Музыкально дидактические игры детей старшего возраста





Музыкальная дидактическая игра для старших дошкольников

Музыкально-дидактическая игра Вини Пух и его друзья

Автор: Кругляк Лариса Фёдоровна, музыкальный руководитель МБДОУ №13, город Уфа республики Башкортостан
Описание работы:
Музыкально-дидактическая игра «Вини Пух и его друзья» создана для детей старшего дошкольного возраста. Данная игра направлена на эффективное применение в индивидуальной работе с детьми. Она может так же применяться:
- в образовательной деятельности «Музыка» в разделе музыкального воспитания «Слушание»;
- в интегрированной непосредственной образовательной деятельности;
- в развлечениях.
Данная игра поможет:
- детям развить способность чувствовать музыку, сопереживать настроению, переданному в музыке;
- музыкальным руководителям закрепить полученные знания у детей по развитию целостного восприятия музыки и способности дифференцировать средства музыкальной выразительности.
Игра основана на знании детьми сказки «Вини Пух», на знании музыкальных произведений в соответствии с программными требованиями для данного возраста детей, на умении определять характер и выделять средства музыкальной выразительности, на наличии музыкально-дидактического опыта.

Цель: Воспитывать любовь к музыке, формировать оценочное суждение и потребность в музыке.

Задачи:
1) Развивать музыкальный слух;
2) Учить чувствовать и эстетически переживать музыку;
3) Учить понимать содержание, настроение, переданное в музыке и соотносить их с картинкой;
4) Расширять словарный запас.

Игровые пособия. сюжетные картинки с изображением
- радостного медвежонка Вини Пуха,
- задумчивого медвежонка Вини Пуха,
- грустного ослика Иа,
- падающего с дерева тигрёнка Тигры.

Фонограммы или ноты музыкальных пьес разного характера.
Предлагаемый музыкальный репертуар
:
пьеса «Раздумье» Самуил Моисеевич Майкапар;
пьесы из альбома «Бирюльки» С.М. Майкапара «В садике», «Сиротка», «Тревожная минутка».

Предлагаемый музыкальный репертуар с учётом регионального компонента:
пьесы башкирских композиторов из сборника «Музыка в детском саду» подготовительная группа «Озорник» Н.Сабитов, «Раздумье» Х.Ахметов, «Жалоба» С. Сальманов, «Загадочная болезнь» С.Сальманов.

Ход игры на индивидуальном занятии с подгруппой детей :
Дети сидят за столами. На каждом столе лежит карточка с игровым полем и фишки разных цветов (кружочки, вырезанные из красного, синего, светло-зелёного, тёмно фиолетового картона). На игровом поле есть 4 больших квадрата, в которых изображены сюжетные картинки: Вини Пух радуется, Вини Пух мечтает, ослик Иа горюет, тигрёнок Тигра падает с дерева. Под каждым большим квадратом с картинкой имеется маленький квадрат для расположения фишки.
Музыкальный руководитель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Вини Пух и его друзья». В разные истории Винни Пух попадал со своими друзьями. Разное настроение было у Вини Пуха и у его друзей. Давайте, послушаем музыкальную пьесу и отгадаем какое настроение сейчас у Вини Пуха и его друзей. Послушайте музыку, отгадайте настроение и положите фишку рядом с той картинкой, которая как вы считаете, подходит.
Звучит пьеса «В садике» С.Майкапара.
Дети отмечают картинку с весёлым Вини Пухом красной фишкой.
Музыкальный руководитель: Почему вы отметил именно эту картинку?
Дети: Потому что музыка была весёлая.
Музыкальный руководитель :Правильно. Придумайте другие слова о весёлой музыке.
Дети: Музыка радостная.
Дети: Музыка задорная.
Музыкальный руководитель: А как вы догадались, что музыка радостная и задорная? Как она звучала?
Дети: Музыка звучала быстро.
Дети: Музыка звучала так, что мне хотелось попрыгать.
Музыкальный руководитель дополняет: Правильно музыка звучала отрывисто.
Дети: Музыка звучала то громко, то тихо. А в конце музыка звучала так громко, как будто Вини Пух совсем расшалился.
Музыкальный руководитель: Дети, а как вы считаете, чему радовался, Вини Пух?
Дети: Вини Пух вспомнил, что сегодня он пойдёт с Пятачком в гости к кролику.
Дети: Вини Пух радуется, потому что хочет сделать подарок кролику.
Музыкальный руководитель: Дети, а кто помнит, как назвал свою пьесу композитор.
Дети: «В садике».
Музыкальный руководитель: Кто помнит композитора?
Дети: Самуил Моисеевич Майкапар.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы готовы отгадывать следующую музыкальную загадку? Тогда внимание, звучит следующая пьеса.
Звучит пьеса «Раздумье» С. Майкапара.
Дети отмечают картинку с задумчивым Вини Пухом светло-залёной фишкой.
Музыкальный руководитель: Почему вы отметил именно эту картинку?
Дети: Потому что музыка была спокойная.
Музыкальный руководитель: Правильно. Придумайте другие слова о спокойной музыке.
Дети: Музыка задумчивая.
Музыкальный руководитель: А как вы догадались, что музыка спокойная? Как она звучала?
Дети: Музыка звучала медленно.
Музыкальный руководитель дополняет: Правильно. Музыка была сдержанная, неторопливая.
Дети: Музыка звучала тихо, что бы ни мешать мечтать.
Музыкальный руководитель дополняет: Музыка звучала плавно и напевно.
Дети, а как вы считаете, о чем мечтал Вини Пух?
Дети: Вини Пух мечтал том, как он с друзьями будет играть вечером.
Дети: Вини Пух мечтал о том, какой у него будет велосипед.
Музыкальный руководитель: Дети, а кто помнит, как назвал свою пьесу композитор.
Дети: «Раздумье».
Музыкальный руководитель: Кто помнит композитора?
Дети: Самуил Моисеевич Майкапар.
Игра продолжается дальше по аналогии.
Таким образом, игра помогает детям определить характер музыкального произведения и оставляет детям возможность сочинять и фантазировать. В процессе игры у детей развивается музыкальность и формируется музыкальный слух.

Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • MUSICAL EDUCATION ,
  • МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; РАННИЙ ВОЗРАСТ ,
  • MUSIC-DIDACTIC GAME; EARLY AGE

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ХИЛИЛЬ А.Ю.

Анализируя игровые возможности детей раннего возраста, автор приходит к выводу о том, что их музыкально-дидактическая игра обладает своими организационными особенностями и дидактическими задачами. В статье рассматриваются педагогические возможности и способы организации музыкально-дидактических игр детей раннего возраста, основанных на различных жанрах народного детского фольклора, авторской песне и инструментальной музыке.Analyzing child#39;s possibilities of playing in early childhood, the author finds that their music-didactic game has its own organizational characteristics and teaching tasks. The author considers the educational opportunities and ways of organizing musical-didactic game of children of early age, based on various genres of popular children#39;s folklore, professional songs and instrumental music.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Московского государственного университета культуры и искусств , ХИЛИЛЬ А.Ю.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ХИЛИЛЬ А.Ю. Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста // Вестник МГУКИ. 2009. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalno-didakticheskoy-igry-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

ХИЛИЛЬ А.Ю. Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalno-didakticheskoy-igry-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

ХИЛИЛЬ А.Ю. (2009). Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalno-didakticheskoy-igry-detey-rannego-vozrasta (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ХИЛИЛЬ А.Ю. Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста // Вестник МГУКИ. 2009. №5 С.172-176.

ХИЛИЛЬ А.Ю. Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (2009).

ХИЛИЛЬ А.Ю. (2009). Особенности музыкально-дидактической игры детей раннего возраста. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств

Отправлено 16 февр. 2015 г. 3:27 пользователем Дарья Клименко [ обновлено 16 февр. 2015 г. 3:34 ]

В том, что музыкальное восприятие - сложный эмоциональный и умственный процесс, требующий различных методических приемов, нет сомнений ни у одного музыкального руководителя. Но как суметь уложить в душу, сердце и разум 5-7 летнего ребенка то, чего и взрослому-то, порой не под силу? Часто задаваясь этим вопросом, ища разные пути и решения, было разработано музыкально-дидактическое пособие Море музыки , значительно облегчающее усвоение достаточно сложных классических произведений.

Цель: пособия заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Методика применения: Дети отправляются в морское путешествие (цветное изображение). Число участников определяется количеством комплектов пособий. Детям раздают карточки и пособия, предлагают прослушать произведение. Аналогичными карточками пользуется и водящий (ребенок, воспитатель, музыкальный руководитель), который во время анализа произведения крепит их к черно-белому изображению магнитной доски, постепенно раскрашивая и оживляя внезапно потемневшее море, рассказывая о музыке. Анализ произведения ведем по следующей схеме:

а) Компас настроений - эмоциональная сфера, характеризующая чувства и настроения, переданные в музыке

б) Кто - что - (если имеются) моменты программности и изобразительности

в) Средства музыкальной выразительности:

- темп (корабли с названиями Очень медленный , Медленный , Быстрый , Очень быстрый )

- регистр (звуковысотный утес: высокий, средний, низкий)

- ритм (ритмическое течение: долгие звуки, короткие звуки)

- тембр (тембровый остров. палитра цветов радуги)

- динамика (дельфин папа - f,ff, дельфин мама- mf, mp, дельфиненок - p,pp)

- лад (маяк: мажор, минор)

г) форма музыкального произведения:

- стиль (палитра инструментов)

- структура (1-2-3 х частная формы)

д) жанры (киты: песня, танец, марш, ведущих в оперу, балет и оперетту)

Музыкальный репертуар . подбирается согласно стратегического плана музыкального руководителя.

Каждая часть пособия может быть использована, как самостоятельная музыкально-дидактическая игра. А в целом это полный и последовательный анализ музыкального произведения. Однако не следует сразу на одном занятии выполнять все задание. Это можно сделать на последующих занятиях, постепенно раскрашивая Море музыки .

Данное пособие применяется со средней группы, где дети характеризуют содержание, передающее характер и средства выразительности. Со старшей группы используется все пособие, где дети знакомятся со стилем, жанрами и формой произведения.

Источники: http://ped-kopilka.ru/blogs/kruglyak-larisa/muzykalnaja-didakticheskaja-igra-vini-puh.html, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-muzykalno-didakticheskoy-igry-detey-rannego-vozrasta, http://detsad10.klmn.su/parental-encyclopedia/musical-head/---1-1






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением