Анализ занятия дополнительном образовании детей





Методическая разработка по теме:
карта анализа занятия педагога дополнительного образования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ посещения занятия - необходимое условие для улучшения качества дополнительного образования детей. Данная разработка методистам и педагогам дополнительного образования детей.

План-конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Примы Игоря Кондратьевича «Введение в образовательную программу. Модель космической ракеты» .

формирование у детей интереса План - конспект открытого занятия, подготовленный для Областного этапа Всероссийского конкурса Сердце отдаю детям - Введение в образовательную программу Начальное косм.

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования

Игровые технологии на занятиях педагогов дополнительного образования.

Анализ работы педагога дополнительного образования

Основная задача кружка – развитие художественных способностей детей в процессе обучения средствами различных видов изо, формирование эстетических потребностей вкуса, воспитание интереса к искус.

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фамилия, имя. отчество педагога Керженцев Антон АлексеевичНаименование образовательного учреждения, район (город)ГБОУ ЦДЮТ.

Анализ деятельности педагога дополнительного образования за 2013 – 2014 учебный год

Согласно учебного плана на 2013 – 2014 уч.г. было скомплектовано 3 учебные группы (1-го, 2-го и 3-го года обучения) кружка художественного вязания «Искусница» с общим количеством уча.

Анализ работы педагога дополнительного образования

Методическая разработка анализа работы педагога дополнительного образования. В помощь для педагогов, как составлять отчеты.

Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования

На современном этапе требования к качеству и организации обучения в учреждениях дополнительного образования детей усложняются день ото дня. Высокий уровень обучения напрямую зависит от компетенции ключевого субъекта в образовательной системе – педагога.

Специфическая работа преподавателей ДО позволяет создать не только творческую и развивающую, но и высокопрофессиональную атмосферу на своих занятиях, что окажет положительное влияние на качество работы всего образовательного учреждения.

Зачем анализировать работу педагога

Профессиональный рост любого преподавателя невозможен без умения непредвзято рассматривать собственную работу и правильно воспринимать анализ своей деятельности, проведенный другими педагогами – коллегами или даже самими обучающимися.

Самоанализ деятельности педагога дополнительного образования – это эффективный инструмент обнаружения недостатков в своей педагогической практике и выработки необходимой стратегии работы над ошибками . Правильно проведенный самоанализ будет стимулом к улучшению результативности своей деятельности и росту профессионализма.

Особую важность проблема самоанализа педагогической деятельности приобретает на фоне недостаточного методического обеспечения процесса дополнительного образования при одновременном повышении требований к качеству образовательных услуг.

Основные функции анализа

Анализ работы педагога дополнительного образования включает следующие функции:

  • Диагностическая;
  • Познавательная;
  • Преобразующая;
  • Самообразовательная.

Комплекс этих функций позволяет педагогу дополнительного образования выработать стратегию усовершенствования своей деятельности, а администрации образовательного учреждения объективного оценить уровень мастерства учителя.

Поскольку главным показателем эффективности работы педагога является качественно проведенный урок, то владеть приемами анализа этой основной формы обучения просто необходимо как самим учителям, так и тем, кто осуществляет руководство в образовательном учреждении.

Схема аналитического процесса

Самоанализ педагога дополнительного образования прежде всего должен охватывать следующие важные моменты:

  • Организационная сторона подготовки к занятию. Этот компонент включает в себя пунктуальность и подготовленность педагога, готовность к урокам учеников, наличие плана, необходимого методического и материального обеспечения (пособия, планируемое к использованию оборудование) и санитарное состояние помещения;
  • Содержание. В этом критерии принимается во внимание не только насыщенность преподносимого материала и его соответствие цели урока, но и грамотность педагога, использование дополнительных информационных ресурсов и различных методов стимулирования учеников. По содержанию ответов учащихся определяется уровень их знаний, владение грамотной речью, заинтересованность в предмете;
  • Воспитательная сторона. Важно обратить внимание, стремится ли педагог связывать преподносимый материал и методы проведения уроков с нравственной стороной жизни – обращает ли внимание учеников на необходимость взаимопомощи и честности, поощряет ли и стимулирует стремление к хорошей дисциплине на занятиях и общей культуре поведения, является ли в этом для них примером;
  • Методический компонент. Изучаются и анализируются методы и приемы, используемые педагогом в течение урока, например, как объясняется материал и проводится опрос, эффективно ли используются наглядные пособия и применяемые технические средства, качество практических работ, способы закрепления полученных знаний, ведение учащимися тетрадей;
  • Манера поведения педагога. Этот критерий позволяет оценить степень уверенности и заинтересованности педагога в своем предмете, его взаимоотношения с учащимися и их доверие друг к другу, тактичность, авторитетность и владение мастерством педагогического и воспитательного влияния на учеников.

Результаты наблюдения заносятся в оценочный лист педагога дополнительного образования, полученная информация анализируется, а затем формулируются замечания и рекомендации. Форма рекомендуемого оценочного листа позволяет коротко внести все необходимые сведения, включая собственную оценку педагога.

При таком комплексном подходе анализ каждого критерия позволит дать объективную оценку деятельности педагога и подготовить обоснованные рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы.

Анализ собственной педагогической деятельности

Те же критерии являются главным ориентиром и для самоанализа педагогом дополнительного образования своей работы. При проведении самоанализа педагогу дополнительного образования рекомендуется обдумать и принять во внимание следующие факторы:

  • Насколько удалось передать учащимся место и важность данного урока в общем курсе предмета;
  • Достигнуты ли поставленные цели, если нет, то в чем причина неудачи;
  • Использован ли весь необходимый объем материала;
  • Определить степень усвоения учениками материала;
  • Дать собственную оценку эффективности использованных на занятии методов и приемов;
  • Оценить организацию работы учащихся, степень их заинтересованности и активности;
  • Объективно ли оценивалась работа учеников;
  • Какой была атмосфера на занятии с психологической точки зрения.

Эти вопросы анализа занятий помогут увидеть педагогам дополнительного образования области, которые нуждаются в коррекции и улучшении. Принятые в связи с этим меры способствуют не только росту компетенции и профессионализма преподавателя, но и повышению качества обучения в такой специфической и очень нужной сфере, как дополнительное образование.

Требования к организации учебного занятия в УДО

Примерная структура занятия в УДО:

1. Организация начала занятия . постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Актуализация знаний (повторение) - проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3. Объяснение нового материала - ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.

4. Закрепление - Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, на перенос в сходную или измененную ситуацию.

5. Подведение итогов занятия . формулирование выводов.

Различают следующие типы и виды учебных занятий:

( изучение, усвоение нового учебного материала )

¨ занятие исследовательского типа

2.Обобщающие занятия

(занятия обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) - Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

¨ занятие репродуктивного типа

¨ практическое занятие

¨ занятие - экскурсия

¨ семинар, конференция

¨ итоговое занятие

¨ обобщающая самостоятельная работа

Методы обучения – это деятельность ребенка, ведущая к усвоению знаний и умений; деятельность педагога, управляющего процессом усвоения материала.

Формы обучения – это виды занятий, организуемые с учетом количества детей

Средства обучения – все то, что «лежит» между педагогом и ребенком и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур.

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Схема тематического планирования (план-конспект занятия).

· Название детского объединения;

· Дата, время и место проведения занятия;

· Возраст и год обучения группы (учащегося);

· Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж;

можно указать основную специальную литературу, ТСО,

использованные муз. произведения

Ход занятия. В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа занятия в соответствии с предложенной структурой, формы работы педагогов и детей, использование средств и методов обучения, т.е. воспроизводится «живая картина занятия». Степень ее полноты может быть различной: от подробного воспроизведения всего происходящего на занятии до схематического, позволяющего представить в общих чертах деятельность ПДО и учащихся на занятии.

Актуализация (повторение изу-ченного материала)

Здесь указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать. Намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их взаимопроверки.

Изучение нового материала, форми-рование новых умений и навыков

Указываются новые понятия и действия, которые вводятся в данной теме. Указываются предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить учащиеся, какие действия научиться выполнять и каким способом.

В процессе изучения нового материала необходимо организовать контроль за усвоением новых знаний, он может включать:

1. Постановку логических вопросов.

2. Организацию обратной связи.

3. Самостоятельную работу.

Закрепление изу-ченного материала

Указанные в предыдущем разделе плана действия, умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в процессе самостоятельного применения. Определяется вид и тип самостоятельной работы учащихся.

Методика организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа должна быть организована в 4 этапа по принципу “от простого к сложному”:

2. полусамостоятельно (напр. синхронно с педагогом)

3. абсолютно самостоятельно

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Примерная анализа занятий в УДО (Требования к занятию в УДО)

1. Организация занятия:

ü своевременность начала и окончания занятия;

ü мобилизация внимания учащихся, умение быстро включить их в работу и создать рабочую обстановку и положительный эмоциональный настрой;

ü умение вызвать у учащихся интерес к теме занятия;

ü чёткая организация деятельности учащихся на занятии;

ü рациональное использование учебного времени, предупреждение нерабочих пауз;

ü дидактическое оборудование занятие

ü соблюдение санитарно-гигиенического режима, предупреждение утомляемости и перегрузок учащихся;

ü соблюдение правил техники безопасности;

ü культура общения на занятии, контакт с группой, речь, жесты педагога, эстетика его внешнего вида

2. Наблюдение хода занятия и его анализ.

ü место данного занятия в системе других занятий;

ü постановка перед учащимися цели занятия в целом и каждого его этапа в

ü актуализация опорных знаний, виды актуализации

ü связь изучаемого материала с предыдущими темами, использование новейших достижений науки и культуры

ü использование межпредметных связей

ü доступность изучаемого материала, уровень его трудности;

ü методика изложения нового учебного материала, использование развивающих технологий обучения, активных форм работы;

ü методика и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, постановка проблемных ситуаций;

ü практическая направленность занятия, рациональное соотношение теории и практики;

ü организация поэлементного усвоения знаний, соблюдение принципа “от простого - к сложному”, завершённость всех учебных операций;

ü соотношение деятельности педагога и учащихся;

ü место и удельный вес самостоятельных, творческих, работ на занятии, методика их организации;

ü формы работы учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная);

ü плотность занятия, объём выполненных работ;

ü дифференцированный подход в обучении (в определении характера заданий, объёма и степени сложности работ);

ü структура занятия, её целесообразность и соответствие теме занятия, целям и задачам;

ü приёмы формирования, закрепления, обобщения и систематизации специальных знаний, умений и навыков;

ü степень овладения учащимися умениями и навыками, глубина и прочность знаний, полученных на занятии;

ü профориентационная направленность занятия;

ü затруднения, возникшие у учащихся, их причины, были ли они устранены;

ü организация контроля за деятельностью группы; правильность и объективность оценки знаний и умений учащихся;

3. Общие выводы по занятию.

Материал подготовлен Веснянкиной И.В. зав. отделом РЦВР МО РТ

Технологическая карта оценки эффективности учебного занятия.

Фамилия, имя, отчествопедагога ____________________________________________

Время проведения занятия__________________________________________________

Место проведения _________________________________________________________

Примерная схема анализа занятия педагога дополнительного образования

Источники: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/12/02/karta-analiza-zanyatiya-pedagoga-dopolnitelnogo, http://edunews.ru/additional-education/samoanaliz-pedagoga-DO.html, http://alekscdt.narod.ru/analiz.html






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением