Усова А. Т. «Роль игры в воспитании детей». М. 1976

3. Васильева М. А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях». М.,1986

Источники: http://pedlib.ru/Books/3/0101/3_0101-3.shtml, http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-poznavatelnyh-interesov-u-starshih-doshkolnikov, http://metior.ru/article/7-didakticheskaja-igra-po-poznavatelnomu-razvitiyu-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением