Плач детей некрасов анализ





Анализ стихотворения Николая Некрасова «Плач детей»

Во времена технического прогресса без стеснения совести или ещё чего-то там, что называется в быту жалостью, промышленники использовали в работе детскую силу. Ранее во всех крестьянских семьях детей было всегда много и их нужно было прокормить. Порой мать с отцом этого сделать не могли, просто не хватало денег. И тогда на работу шли дети что постарше.

Они были достаточно худы и юрки, чтобы могли легко, например залезть в котёл паровоза для того чтобы его почистить. Или крутить за ручку большой стиральный барабан. Нелёгкая эта работа – работать за взрослых и при этом по полному графику, то есть скидок на, то, что это дети -не было. Но сами дети и не жаловались.

Главное помочь родителям и прокормить младших. Те в свою очередь тоже вскоре отправятся на работу, как только подрастут. И так это было постоянно, как бесконечный механизм и никто не обращал на это особое внимание. Лишь только дома, в минуты отчаяния некоторые могли себе позволить слёзы и тем самым превращались в обычных детей, у которых бесцеремонно отняли детство.

Но вот поэт Некрасов описал это, и в обществе началось что-то невообразимое. Был стон общества. Но не в защиту малолетних детей, а критические стрелы в сторону самого поэта. Как он мог? Как посмел обвинить уважаемых людей в том, что они используют детскую рабочую силу в своих заводах и предприятиях.

Крестьяне и рабочие должны работать, как только ощутят в себе силы на это. Иначе в обществе может произойти то несчастье, которое постигло Францию, то есть революция. А это уж никак никому не нужно было. Но так думали не все. Были люди, которые наоборот поддерживали поэта и считали такое использование детей на производствах вредным.

Много лет спустя, в самом начале создания советской республики новые власти категорически запретили работать детям на фабриках и заводах, перенаправив их силы на учёбу – стране нужны были образованные люди. Но тогда вдруг против стали сами родители, дескать, кто ж тогда зарабатывать будет. Но всё же победил разум, и дети перестали быть наёмниками на производствах.

Лишь во время Второй мировой пришлось дать разрешение на то, чтобы дети тоже принимали участие в работе на заводах, но с условием соблюдения режима работы. Правда и он зачастую нарушался – все работали на победу.

Некрасов первым вывел эту проблему на общественное обсуждение и первым получил от светского общества негодование и это ещё мягко сказано. Но про это нельзя было молчать, об этом должен же был хоть кто-то сказать. Ведь слёзы детей – это слёзы ангелов.

Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова

Народный поэт , певец страданий , поэт-демократ - по-разному называют Н. А. Некрасова. То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть. - эту мысль поэт повторяет в своих стихах, критических статьях, письмах. Он любил родину, желал ей счастья и ненавидел все, что ее позорило.

Умение проникать в мир других людей определило новое изображение характера простого человека - такого в лирике до Некрасова не было.

В некрасовской поэзии большое место занимает город. Поэт мести и печали очень рано узнал жизнь обитателей петербургских углов , видел всю безотрадную наготу жизни городской бедноты. Поэт понял, что богатства и красоты города захвачены сильными и сытыми хозяевами земли, отнявшими все радости жизни у тех, кто создавал эти богатства. В городе, смрадном и закопченном, покрытом пеленой гнилого тумана:

Все сливается, стонет, гудет,

Кто-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ.

Некрасов глубоко чувствует и тонко подмечает красоту городского пейзажа. Прекрасен город зимой, когда:

Улицы, зданья, мосты

При волшебном сиянии газа

Получают печать красоты.

Но бедняку, замерзающему в суровую стужу, не приходится любоваться красотой зимы, когда

Мрут, как мухи, извозчики, прачки,

Мерзнут дети на ложе своем.

Поэтому чаще Некрасов рисует унылый пейзаж:

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится - и бьет

Тротуаром идущий народ.

Тяжело живется городской голытьбе. Каждый день для нее - день безобразный - мутный, ветреный, темный и грязный .

Зорким глазом поэт видит солдата, несущего детский гробик и сурово плачущего, голодного, босого, оборванного бедняка, укравшего калач:

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга.

Нищие, ремесленники, голодные дети, писатели, умирающие в больницах для бедных, нескончаемой вереницей проходят перед нами в городских стихах Некрасова. Мерещится мне всюду драма! - восклицает поэт.

В одном из ранних стихотворений Еду ли ночью по улице темной (1847) Некрасов суровыми словами рассказывает об одной из таких драм: в семье голодного бедняка умер ребенок, и мать, чтобы накормить мужа и купить гробик ребенку, пошла на улицу.

Город с его социальными контрастами Некрасов назвал роковым и забыть о нем никогда не мог.

Н. А. Некрасов впервые ввел в русскую поэзию образ народа. Женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды .

Страшную тяжесть подневольного труда Некрасов изобразил в поэме Кому на Руси жить хорошо . Крестьянин Яким Нагой гневно отвечает барину, упрекнувшему мужиков в пьянстве:

Нет меры хмелю русскому!

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Как из болота волоком

Крестьяне сено мокрое,

Спасаясь от голода, крестьяне уходят из деревень на заработки, но их положение от этого не улучшается. Вчерашний пахарь становится бурлаком, который шагает под ярмом не краше узника в цепях ; или рабочим, и тогда его грабит и сечет начальство , и по-прежнему давит нужда .

Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства, ребенком он слышал их песни-стоны. В автобиографической поэме На Волге он описал то, что потом всю жизнь забыть не мог :

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки.

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалось желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы еще.

Еще мучительнее труд и жизнь крестьянки. О ее горькой доле Некрасов рассказал в таких произведениях, как В полном разгаре страда деревенская , В дороге , поэмах Мороз, Красный Нос , Кому на Руси жить хорошо .

Мне кажется, что это лучшие стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки, говорящие о ее горькой и многострадальной судьбе:

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Все выносящего русского племени,

Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом он написал в поэме Мороз Красный нос :

Три тяжкие доли имела судьба.

И первая доля: с рабом повенчаться.

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу подчиняться.

В стихотворении В дороге Некрасов показал историю жизни простой крестьянки, воспитанной в барской семье и по прихоти барина отданной за мужика, на горе мужу и на свою погибель.
Однако, еще тяжелей судьба детей, замученных в фабричной неволе. Из дома детей гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный непосильный труд. Этим маленьким каторжникам Некрасов посвятил стихотворение Плач детей . Жалобы детей остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

Сегодня перечитывают Некрасова редко. Но загадка его в том, что о нем думают! Поводы слишком разнообразны и разновременны. Он рассказал о слезах солдатской матери ( Орина, мать солдатская ), опередив поэтов на целое столетие. Что делать, кто виноват, кому на Руси жить хорошо, как жить и как умирать. Это не вопросы - это состояние души. Это Некрасов и другие страдальческие тени - спутники каждого из нас.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова

Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей.

Н. А. Некрасов — великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь — яркий при мер беззаветного служения народу. В своих стихотворе ниях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарова ниями.

Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение ( Дедуш ка Мазай и зайцы , Генерал Топтыгин , Дядюшка Яков и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей ( Крестьянские дети ):

Чу! шепот какой-то. а вот вереница Вдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!

Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,

В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.

Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспиты вается среди природы, их забавы — сходить в лес за гри бами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но

Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.

Действительно, в отличие от их богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В кресть янских семьях малыши часто помогают взрослым: рабо тают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят. Судьба же детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах ужасна ( Плач детей ):

Целый день на фабриках колеса Мы вертим-вертим-вертим!

Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвав шиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:

Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать.

Даже дома у них мало радости — лишь забота и нужда .

Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестья нам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого батька на сынишку издержал последний грош ( Школьник ):

Ноги босы, грязно тело И едва прикрыта грудь. Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.

Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ло моносовым, Некрасов выражает надежду, что именно вы ходцам из народа под силу изменить существующие по рядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие сво его времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки: Материал с сайта http://iEssay.ru

Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!

Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека — в детстве. Из дет ства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои бу дущие проблемы и стремление изменить настоящее. По этому напутствие поэта мне кажется не только наполнен ным теплом и любовью, но и мудрым:

Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой — И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:
  • характеристика произведения н. а некрасова о детях
  • кто на отдыхе радовал их рассказами?крестьянские дети
  • чему учит произведение н.некрасова крестьянские дети
  • плач детей некрасов
  • произведение о детях н а некрасова

Источники: http://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-nikolaya-nekrasova-plach-detej.html, http://www.litra.ru/composition/get/coid/00078901184864237391/woid/00075401184773069188/, http://iessay.ru/ru/writers/native/n/nekrasov/sochineniya/obshhie-t/obrazy-detej-v-proizvedeniyah-n.-a.-nekrasova






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением