Особенности игры детей дошкольного возраста





Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку с течением времени минимизировать существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.

Кроме того что игра занимает значительную часть свободного времени ребенка, она служит средством для качественных изменений в его самосознании.

Развитие игровой деятельности дошкольников

Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей.

Близкие взрослые становятся образцом для игровых поведенческих реакций ребенка. Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре.

В игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры. Нередко ребенок прямо или косвенно цитирует точку зрения взрослых на затронутую в игре проблематику, а в игровых отношениях с товарищами моделирует их поступки. Часто в качестве игрового сюжета дети склонны выбирать те вопросы, которые приходится решать близким им взрослым. Разумеется, что и в качестве игровых объектов они используют явные или мнимые предметы из практики взрослой жизни.

Крайне важно, что сюжеты игровой деятельности детей дошкольного возраста не предопределены заранее, они формируются в реальном времени детским коллективным воображением, тем самым развивая его. Достаточно часто в процессе игры те или иные предметы меняют свои функции и начинают играть иные роли.

В процессе сюжетно-ролевой деятельности дошкольников детское воображение формирует образы, которые воплощаются посредством развития игровых событий. Кроме сюжета такая игра имеет содержание, определенные правила, предусматривает те или иные игровые действия, ролевые отношения, нередко переходящие в реальные, а также истинные предметы и их заменители.

Неотъемлемой составляющей игры дошкольников являются роли. Они отражают детский взгляд на поведение взрослых людей в тех или иных ситуациях и принятым в обществе нормам. Для игры дети могут выбирать как хорошо знакомые им сферы жизнедеятельности взрослых, так и те, которые представляют живой позитивный интерес и стимулируют к размышлениям.

Играя со сверстниками, ребенок вынужден считаться с точкой зрения других людей или даже целых групп, понимать и принимать их позицию и смотреть на события их глазами. К примеру, примеряя на себя роль матери, девочка учится постигать чувства ответственности и заботы, начинает понимать роль послушания и взаимопонимания.

Игровые интересы дошкольников

Игры профессиональной тематики через привлекательность того или иного вида деятельности помогают понять мотивацию трудовой деятельности людей, ее значение и высокую степень ответственности. Ребенок в состоянии уяснить, чем занимается на своем рабочем месте тот или иной специалист. Считается, что средний дошкольник старшего возраста посредством игры ознакомлен не менее чем с десятью профессиональными сферами, притом, что наиболее близкими для себя считает не более двух из них.

Правила игровой деятельности детей дошкольного возраста диктуют определенные рамки поведения персонажам. Таким образом, ребенок отчасти руководствуется собственной позицией, а в основном учится действовать в предложенных обстоятельствах и сдерживать собственные желания.

Соблюдение правил игры относится к осознанным социальным поступкам растущего человека. Правила позволяют осуществлять контроль и самоконтроль. В процессе взросления ребенок меняет свое отношение к правилам игры от их полного неприятия в младшем дошкольном возрасте до активного неудовольствия, когда такие правила игнорируются сверстниками уже накануне школы.

Замечательно, что правила игры дошкольники создают, основываясь на логике знакомых им жизненных связей, а их выполнение считают необходимостью.

Обязательным условием игровой деятельности детей дошкольного возраста является мнимость ситуации. В зависимости от того, насколько широк кругозор ребенка, он в состоянии имитировать различные сферы деятельности взрослых: семейный быт, полеты в космос, строительство и прочие. Чем больше сюжетов в состоянии предложить для игры дошкольник, тем продолжительнее становится игра.

Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг.

Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых (мытье посуды, изготовление куличей и т.п.). Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.

Обучение игре детей дошкольного возраста

При обучении игре детей дошкольного возраста необходимо учитывать некоторые аспекты. В первую очередь следует понимать, что контекст игры позволяет ребенку младшего школьного возраста действовать целостно, в соответствии с предложенными обстоятельствами. Только получив достаточный опыт при помощи такого рода игр, уже более взрослый ребенок в состоянии выделять проблематику игры, а значит воспринимать поставленные перед ним в игровой форме задачи. При обучении игре детей дошкольного возраста старших групп следует базироваться на уже сформированных навыках их коллективной деятельности.

Видео с YouTube по теме статьи:

Особенности и роль игры в дошкольном и младшем школьном возрасте

Вашему малышу исполнилось три года, а это значит, что он вступил в дошкольный возраст.

В этот период ребенок живет игрой. Складывается впечатление, что ребенок играет постоянно. Это естественно и закономерно. Детская игра - деятельность, в которой ребенок развивается, учится общаться и получает необходимые навыки, знания и опыт.

До трех лет у ребенка деятельность ребенка похожа на игру, но пока еще так называемая предметная или манипулятивная деятельность.

Начиная с трех лет, у малыша возникает ролевая игра. Игра, в которой, малыш еще не придумал сюжет, он только начинает примерять различные роли. Скорее всего, вы замечали, как 3-х летние дети могут ощущать себя различными героями сказок, считать себя мамой или папой, подражать различной профессиональной деятельности (парикмахер, шофер, врач). Они любят перевоплощаться в неживые предметы: «Я – машина», «Я - цветочек».
Все эти перевоплощения пока не имеют сюжета, только роль. Но это важный шаг на данной возрастной ступени развития.

Как только роли будут освоены, и малыш немного подрастет (3,5 - 4 года) можно отметить у него следующий этап развития игры. Возникновение сюжетно – ролевой игры. Играя, дети копируют, воспроизводят поведение родителей, воспитателей, продавцов примеряя на себя этот опыт. Помимо освоения роли дети выстраивают сюжет игры. Например «дочки-матери», «повар» и пи т.д. В этих играх прослеживается последовательность действий связанных между собой сюжетом, как правило, увиденным в жизни или при просмотре фильмов, мультфильмов.

В среднем около года дети оттачивают мастерство сюжетно-ролевых игр, и к 5 годам в их жизни игра начинает совершенствоваться до режиссерской. Это самый сложный вид игровой деятельности.

Дети начинают выстраивать игру до мелочей. Они договариваются, что и кто будет делать, что нужно сказать, порой можно заметить как ребята проговаривают роли, осваивая все новые и новые пространства игры. Так называемые игры-драматизации.

Вот так незаметно для себя, а порой и для окружающих ребенок развивается сам и совершенствует искусство игры.

Однако помимо ролевых игр, дети с интересом играют в подвижные игры «Салки», «Прятки». Имеют они не меньшую ценность. Играя в них, дети учатся действовать по правилам, оценивать и совершенствовать свои физические силы, развивать зрительно-моторную координацию.

Любимыми остаются дидактические: «Лото», «Разрезные картинки», «Парочки» и конструкторские игры «Конструктор», «Пазлы», «Мозаики» «Кубики».

Эти разновидности игры сохраняются, и с интересом применяются даже когда дошкольник стоит на пороге начала школьной жизни, то есть вступает в младший школьный возраст.
Игра не теряет своей актуальности, а немного видоизменяется на протяжении всей жизни человека.

Роль игры в развитии ребенка

В игре наиболее интенсивно, но незаметно для ребенка формируются все психические качества и особенности его личности.
Игровая деятельность создает условия для формирования произвольности поведения и психических процессов. То есть в игре, ребенок подчиняет все свои сиюминутные, импульсивные действия и желания правилам и роли. Что является важным новообразованием дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра позволяет лучше концентрировать внимание на выполняемой деятельности. Если в игре ребенку нужно соответственно своей игровой роли нарисовать заборчик из ровных палочек, то, как бы ему не было сложно, задание будет выполнено. А в противовес этому, если то же самое задание предложит взрослый и выполнить его нужно будет не в игре, то результат в большинстве случаев разочарует.

Также, в игре, выполняя различные роли, ребенок учится воспринимать разные точки зрения и отстаивать свою.
Играя, ребенок учится, фантазировать, а, следовательно, и развивать воображение. Ребенок представляет себе воображаемую ситуацию и героев.

Игра оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие детей, формирование полноценной и гармоничной личности. А значит, взрослые могут использовать игру для достижения воспитательных и развивающих целей.

Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в общении 531

Аннотация

В контексте проблемы формирования психологических границ «Я» рассматриваются особенности игры дошкольников с проблемами в общении. Исследуется феноменология психологических границ «Я» и их нарушения у дошкольников в процессе игры. Представлены данные об особенностях игры детей, не принимаемых сверстниками, и их отличия от игры принимаемых детей (нарушения границ роли и сюжета, неадекватность размеров игрового пространства, выход из игровых отношений в реальные и др.), а также характеристики психологических границ «Я» этих детей. В исследовании участвовали 140 детей старшего дошкольного возраста, в основную группу вошли 70 детей, не принимаемых сверстниками. Участниками исследования были также матери детей (40 из контрольной группы, 40 – из исследуемой). Обработка результатов осуществлялась при помощи статистического пакета SPSS, для проверки значимости различий использовались критерии Х2, Манна-Уитни, был проведен также корреляционный, факторный и кластерный анализ. Все представленные различия между группами статистически значимы при р Скопировать

Значение игры для психического развития и формирования личности в наше время вряд ли требует специальных доказательств. К каким бы разным психологическим направлениям не принадлежали исследователи, все они единодушны в том, что игра необходима для полноценного психического развития детей, становления их личности, обретения места в мире. В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин, говоря о значении игры, выделяет стороны психического развития, в отношении которых влияние игры является определяющим и развитие которых «подготавливает переход на новую более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития» [8, с. 288]. Это развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление познавательного эгоцентризма, развитие умственных действий, произвольного поведения.

Именно в игре дошкольников складываются основные предпосылки овладения учебной деятельностью и, следовательно, то, насколько полноценно играет ребенок, во многом определяет успешность его обучения в школе. Произвольность, способность следовать нормам, действовать по образцу, оперировать знаками и схемами, овладение социальными нормами – всё это важнейшие новообразования дошкольного возраста, формирующиеся преимущественно в игре.

Исследования, проведенные более 20 лет назад под руководством Д. Б. Эльконина в контексте изучения условий перехода к обучению в школе с шести лет, показали, что дети, «недоигравшие» в детском саду, отстают от своих семилетних одноклассников и в когнитивном, и в личностном развитии, у них выше тревожность, хуже развита способность к символизации [5]. В дальнейшем многие исследования подтвердили это.

Представленная здесь работа во многом была инициирована дискуссиями о состоянии игры современных детей. Наблюдения за их жизнью и специальные исследования показывают, что, к сожалению, современные дети играют все меньше, а социальная жизнь взрослых постепенно вымывается из содержания детских игр [6]. Однако возникает вопрос, всегда ли, даже если дети играют, для всех ли игра может полностью выполнить свою социализирующую функцию, все ли способны реализовать развивающий потенциал игры. Этот вопрос возник перед нами в связи с наблюдениями за игрой детей в старшей группе детского сада. Обратили на себя внимание особенности игры непопулярных детей, их игра и стала предметом первой части настоящего исследования.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  2. Выготский Л. С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1978.
  3. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М. 2002.
  4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. Т.1. М. 1983.
  5. Психологические особенности детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М. 1988.
  6. Смирнова Л. И. Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  7. Филиппова Е. В. Пивненко Т. В. Об игре детей, не принимаемых сверстниками / Под ред. Е.А. Репринцевой. Курск, 2008.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999.
  9. Эльконин Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова. М. 1989.
  10. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии, 2004. № 1.

doi:10.17759/chp.10.17759/chp01

Источники: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5830-igrovaja-dejatelnost-detej-doshkolnogo-vozrasta.php, http://detskienovosti.ru/articles/osobennosti-i-rol-igry-v-doshkolnom-i-mladshem-shkolnom-vozraste.html, http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n3/31168.shtml





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения