Логические игры детей старшего дошкольного возраста





Создано 22.07 | Автор: Косницкая Татьяна Олеговна; Меринова Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад № 43» г. Усолье-Сибирское

Развивающая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Вопросы развития логики всегда занимали центральное место среди проблем дошкольной педагогики и психологии. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы, но специфическим методом обучения детей дошкольного возраста являются развивающие игры. Особенность развивающих игр в том, что «. они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в развивающих целях они остаются играми» [5]. Именно эта особенность развивающих игр обусловливает их ценность как метода обучения: в игре дети лучше усваивают сложный материал. Усваивая или уточняя в развивающей игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать; описывать предмет, называть его действия и качества; проявляют сообразительность, находчивость. Большое внимание сегодня уделяют развитию логического мышления, но нет определенных рекомендаций по проведению развивающих игр.

Целью нашей работы является следующее. выявить влияние развивающей игры как средство логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. определить возрастные особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить влияние развивающей игры на логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

3. разработать систему игр способствующих развитию логического мышления.

Реализация системы работы по формированию логического мышления предусматривает несколько этапов:

Подготовительный (ориентировочный) этап - разработка системы игр, способствующих развитию логического мышления.

Основной этап - систематизация знаний у детей старшего дошкольного возраста и расширение кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы были разработанная система развивающих игр и занятий по развитию логического мышления.

Закрепляющий этап - закрепление представления о логическом мышлении. Основные виды и формы работы: игры, занятия. Содержанием образовательной работы является закрепление представлений, умений, навыков, способствующих развитию логического мышления.

Дошкольный возраст – начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, которая является одной из составляющих логического мышления, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Также, важно наличие игрового действия или игрового элемента — главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, - если исключить игровой элемент из игры, игра превратится в упражнение. Регулируют развивающую игру правила, выполнение которых способствует развертыванию содержания игры. Развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности для удовлетворения познавательных потребностей детей с разными темпами развития. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться.15% игр должно быть предназначено для детей старше по возрасту, чем посещающие группу воспитанники, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В итоге в процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать. Среди обследованных детей после проведения занятий и игр на развитие логического мышления было выявлено снижение показателей с низким уровнем логического мышления, количество детей с высоким уровнем и средним уровнем логического мышления увеличилось. Данные результаты говорят о положительной тенденции.

Повседневная жизнь в педагогическом процессе ДОУ является уникальной возможностью для целенаправленного формирования логического мышления. Повторяемость режимных процессов, позволяет педагогу в системе организовать работу в данном направлении.

1. Аванесова, В.Н. Развивающие игры // Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н.П. Саккулиной, Н.Н. Поддъякова [Текст]: / В.Н.Аванесова – М. 1969.- 88с.

2. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст]: / П.П Блонский. – М. 1935.- 125с.

3. Богословский, В.В, Ковалева, А.Г. Общая психология [Текст]: / В.В. Богословский, А.Г. Ковалева. - М. 1973.- 405с.

4. Михайлова, З.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников[Текст]: / З.А. Михайлова.–М. 1985.- 56 с.

5. Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин. - М.,1981.-78с.

6. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст]: / Б.П. Никитин.– М. 1991.- 120с.

Консультация Словесно - логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста

СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время им особенно нужна помощь взрослых: родителей, педагогов.

У детей этого возраста присутствует неосознанное стремление к познанию нового, необычного. Взрослые пытаются корректно направлять это стремление, необходимо, используя различные методы обучения, создавать такие ситуации, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Нужен творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребёнок прилагает собственные усилия через созданную взрослым ситуацию творческого общения при решении различных задач, в ходе решения которых развиваются память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находит связи и зависимости, закономерности.

К 6 одам у детей развиваются глазомер, способность зрительно оценивать пропорции предметов, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. Они могут уже высказывать правильные суждения о знакомых явлениях, делать умозаключения.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке детей к школе чрезвычайно велика роль его деятельности: игра, труд, учение.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось бы полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно – следственных связей. Одна из распространённых причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. У детей этого возраста наблюдаются поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлении.

В настоящее время разрабатываются множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольной памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться главный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально – языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно – логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр – занятий от взрослого (педагога или родителя) требуется:

- умение играть и верить в игру;

- принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

- подчёркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

В процессе выполнения таких игр и упражнений у дошкольника активизируется особенность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению,

Взрослые, играя с ребёнком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для него психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребёнка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Автор: Бурмистрова Елена Владимировна. воспитатель МДОУ Детский сад N 186 Индустриального района г.Барнаула

Теоретическая интерпретация опыта

Условием возникновения опыта способствовало несколько факторов:
- занимаясь с детьми, автор заметил, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать;
- в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

Актуальность заключается в:

- обобщении, систематизации и апробации методов и приёмов развития логического мышления;
- в подготовке дошкольников к усвоению математических знаний;
- формировании умения логически рассуждать, делать логические умозаключения.

Теоретическая база опыта

Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой.
С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Новизна опыта

состоит:
- в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы;
- в комплексном использовании занимательного дидактического материала (математического содержания) через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности).

Ведущая педагогическая идея

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Технология опыта

Исходя из цели деятельности – создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе, опираясь на требования программы Детство автор сформулировал и решает следующие задачи:

  • создание условий для развития логического мышления;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
  • развитие интеллектуальных способностей.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе создан математический уголок, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности. В нём представлены различные дидактические игры,
занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки;
модели дней недели, частей суток.
Так же одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.
Прежде ребёнка нужно научить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев. Поэтому для развития всех мыслительных операций автор проводит такие игры, как

  • Отгадай-ка;
  • Магазин;
  • Отвечай поскорей;
  • Назови три предмета;
  • Сложи фигуры;
  • Что лишнее и почему и др.

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закрепленные в словах. В связи с этим подобраны такие словесные игры как

  • Скажи наоборот;
  • Назови одним словом;
  • Часть – целое;
  • Логические концовки;
  • Сравни.

С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план, в котором представлены задания от разных сказочных героев.
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий.
Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, автор провёл консультации: Что такое логическое мышление. Законы логического мышления , тренинг для педагогов по развитию логического мышления, семинар Значение занимательного материала для развития логического мышления дошкольников .

Результативность

Результативность деятельности подтверждается специально организованными исследованиями. Для выявления уровня логического мышления дошкольников была использована методика Н.Заводновой.

Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала:
- Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации;
- Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
- Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.

Адресная направленность

Опыт направлен на помощь педагогам
- понять значение и необходимость развития логического мышления у дошкольников;
- подобрать материал для развития логического мышления.

Трудоёмкость работы заключается

- в разработке игр, упражнений, картотек, конспектов занятий для развития логического мышления;
- в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач.

Источники: http://dohcolonoc.ru/cons/4319-razvivayushchaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-u-detej.html, http://infourok.ru/konsultaciya-slovesno-logicheskie-igri-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1080836.html, http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac206.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения