Дидактическая игра как средство умственного развития детей





Методическая разработка по теме:
Собственная методическая разработка Дидактические игры, как средство умственного развития детей дошкольного возраста

¨Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр

¨Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия

¨Проблемные ситуации для закрепления правил игры.

¨Поощрение ( за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами)

¨Развивать творческие и познавательные способности;

¨Речевые умения и мелкую моторику рук;

¨Обогащать словарный запас дошкольников.

¨Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;

¨Способствовать индивидуальному выражению детей в процессе продуктивной деятельности.

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Презентацию подготовил: воспитатель Демченко Е.В. Тема: «Дидактические игры для дошкольников

Слайд 2
Проект на тему «Дидактические игры» Тип: практико-ориентированный Краткосрочный Проблема: интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм Продолжительность проекта – 2 недели Участники проекта - дети младшей группы, воспитатели группы, родители детей

Слайд 3
цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность к дидактическим играм, и умение играть в дидактические игры Задачи: -Научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие. -Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Слайд 4
Выполнение проекта В начале и в конце проекта воспитателями было проведено диагностическое наблюдение «Использование дидактических настольных игр детьми в самостоятельной деятельности»

Слайд 5
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие Физическое развитие Проблема Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие

Слайд 6
Решение поставленных задач с детьми: Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия Проблемные ситуации для закрепления правил игры. Поощрение ( за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) Развивать творческие и познавательные способности; Речевые умения и мелкую моторику рук; Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе; Способствовать индивидуальному выражению детей в процессе продуктивной деятельности;

Слайд 7
Решение поставленных задач с родителями: Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр « Домашние игры ребёнка» Выставка групповых настольно-дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления. Организация фотовыставки для родителей « Играя – учимся, играя – познаём», где можно увидеть, в какие настольно-дидактические игры играют дети в группе. Консультация « Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка» Родительское собрание «Какие игрушки нужны детям»

Слайд 8
Результат: -Дети в конце проекта стали чаще использовать настольно-дидактические игры с большим интересом и успехом играть в них. -Проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности; -Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - Готовы к индивидуальному самовыражению; -Совершенствуют мелкую моторику рук. - Родители были заинтересованы темой и получили новую полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. - Родители стали активно использовать развивающие игры дома с детьми.

Слайд 9
Спасибо за внимание

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялась тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.

Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.

На разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа.

1. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера:

- возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

- ребенок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п. учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

3. Развивается произвольность поведения:

- разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

- формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов -- от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель -- сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение -- раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет.

Внутри игры начинает складываться и учебная деятельность. Младший школьник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебными действиями.

Дидактическая игра - это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра - это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка.

К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется (по сравнению с дошкольным возрастом). В это время большое место занимают игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движение, внимание, умение сосредоточиться, то есть, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Для поддержания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности школ используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм. В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Дидактическая игра способствует реализации воспитательных целей, приучая учеников к ответственности, а также, формирует у них, наряду с партнерскими отношениями, чувство внутренней свободы, ощущение дружеской поддержки и стремление к оказанию, в случае необходимости, помощи своему партнеру, что способствует сближению участников игры, углубляет их взаимоотношения. Расширяя границы межличностных отношений, дидактическая игра способствует возникновению творческих связей между учащимися, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

Кроме того, дидактическая игра благоприятствует реализации познавательных целей, развивает активность и самостоятельность учащихся.

В игровой ситуации учащиеся не только проявляют максимум находчивости, изобретательности, но и мобилизируют все свои знания, творчески подходят к выполнению задания.

Дидактические игры обогащают процесс обучения, что обусловлено использованием их учителем для разнообразия видов учебной деятельности. Кроме того, благодаря их использованию, в учебный процесс включаются нетрадиционные виды деятельности, например, организационная, коммуникативная и т.д. что способствует значительному обогащению процесса познания.

Но особенно значимо включение дидактических игр для стимуляции общения. Благодаря своему разнообразию они дают возможность учителю использовать различные формы организации деятельности, что способствует увеличению уровня общения школьников в процессе работы.

Таким образом, дидактическая игра оказывает развивающее влияние на все психологические процессы младшего школьника: внимание, память, поведение, мышление. Дидактическая игра имеет также высокий воспитательный эффект, приучая ребенка жить в коллективе, нести ответственность, развивает чувство взаимопомощи.

Дидактические игры используют при обучении детей родному языку, формировании элементарных математических представлений, формировании представлений о предметах и их свойствах, о растениях, животных и т.д.

Воспитатель Нигматуллина Э.Р.

Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Didactic game - as a means of mental development of children with disabilities Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, ОВЕЧКИНА В.Н.

В статье раскрывается опыт работы по решению проблемы развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробно рассматривается метод дидактических игр как наиболее эффективный в работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — KUZMINA GALINA NIKOLAEVNA, OVECHKINA V.N.

The article reveals the experience to tackle the problem of mental development of children with disabilities. Examines in detail the method of didactic games, as the most effective in the preschool educational institution for children with disabilities.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Марийского государственного университета , КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, ОВЕЧКИНА В.Н.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, ОВЕЧКИНА В.Н. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №2 (17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА et al. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Вестник Марийского государственного университета (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ОВЕЧКИНА В.Н. (2015). Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Марийского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, ОВЕЧКИНА В.Н. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №2 (17) С.42-44.

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА et al. Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Вестник Марийского государственного университета (2015).

КУЗЬМИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ОВЕЧКИНА В.Н. (2015). Дидактическая игра как средство развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Марийского государственного университета

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/03/sobstvennaya-metodicheskaya-razrabotka-didakticheskaya-igra-kak, http://edu.tatar.ru/nkamsk/dou36/roditel/vospit/page942077.htm, http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения