Игра раннем дошкольном возрасте





Значение игры в жизни ребенка

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов. В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Содержание
  • Введение
  • Второй день
  • Внедрение ФГОС ДО
  • Компетентность руководителя ДОО
  • Портфолио в ДОО
  • Требования к организации компьютерного обучения дошкольников в ДОО
  • Функциональная подготовка ребенка к работе на компьютере
  • Интерактивный пол
  • Интерактивная доска
  • Компьютерные обучающие программы
  • Робототехника в области детского образования
  • Инновационные интерактивные технологии в дошкольном образовании
  • Третий день
    • Ритуал приветствия с детьми
    • Развивающая предметно пространственная среда ДОО
    • Особенности педагогического руководства сюжетно ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ
    • Психология образовательной среды
    • Психолого педагогическое сопровождение развития
    • Проектная технология в ДОО
    • Четвертый день
      • Дошкольное образование в системе современного российского образования. Бурлакова И.А.
      • Нормативно-правовые основы введении ФГОС ДО Дон Г.В.
      • Квалификация педагога для реализации ООП Маслова В.С.
      • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 1. Самкова И.А.
      • Структура, основное содержание и особенности ФГОС ДО Часть 2. Самкова И.А.
      • Взаимодействие как условие реализации ФГОС ДО
      • Пятый день
        • Блок 2.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья в группе детского сада.
          • Техники и принципы работы с детьми с ОВЗ
          • Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
          • Типичные признаки отставания в развитии детей
          • Блок 2.2. Организация образовательной работы с детьми раннего возраста
            • профессор Смирнова Е.О. Педагогика раннего возраста
            • ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ранний возраст)
            • ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
            • Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым
            • Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет
            • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
            • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
            • Развитие речи и игры у детей раннего возраста
            • ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ
            • ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста.
            • ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
            • Жестово-образные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
            • Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
            • Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания
            • Блок 2.3. Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников
              • Развитие игровой деятельности дошкольника
              • История игрушки
              • История игрушки в России
              • Театрализованные игры
              • Протокол наблюдения за игрой
              • Приложение
                • Терминологический словарь

                Моё прохождение курса

                Жестово-образные игры для раннего и младшего дошкольного возраста

                В статье впервые для широкого круга
                специалистов публикуются
                жестово-образные игры, дается
                разнообразный практический материал с комментариями и методическими
                рекомендациями для раннего и младшего
                дошкольного возраста. Материал подобран
                по теме «кругооборот года и погодные явления». Подробно поясняется развивающее
                значение каждой игры в контексте
                сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом
                особенностей их поведения и развития. Все
                игры предназначены для длительного поэтапного разыгрывания, они могут
                использоваться как целостные развернутые сюжеты, так и отдельными элементами. В
                играх используются разнообразные предметные опоры, способствующие концентрации
                внимания детей на содержании и игровом действии.

                Ключевые
                слова
                . сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, произвольность,
                игровая деятельность, игра в кругу, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая
                игра, хороводная игра.

                Деятельность детей в раннем дошкольном возрасте

                Ранний возраст - это чрезвычайно важный период в развитии человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент личности. При этом общение со взрослыми и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития ребенка. Поэтому, решающими факторами формирования психики детей являются виды общения взрослых с ними.

                В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:
                • непосредственно-эмоциональное общение (0-6 мес.);
                • предметно-манипулятивная деятельность (6-12 мес.);
                • предметно-орудийная деятельность (12-18 мес.);
                • отобразительная игра (18-24 мес.);
                • сюжетно-ролевая игра (с 2- 6-7 лет);
                • учебная деятельность (младший школьник);
                • интимно-личностное общение (подросток);
                • учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);
                • трудовая деятельность (взрослый человек).

                Именно на эти виды деятельности надо опираться, способствуя развитию ребенка на каждой возрастной ступени. Ведущий вид деятельности ребенка до 3 лет - предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала происходит незаметно.

                Известно, что малышам очень сложно сосредоточиться на чем-либо, а если это случается то на очень кратковременный срок. Поэтому проведение занятий с детьми раннего возраста можно считать искусством. Для этого необходимо привлечь внимание детей художественным словом, интересным, сюрпризным моментом, неожиданной радостью восприятия. Взрослому необходимо активно поддерживать любую деятельность детей относительно игрушки, что является важным фактором формирования у малышей познавательной активности.

                Также для концентрации внимания способствует индивидуальное обращение к малышу. Содержание речи легче адаптировать для уровня развития каждого ребенка.

                При организации игр-занятий необходимо придерживаться следующих принципов:
                • посильность требований;
                • постепенность усложнения.

                Многочисленные исследования показали, что ребенок учится лучше, и научиться большему в процессе самостоятельной деятельности с окружающим миром. Приобретение личного опыта - наиболее ценно для ребенка. Таким образом, в функции воспитателя входит не только непосредственная организация деятельности детей, но и реализация индивидуальных интересов и потребностей детей.

                Представляем примерные занятия для детей возраста 1.6 - 2 года. (См. приложения) Данные практические занятия отражают наглядно-действенный характер мышления, развивают мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, развивают память и воображение. В занятие включена подвижная игра т.к. особое значение в развитии ребенка имеют именно они, которые способствуют физической активности детей, профилактики нарушений осанки, плоскостопия и других заболеваний. Таким образом, в деятельность ребенка необходимо включать как подвижные так и настольные, дидактические игры.

                Особо важно - доброжелательное отношение к ребенку. Если взрослые поддерживают их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка. Помните наши малыши беззащитны перед взрослыми, и ждут от нас только хорошего.

                Источники: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/znachenie-igryi-v-zhizni-rebenka.html, http://bspu.ru/course/36948/37177, http://festival.1september.ru/articles/570756/






                Комментариев пока нет!

                Поделитесь своим мнением