Игра нравственном воспитании детей дошкольного возраста





Управление образования администрации района

Search

Login

Нравственное воспитание дошкольников

(6 голоса, среднее 3.50 из 5)

В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть расстроенного стыдно, мол, он сам виноват в своих неудачах.

Взрослые, так сказать, успешные люди на первый план ставят на первый план материальное обогащение любой ценой, мол, цель оправдывает средства. Но жизнь настолько сложна, многогранна и изменчива, и в ней важно всегда оставаться человеком с большой буквы, иметь тот духовный стержень, который в разных ситуациях подскажет, как правильно поступить и поможет быть честным перед самим собой, перед внутренней инстанцией - совестью.

Причиной такой ситуации является кризис ценностей в обществе, и изменять эту ситуацию нужно с первого звена образования- дошкольного.

Из опыта работы

воспитатель МБДОУ детский сад № 20

Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к окружающей действительности, к искусству. Работая с детьми-дошкольниками, я сделала вывод, что именно систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному городу, желание помогать людям. Именно поэтому в своей педагогической деятельности я делаю акцент на нравственном воспитании дошкольников.

(11 голоса, среднее 4.82 из 5)

1. Разговариваем с детьми:

- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.

2. Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».

Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:

- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?

В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.

- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является частью целенаправленного педагогического процесса. Живя в обществе, малыш принимает его законы и старается следовать им. Роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку сориентироваться в жизненных обстоятельствах, правильно расставить акценты при моральной оценке событий, сделать внутренний выбор в пользу традиционных духовных ценностей.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: роль семьи

Дошкольник – это ребенок 4-6 лет. В этот период взрослые могут активно влиять на взгляды ребенка и некоторые черты его личности.

Многие ребята посещают детские сады, но все же именно родители имеют максимальный моральный авторитет для малышей. Поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста почти полностью возлагается на семью.

Ценности, которые в дальнейшем будут много значить для ребенка, определяются его окружением. Чтобы дети росли честными, гуманными, ответственными, им нужен перед глазами достойный пример для подражания. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста основывается, прежде всего, на личном примере близких. Если родители делают искренний выбор в пользу духовных ценностей, то и ребенок сможет вслед за ними поступить также.

К сожалению, многие мамы и папы не имеют возможности проводить с детьми много времени. Напряженный трудовой график может сильно ограничивать общение с подрастающим поколением. Снижается ли от этого роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста? Конечно, нет.

Постарайтесь максимально интенсивно использовать то время, которое вы проводите с малышом. Банально звучит фраза, что дети быстро растут. Но этот факт имеет прямое отношение к нравственному воспитанию. Уже через несколько лет ваш дошкольник обретет и другие авторитеты, кроме родителей, его мнение будет зависеть от слов множества чужих людей, а одобрение семьи не будет определяющим. Необходимо использовать все возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста, чтобы успеть вложить в ребенка духовные ценности.

Цели нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цель нравственного воспитания детей дошкольного возраста, как и любого воспитания вообще – подготовить достойного члена общества. Подумайте, каким бы вы хотели увидеть своего ребенка в будущем. Моральный аспект личности вашего малыша имеет большое значение. Почти все родители хотели бы увидеть своего ребенка сильным, ответственным, гуманным, добрым, честным.

Целью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является знакомство малыша с моральными законами и основными духовными ценностями. Выбор в пользу доброго начала ребенок должен сделать искренне и самостоятельно, но под чутким руководством взрослых.

В наше время находятся родители, протестующие против нравственного воспитания детей. Их основной аргумент – ребенку с высоким моральным уровнем будет крайне тяжело выжить в нашем жестоком обществе. В целом такой подход понятен, но является очень спорным.

Во-первых, нравственность – это искренняя приверженность внутренним идеалам общества, а значит, она помогает жить в коллективе. Во-вторых, даже если аморальной личности и удастся многого добиться в жизни, то это будут, прежде всего, материальные ценности. Создать прочную семью, обрести друзей, поддерживать общение с родственниками без соблюдения моральных законов почти невозможно. Может быть, при полном отсутствии духовных начал такой человек и не будет ощущать собственного одиночества и ущербности. Но будут ли счастливы родители, воспитавшие безнравственного ребенка? Скорее всего, нет.

Нравственное воспитание детей – это движение к счастливому будущему для вашего малыша. Опираясь на традиционные ценности, ребенок сможет в дальнейшем преодолеть любые трудности.

Нравственное воспитание младших дошкольников

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом этих особенностей.

В возрасте 3-4 лет ребенок, в основном, познает мир через игру. Вводя в игровой процесс элементы нравственного воспитания, можно достичь колоссальных успехов. На примере различных персонажей можно демонстрировать доброту, сострадание, смелость и честность. Для ребенка важна ваша оценка поведения и поступков вымышленных героев.

Игры со сверстниками тоже имеют значение для нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Взрослым необходимо следить за этими занятиями малышей и ненавязчиво вмешиваться в процесс при необходимости.

Специальные занятия по нравственному воспитанию в этом возрасте практически не нужны. Личный пример взрослых и правильно организованные игры способствуют знакомству с основами нравственных законов общества.

Нравственное воспитание старших дошкольников

Дети постарше уже обладают большим запасом знаний о человеческом обществе и его законах. Дошкольник 5-6 лет не только прекрасно понимает разницу между добрыми и злыми поступками, но и имеет достаточно самоконтроля, чтобы ограничивать себя.

Нравственное воспитание старших дошкольников является сложной задачей, так как требует максимальной искренности и увлеченности от взрослого.

Впрочем, в чем-то с подросшими детьми становится легче. Так, например, на помощь взрослым приходят гуманные книги, мультфильмы, спектакли. Хорошие художественные произведения воздействуют на ребят на уровне эмоций и интеллекта. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с помощью искусства является традиционным методом. Родителям нужно правильно подбирать произведения и обсуждать с ребенком полученные впечатления. Роль беседы в этом возрасте становится постепенно все больше.

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников

Детские образовательные учреждения тоже вносят свой вклад в нравственное воспитание ребят. Очень многое зависит от личных качеств педагогов и от царящей в коллективе атмосферы. Специальные занятия по нравственному воспитанию дошкольников имеют вспомогательную роль.

В рамках образовательной программы детского сада проводится знакомство детей с некоторыми стихотворениями, сказками, рассказами. На занятиях по нравственности воспитатель обсуждает с детьми персонажей произведений, их поведение и характер. Желательно подходить к таким занятиям творчески. Для детей нагляднее покажутся небольшие театрализованные постановки по мотивам книг. Также можно устроить конкурс рисунков по произведению. Обсуждая персонажей, нужно помочь детям определиться с моральной оценкой их поступков.

Занятия по нравственному воспитанию дошкольников могут проходить и в форме торжественных мероприятий. Так детей могут заинтересовать постановки по теме Уроки вежливости , Дружба . Если на спектакле и во время обсуждения будут присутствовать приглашенные родители, то такие занятия принесут максимальную пользу.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Полезные советы

Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время воспитание нравственных начал становится актуальным. которое подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же можно отнести воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к младшим, старшим; умения помогать им. Развитиеволевых качеств - таких как умение, ограничивать свои желания, преодолевать трудности, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные в обществе нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это критерии нравственного воспитания.

Важным условием всестороннего воспитания личности ребенка - является формирование нравственно-волевой сферы. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции в дальнейшем.

Прекрасным средством воспитания нравственных начал является игра, где ребенок учится проявлять чуткое отношение к сверстникам, быть справедливым, соблюдать правила, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально используемых для воспитания и обучения детей, которые направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное влияние игровой деятельности. В дидактических играх можно привить ребенку этнокультурные ценности, познакомиться с элементами культуры. Дети 5-7лет приобретают первые знания (фрагментарные, несистематические) о своей этнической принадлежности. В этом возрасте можно предложить им дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару». Так же можно использовать игры «Путешествие в страну вещей», « Из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда можно использовать игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках можно проводить с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «Деревья нашего города», «С какого дерева ветка» и другие. Цикл дидактических игр по родному городу «Узоры родного города», «Не ошибись», «Путешествие по городу», (достопримечательности города), «Где находится памятник?», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родному городу, принадлежности к своему народу. Много словесных игр можно использовать при воспитании нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), «Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару), «Кто больше скажет?» (волшебных слов), «Поделись улыбкой», «Меняемся местами» (те, кто маму, папу любит; кто бабушке, дедушке помогает и т.д.), «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких). Посредством дидактических игр с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, дидактические игры раскрывают большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям приобщиться культуре разных народов.
Воспитание на народных традициях способствует формированию межнациональной толерантности, что на сегодняшний день является актуальным.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, умение проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Народные (подвижные) игры включаются в разные виды деятельности детей и оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. прежде всего игры соревновательного характера, с определенными правилами, где каждый играющий учится: к совместным и согласованным действиям, уважению всеми принятых условий игры, справедливо оценивать собственные результаты и результаты сверстников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируется уважительное отношение к культуре людей разных национальностей, проживающих в стране. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку, сочетающие в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. В игре дети знакомятся с особенностью её проведения, с народным фольклором: песенки, считалки т.д. с обычаями, традициями, праздниками, особенностью народных костюмов. Например, использование русских народных игр позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В повседневной жизни, особенно на прогулках, можно играть с детьми в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору». Перед проведением игр разных народов мы рассказываем о культуре и быте того или иного народа. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Уважаемы родители! Помните о том, что нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или выполнять математические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Наиболее эффективной является игра, формируя не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Источники: http://apruo.ru/vospitanie-doshkolnikov/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.html, http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6662-nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.php, http://xn----8sbhizifehb5q.xn--p1ai/ispolzovanie-didakticheskih-i-narodnyh-igr-v-nravstvennom-vospitanii-detej-doshkolnogo-vozrasta/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения