Игра игровая деятельность детей дошкольного возраста





Игровая деятельность

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие игры и игровой деятельности, этапы развития игры, а также ее структуру.

Понятие игры и игровой деятельности

  1. К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
  2. П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
  3. Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.

Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.

Этапы развития игры

Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  1. Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
  2. Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
  3. Игра с правилами.

Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко :

  1. Условные предметные действия.
  2. Поведение в контексте той или иной роли.
  3. Развертывание сюжета.

Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка.

  1. Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
  2. Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
  3. Развитие нравственных инстанций.
  4. Формирование качественно новых мотивов.
  5. Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.

Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.

Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.

Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры. нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.

Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.

Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.

Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.

Структура игры

По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.

  1. Роли, которые были распределены перед началом игры.
  2. Игровые действия.
  3. Игровые предметы.
  4. Взаимоотношения детей в процессе игры.
  5. Сюжет игры.

Все многообразие детских игр можно разделить на основные группы, которые представлены на рисунке 1. На рисунке 2 отражены особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников.

Рисунок 1. Типы игр

Рисунок 2. Особенности игры дошкольников

С.Л. Рубинштейн писал, что дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, формируется характер. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре [1].

Федеральный государственные стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию основной образовательной программе (ООП ДО) реализуемой в дошкольной организации. Также в Стандарте говорится о том, что конкретное содержание образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности. Согласно Стандарту для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игр [3].

Таким образом, учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, является целесообразным изучение организации игровой деятельности ребенка в условиях ФГОС ДО.

Изучением игровой деятельности детей занимались С.Л. Рубинштейн, А.С. Макаренко, А.В. Запорожец, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко и др.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что однозначного взгляда на сущность, назначение и природу (биологическую или социальную) игры нет. Однако практически все исследователи, независимо от того, какую психологическую школу и какое течение они представляют, сходятся в том, что игра - это важнейшее средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, развития умственных возможностей, нравственных качеств личности.

Как же организовать игру так, чтобы она выполняла требования ФГОС ДО как вид деятельности ребенка, а также соответствовала возрастным особенностям детей?

В поисках ответа на данный вопрос мы изучили опыт организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя Ивановской области.

Проанализировав основную образовательную программу дошкольного учреждения, мы выяснили, что игровая деятельность занимает в ней одно из центральных мест. Описание игровой деятельности как особого пространства развития ребенка-дошкольника находится в содержательном разделе Программы дошкольного учреждения. В данном разделе раскрывается характеристика сюжетно-ролевой игры, ее предпосылки, принципы по которым осуществляется руководство игрой, а также содержание игровой деятельности по возрастным группам. У детей среднего дошкольного возраста воспитатель продолжает обогащать игровой опыт. Одной из главных задач, обусловленной особенностями игровой деятельности детей пяти лет, является формирование умения следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх [2].

Основная образовательная программа дошкольного образования в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя реализуется посредством тематических недель. В детском саду разрабатывается годовое планирование тематических недель для групп. Развивающая предметно-пространственная среда группы, все виды деятельности детей организуются в соответствии с темой недели, в том числе и игра. Рассмотрим подробнее каждый аспект.

Мы побывали в помещении средней группы и увидели, что оно разделено на микропространства. Это уголки для сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, парикмахерская, кухня или столовая, автопарк и др.), дидактических игр, театрализованных игр (пальчиковые куклы, куклы на руку, костюмы), уголок для чтения и уголок для уединения, где ребенок может поиграть один. Особое внимание мы обратили на подборку дидактических игр. Это игры на печатной основе ( Что такое хорошо, что такое плохо? , Мамины помощники , Лото Домашние животные , Лото Птицы и др.), игры для развития мелкой моторики рук ( Завяжи шнурки , Сделай заплатку и др.), игры с правилами и т.д. Особый интерес вызвал уголок для игр-театрализаций. Так как тематическая неделя, на которой мы посетили образовательное учреждение, называлась Соседи по планете. Мои четвероногие друзья. Экологический десант Птичья столовая , то в большом количестве были представлены маски и костюмы животных и птиц, а также соответствующие куклы (пальчиковые и на руку).

Непосредственно игровая деятельность детей пятого года также организуется воспитателем с учетом темы недели. Для этого в группе создана картотека игр. Она формируется воспитателями для систематизации и оптимизации своей работы. Картотека имеет разделы, например, оздоровительные игры, игры на речевое развитие, игры по ОБЖ, пальчиковые игры, математические игры, гимнастика для глаз, театрализованные игры, игры на улице и т.д. Воспитателю лишь нужно посмотреть где находится игра (номер папки и номер игры). Картотека постоянно пополняется новыми играми, так как охватить весь их объем не возможно. Игры из данной картотеки могут проводиться как в свободное время, на прогулке, экскурсии, так и в процессе непрерывной образовательной деятельности. Также в группе в виде игровой деятельности реализуется экологический десант, т.е. дети в игровой форме знакомятся с зимующими птицами, делают для них кормушки и регулярно, находясь на прогулке, кормят их.

Хотелось бы обратить внимание на такой документ как циклограмма. Он заполняется педагогом для контроля реализации всестороннего развития ребенка. В этом документе прописываются все виды деятельности детей данной группы в течение дня. Также описываются игры, которые инициировал воспитатель, с указанием места ее нахождения в картотеке.

Таким образом, изучив опыт организации игровой деятельности в МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя мы выяснили, что в данном образовательном учреждении создана система по руководству игрой, которая основывается на основной образовательной программе. Данная система соответствует требованиям ФГОС ДО к игре как основной деятельности дошкольника и учитывает его возрастные особенности.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2002 - с.720

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 23 г. Шуя

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (Дата обращения 10.12. 2015)

Источники: http://author24.ru/spravochniki/psihologiya/deyatelnost/igrovaya_deyatelnost/, http://www.scienceforum.ru/2016/1572/17329






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением