Якутские подвижные игры для детей дошкольного возраста





Подвижные игры народов Севера

Надежда Полячкова
Подвижные игры народов Севера

Подвижные игры народов Севера

Воспитание всесторонне развитой личности было и остаётся первостепенной задачей для нас, работников дошкольных учреждений и общества в целом. А гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. На физическое развитие и двигательную подготовленность людей существенное влияние оказывают менталитет, национальные особенности, бытовые привычки и уклад жизни.

2012 год в республике Саха - Якутия объявлен годом единения и дружбы народов. проживающих на территории нашей республики. В рамках проведения республиканского сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов » в нашем детском саду было проведено тематическое развлечение для старших и подготовительных групп «Подвижные игры народов Севера ». В его основу положен сюжет – путешествие, а основной акцент сделан на ознакомление детей с названиями, правилами и содержанием игр народов Севера. Представляем вашему вниманию конспект.

Цель. знакомить с играми народов Севера .

• Образовательные. закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

• Развивающие. развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма

• Воспитательные. воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Инвентарь. Эмблемы народов Севера. путевые листы (последовательность прохождения станций, высокая стойка с фигуркой рыбки, платочек, нарты (маленькие саночки, выполненные из тальника) 4шт. коврик из конского волоса (диаметр 1м, плоскостная фигурка оленя, 15 мячей малого диаметра, флажки, большой бубен, фоновая музыка.

Место проведения. Весь третий этаж детского сада. спортивный зал, зал хореографии, тренажёрный зал, театральная зона, «зелёная» зона.

Ход развлечения :

Ведущий. Дорогие ребята! Хотите узнать больше о нашей республике, какие народы проживают рядом с нами, в какие игры они играют. Тогда мы отправляемся в путешествие. Мы поедем на оленьих упряжках, а ваши воспитатели будут вашими проводниками. Вы будете переезжать с места на место, и узнаете много новых и интересных игр. А когда услышите длинный свисток – значит вам пора двигаться на следующее место. Сейчас я раздам путевые листы, где будет указано, в какой в какой последовательности вам надо передвигаться. Ну что, готовы в путь?

Ведущий. Ну что, тогда вперёд! Наши упряжки отправляются по разным станциям. Счастливого пути, ребята!

Раздаётся протяжный свисток, и упряжки (парами, друг за другом) трогаются. Стоянка на каждой станции 5 мин, на каждой станции – руководитель, который проводит игру с каждой группой детей.

1. Эвенкийское кочевье

Эвенкийская подвижная игра«Ловля хариуса»

Верёвку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина её – 15-20 см, ширина 2см)подвешен к высокой стойке. Участники состязаний, прыгая поочерёдно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота 1м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

2. Эвенкское кочевье

Эвенкская подвижная игра«Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы. пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

3. Русская деревня

Русская хороводная игра «Гори, гори ясно»

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга водящий. Дети идут по кругу, проговаривая слова. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!» Водящий с платочком в руке в это время движется внутри круга навстречу хороводу. На слово «беги!». опускает руку с платком между двух играющих. Они должны побежать в разные стороны по кругу, кто первый добежит, выхватив платок у ведущего, становится вместо него.

4. Юкагирское кочевье

Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

5. Якутская деревня

Якутская подвижная игра«Не наступи в смолу» .

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола» ). Наступивший на коврик выбывает из игры. побеждает тот, кто остаётся последним.

6. Чукотское кочевье

Чукотская игра «Меткий оленевод» .

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот. у которого больше попаданий.

7. Долганское кочевье

Долганская народная игра«Белый шаман». Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается «белый шаман»(водящий). Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман, если игрок смог повторить ритм, отбивает свой ритм и игра продолжается, если игрок неправильно повторит ритм, он выходит из игры .

Раздаётся протяжный свисток и все упряжки возвращаются в спортивный зал.

Ведущий. Ну вот и подошло к концу наше путешествие. О каких играх народов Севера вы узнали. Вам понравились новые игры. И нам понравилось заниматься с вами. Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Такое развлечение можно провести в виде тематического занятия для одной группы. Проводится в спортивном зале, передвижения от станции до станции по кругу, меняются эмблемы и инвентарь.

Иванов В. Х. Традиционные игры и состязания народов Арктики. Якутская часть серии. Якутск, 1997г.

Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М. 1999г.

Кенеман А. В. Детские народные подвижные игры. М. 1995г.

Публикации по теме:

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Возможности народной игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре народов Севера

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

Игры коренных народов республики Саха (Якутия) необходимо рассматривать в органическом единстве со всей духовной культурой современного общества и как одно из важных средств воспитания подрастающего поколения республики.

Национальные игры коренных народов Якутии имеют давнее историческое происхождение, это своеобразный источник познания истории развития культуры северных народов (Роббек, 1997. С.4). Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают народные мечты, стремления , заглушаемые ежедневными житейскими заботами.

Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Севера были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои учебные предметы . Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Игры являются одним из больших разделов нашей общенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества. Я поняла, что физическое и духовное воспитание стоят на первом месте. Понаблюдала за детьми старшего возраста. Дети не увлекаются народной культурой, мало знают национальные традиции, обычаи. Поэтому решила взять эту тему для работы с детьми дошкольного возраста.

Целью является приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Севера и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников. Воспитывать детей физически и духовно здоровыми через игры народов Саха, национальную культуру.

1) ознакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию республики;

2) формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Якутии;

3) развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;

4) укрепление здоровья и физического развития;

5) обогатить словарный запас детей;

6) воспитывать любовь к родному краю.

Реализация программы рассчитана на 3 года.

Структура занятий содержит в себя следующие компоненты.

1) Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания школьников о национальной культуре коренных народов республики на предыдущих занятиях. После того, как прозвучит название игры, проводится беседа, касающаяся того аспекта культуры, которому посвящена игра.

2) Изготовление атрибута для игры. Возможны изготовления не сложных атрибутов для предстоящей игры самими детьми.

3) Проведение игры.

4) Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Севера);

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

1) называть игры народов Севера, их существенные отличия;

2) знать о некоторых важных особенностях национальных культур коренных народов Якутии (промыслы, традиционный уклад жизни);

3) перечислять коренных народов Якутии;

5) называть традиционные предметы быта и орудия труда северных народов;

6) перечислять виды жилищ;

7) знать устный фольклор: сказки, пословицы, поговорки и мифы народов Севера;

8) уметь на основе простых народных промысловых игр рассказать об укладе жизни этого народа.

Использование якутских народных игр, упражнений и национальных видов спорта в режиме дня дошкольников (примерные рекомендации)

Консультации для воспитателей

Якутские национальные спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре

Автор: Терехова Ирина Васильевна. воспитатель, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N13 Кустук , Кобяйский улус, село Кобяй Республика Саха (Якутия).

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский..
Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствует подписанное президентом России Путиным В.В. постановление О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения .
В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 %детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Изучение материалов исследований (Глазырина Л.Д. Кудрявцев В.Г. Ефименко Н.И. Симошина Л.К. Чернышенко Ю.К. Шебеко В.М.) показало, что в настоящее время активно ведется поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.
Современные дети испытывают двигательный дефицит , т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А.В.).
На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

По определению А.В. Запорожца, подвижные игры представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.
К сожалению, сейчас дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры.
Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, заряжают ребенка бодростью и энергией.
Знакомясь с играми разных времен и народов, в основе которых лежат активные двигательные действия, дошкольник включается в осознанный процесс совершенствования своих двигательных навыков, различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, вырабатывает волевое поведение. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-аттракционы, игры с речитативом и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.
Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.
Однако здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте (ст. 18 п. 1 Закона РФ Об образовании ). Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительного делового контакта с родителями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей и педагога. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве зрителей на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников.
Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-narodov-severa.html, http://festival.1september.ru/articles/579369/, http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2618.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением