Игры развития речи младших дошкольников





Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Загребельная Е. В.

Статья посвящена проблеме формирования речи детей младшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика поэтапного формирования игровой деятельности детей с целью развития речи младших дошкольников в условия дошкольного образовательного учреждения. Статья может быть полезна преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, занимающимся проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Наука и современность , Загребельная Е. В.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре // Наука и современность. 2011. №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igre (дата обращения: 26.09).

Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре Наука и современность (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igre (дата обращения: 26.09).

Загребельная Е. В. (2011). Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре. Наука и современность URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igre (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре // Наука и современность. 2011. №11 С.162-167.

Загребельная Е. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре Наука и современность (2011).

Загребельная Е. В. (2011). Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игре. Наука и современность

«Развитие связной речи младших школьников»

(из опыта работы в классах КРО)

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», - так считал К.Д. Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает и сегодня. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать окружающий мир. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе.

Тема моей индивидуальной инновационной деятельности: «Развитие связной речи младших школьников».

Данная работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения младших школьников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

По результатам наблюдений многих педагогов и моих собственных, особенности речевого развития наших детей обусловлены своеобразием познавательной деятельности. Для наших школьников характерны бедность и неточность словаря, ограниченный словарный запас, многократные повторы слов, они не чувствуют разницу в лексическом значении слов. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это, безусловно, мешает их общению с окружающими людьми, вызывает затруднение в процессе обучения по любому предмету, замедляет творческий процесс развития его личности и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Целью моей работы стало: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие связной речи, развитие речевого общения, через межпредметную деятельность, с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств.

В работе с младшими школьниками очень важен выбор методов обучения. И главным методом обучения остаётся игра, как ведущая деятельность этого возраста. Игры должны быть в первую очередь обучающими и должны сосредоточить внимание детей на материале урока, давая новые знания, расширяя скудный кругозор. Поэтому я использую на уроках игровые технологии. которые на практике оказываются эффективными.

Моя работа в этом направлении позволяет поэтапно, от простого к сложному, проводить работу по развитию речи и добиться хороших результатов в развитии речевых навыков через развитие словесного творчества детей.

Начальный этап работы включает психолого-педагогическую диагностику речевой деятельности детей по следующим критериям:

- Словарный запас (методика по Парамановой, Баландиной, Богданова Т.Г. Корнилова Т.В)

- Словесное рисование (стихотворное произведение)

- Образное мышление (методика «Исключение предметов», «Классификация предметов», «Последовательность событий»)

- Творческое воображение (тест Е. Торренса «Неполные фигуры»)

- Память, внимание (методики «Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки», «Корректурная проба», «Треугольники»).

Далее строю свою работу в следующих направлениях:

1. Наблюдения за трудом взрослых, за животными, растениями, детьми.

3. Рассматривание картины и составление рассказов.

4. Рассматривание предметов и составление рассказов.

6. Дидактические игры.

• Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).

• Словесные дидактические игры.

• Сюжетно-ролевые игры (инсценировки).

7. Стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы).

9. Пословицы и поговорки.

Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях.

Одним из эффективных средств создания и поддержания интереса к обучению являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки. Ролевая игра обеспечивает активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Постановка проблемы и необходимость ее решения также служат развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации развивает логическое мышление, умение убеждать собеседника. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. Вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самостоятельно, ведь именно в диалоге проявляется сотрудничество. На уроках изо и технологии мы часто играем в словесную игру «Диалог». В самом начале обучения языку я предлагаю детям разыгрывать самые простые диалоги знакомства и приветствия. Затем, по мере расширения словарного запаса, учащиеся разыгрывают более сложные диалоги.

Учитывая речевые особенности учащихся, многие задания и игры на начальном этапе апробации программы вызывали у детей затруднения. Поэтому мною были введены мнемотаблицы, как один из видов мнемотехники в развитии речи младшего школьника. Так как наглядный материал у младшего школьника усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает следующие задачи:

• развитие ВПФ (внимание, памяти, логического мышления, воображения);

• развитие связной речи и обогащение словарного запаса;

• упорядочить и систематизировать познавательную информацию об окружающем;

• учит логичности, полноте, последовательности и связности изложения;

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихов, в дидактических и сюжетно-ролевых играх. При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Уже сейчас можно сказать, что разработанная система даёт положительные результаты:

• выполнение различных заданий, развивающих связную речь учащихся, способствует повышению уровня у детей собственной речевой активности и её применения на практике;

• организуется накопление необходимых знаний, впечатлений;

• формируется умение поиска и сбора информации, что формирует информационно-коммуникативную компетенцию.

1. АксёноваА.К. Якубовская Э.В. «Дидактические игры» на уроках русского языка 1-4 классов:Кн. Для учителя.- 2-е издание. доп.- М.:Просвещение, 1991,-176 с.

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»;

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16

Автор: Старчак Елена Николаевна

учитель МБОУ «Основная общеобразовательная

школа – интернат № 1»

Презентация - Развитие речи младших школьников

Похожие презентации


Развитие речи младших школьников Совершенствование читательских умений как условие развития речи младших школьников Развитие психического здоровья младших школьников в аспекте формирования их познавательных универсальных учебных действий Коррекция нарушений письменной речи младших школьников Моделирование на уроках развития речи в младших классах I, II видов Развитие внимания младших школьников Дифференцированное обучение математике как средство развития учебно-познавательной мотивации младших школьников

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Развитие речи младших школьников
Учитель начальных классов МОУ «Аксеновская средняя общеобразовательная школа»
Юсяева Рясимя Хамзиевна

Слайд 2

Дикция Выговаривание звуков Нормы литературного языка Выразительность Интонация Пауза Логические ударения

Слайд 3

Узнаете?
Мимо школы не спеша Шли четыре малыша. - Поигаем, что ли, в пятки? - Луссе в мясик на плоссядке! - Вот пвидумав! Под говою Вучше в вунки поигвать! В пятки”? “В вунки”? Что такое. Ничего не разобрать.

Слайд 4

Цель работы
Коррекция звуков, выработка четкости артикуляции

Слайд 5

скороговорки считалки приговорки длинноговорки чистоговорки веселые стихи пословицы поговорки

Слайд 6

интеллектуальное
эмоциональное
нравственное
художественное развитие детей
в игре и через игру

Слайд 7

медленно произносим скороговорку запоминаем текст на слух (2-3 раза) выделяем в скороговорке повторяющийся звук (Прроворронила ворона вороненка) говорим в “темноте” шепотом (2-3 р.) говорим мышечно, без звука работаем в парах, говорим друг другу увеличиваем силу звука по движению руки (шепотом – повышаем силу голоса – говорим громко) делаем логическое ударение на каждом из слов скороговорки

Слайд 8

- Говорим с разной интонацией: вопросительно, весело, задорно, как строгие папы и мамы - На выдохе говорим скороговорку столько раз, сколько позволит выдох

Слайд 9

Погулять язык собрался: (открыть рот) Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам) Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать) На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – “облизнуться”) Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону) Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх) Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Слайд 10

Картотека «Мы читаем»

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igre, http://litterus.ru/index.php/80-konkursy-dlya-pedagogov-i-vospitatelej/544-%25C2%25AB%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D1%2581%25D0%25B2%25D1%258F%25D0%25B7%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9-%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8-%25D0%25BC%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2588%25D0%25B8%25D1%2585-%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25C2%25BB-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%258B%25D1%2582%25D0%25B0-%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%258B-%25D0%25B2-%25D0%25BA%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B0%25D1%2585-%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25BE, http://lusana.ru/presentation/7438






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением