Анализ сюжета и композиции отцы и дети





Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция — построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).

Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино — Никольское — дом родителей. Этот маршрут помогает понять контраст между героем первой половины пути и героем второй. Базаров, сталкиваясь с реальностью, понимает, что теория его не универсальна, но все равно пытается бежать от всего, что не вписывается в ее рамки, скрыться за ней от переменчивой действительности.

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.

Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет. Тургенев следует принципу объективности: он редко пользуется прямым авторским словом, показывая по возможности своих героев со всех сторон. Здесь автор пользуется скрытыми приемами, например, сцена дуэли показана глазами Базарова, хоть и дана от автора. Роман написан как повествование от третьего лица, но за фигурой повествователя стоит сам автор. Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», нет лирического голоса автора, как в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж — описание окрестностей дороги в Марьино: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый — реальный: «обтерханные» мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй -родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя «молоденьким мальчиком»: все «золотисто зеленело», «заливались жаворонки» и колосилась рожь.

Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев — великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические. Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно «не сочувствовать природе». Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что «солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен».

Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу). Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.

Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: «тучки», «барашки», «паутинки» — все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами «Прошло шесть месяцев»). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: « оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты». Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа. Автор пишет, как к одной из могил «приходят два уже дряхлые старичка», и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для того чтобы утвердить эту мысль, автор цитирует Пушкина: словосочетание «равнодушная природа» взято из стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.

Удивительно то, что все остальные герои живы, но только к умершему Базарову Тургенев привязывает идею вечного примирения и «жизни бесконечной».

Здесь искали:
  • отцы и дети кто ведет повествование

И.С.Тургенев. Сюжет и композиция романа Отцы и дети

1. В основе сюжета романа И.С.Тургенева Отцы и дети -конфликт поколений, перенесенный из плоскости семейных отношений в плоскость социально-философских споров. Композиция романа помогает определить позиции героев, с одной стороны, и позицию автора по отношению к героям, с другой стороны.

П . Сюжет и композиция романа И.С.Тургенева Отцы и дети.

1. Противопоставление -основной композиционный прием.

Контраст задан заглавием -Отцы и дети, образами главных героев -Базарова и Павла Петровича, Базарова и других героев романа. Контраст проявляется в повторении маршрута Базарова (Базаров дважды посещает поместья Кирсановых и Одинцовой, дважды возвращается под родительский кров).

2. Конфликт между отцами ( либералами) и детьми (революционерами-демократами) проступает в завязке романа -описании внешности Базарова и Павла Петровича (красная, обветренная рука Базарова -белая аристократическая рука Павла Петровича, балахон Базарова -аристократические туалеты старшего Кирсанова, смешные в деревне).

…высокого роста в длинном балахоне с кистями, лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета…оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум, Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов.

3. Х глава -кульминация идеологических споров Базарова и Павла Петровича. Позиции Базарова, неприемлемые для Кирсановых, особенно для Кирсанова старшего: отрицание всего, что близко позициям либералов- отцов: принципов, красоты природы, поэзии, музыки, нравственных основ в народе, социальных основ русского общества. Цель -все разрушить, место очистить.

4. ХХIV глава -кульминация личностных отношений между Базаровым и Кирсановым. Дуэль. Необычное разрешение конфликта.

…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически(Тургенев).

Базаров перестает видеть в Павле Петровиче противника, а видит только страдающего раненого старого человека. Павел Петрович о поведении Базарова:

Вы поступили благородно.

5. Цель композиционного построения -развенчание теории героя. Один из пунктов -испытание любовью. Эволюция взглядов и чувств героя: поездка в город, впечатление от Одинцовой

( … этакое богатое тело! -хоть сейчас в анатомический театр),

в усадьбе Одинцовой (Базаров сознавал романтика в самом себе), теория любви (Базаров -Аркадию:

Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя -ну, не надо, отвернись -земля клином не сошлась

ХШ глава -кульминация отношений, объяснение с Одинцовой, Базаров сохраняет чувство собственного достоинства:

Человек я бедный, но милостыни до сих пор не принимал.

Перед смертью Базаров говорит Одинцовой:

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

6. Роль глав ХП- ХШ -не только завязка любовной интриги, но и знакомство с последователями Базарова Ситниковым и Кукшиной. Гротескность образов. Портрет Ситникова :

Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.

Эмансипированная Кукшина вызвает неприязнь у Базарова. Она самонадеянно говорит:… слава Богу у меня нет детей, бездетная Кукшина -символ бесперспективности идей нигилизма. Других последователей в романе у Базарова нет.

7. Главы ХХ, ХХI,ХХVII- отношения Базарова с родителями. Первый приезд -Базаров, декларируя чувства как инстинкт, тяготится любовью родителей (прерывает ученые разговоры отца, снисходителен к матери), второй приезд, смерть героя -изменение отношения к родителям

( Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать.)

8. Смерть Базарова с одной стороны, крах идей нигилизма

( И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру: куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь задача для гиганта -как бы умереть прилично. Хотя никому до этого дела нет. …Все равно вилять хвостом не стану, с другой стороны, в нем просыпается настоящая человеческая натура

(не показать своих страданий, утешить родителей, не помешать им искать утешения в религии).

Умереть так. как умер Базаров, значит совершить великий подвиг ( Д.И.Писарев).

9. Композиционная роль эпилога -авторский взгляд на будущее России:

а) Упоминание о Ситникове и Кукшиной закономерная концовка абсурдности идей нигилизма (нигилизм обречен),

б) Жизнь Николая Петровича и Аркадия -идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров ( вариант дворянского пути в судьбах России),

в) Судьба Павла Петровича -итог жизни, загубленной страстной любовью ( без семьи, без любви, вдали от Родины),

г) Судьба Одинцовой -еще один вариант будущего, героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России.

Д) Описание могилы Базарова -декларация вечности природы, вечности жизни, временности всяких социальных теорий, претендующих на вечность

( Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной… )

Ш Заключение. Сюжет и композиция романа Отцы и дети помогают писателю представить свой взгляд на новые явления российской жизни, на ее будущее.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция -это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это важнейший структурный принцип организации произведения как художественного целого. Попробуем рассмотреть компо­зиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В центре системы персонажей романа один главный герой -Базаров. В основе композиции «Отцов и детей» лежит принцип симметричности и параллелизма. События первой условной части романа (социальный конфликт) симметричны по отно­шению к событиям любовной коллизии. Так, в первой части ро­мана мы имеем дуэль взглядов Базарова и Павла Петровича (за­кончившуюся дуэлью в буквальном смысле), во втором части -дуэль характеров Базарова и Одинцовой. Из первой дуэли База­ров выходит победителем, из второй -побежденным.

Симметричными оказываются жизненные истории двух Героев-антагонистов. Так, трагическая, роковая любовь Павла Пет­ровича к княгине Р. повторяется в истории несчастливой любви Базарова к Одинцовой. Симметричность прослеживается и в последствиях этого чувства для обоих персонажей. После исто­рии с Нелли Павел Петрович становится духовным мертвецом (человеком, безразличным к жизни), Базаров же, расставшись с Анной Сергеевной, умирает буквально. Здесь возникает тема сфинкса, что неоднократно отмечали исследователи. Ни Кир­санов, ни Базаров так и не смогли разгадать загадку любимой женщины. Напомним, что согласно греческому мифу, сфинкс пожирал всех, кто не мог отгадать его загадку.

Совершенно симметричны первые впечатления этих героев друг от друга. Так, Базаров явно не понравился Павлу Петро­вичу. При первой встрече он не подал ему руки. В разговоре с братом он весьма презрительно отзывается об их госте: «сей», «волосатый». Точно так же Евгений Васильевич в разговоре с Аркадием сразу же обращает внимание на щегольство и чудаче­ства Кирсанова.

И у первого, и у второго героя находятся свои почитатели в имении Кирсановых: Павлу Петровичу подражает Прокофьич, «поклонниками» Базарова же становятся Петр и Дуняша. Про­живая в Марьино, и тот и другой герой испытывают влечение к Фенечке. Наконец, в финале романа оба героя остаются в пол­ном одиночестве: Базаров порывает свои прежние связи и уединенно живет в родительском доме (где и умирает), Павел

Петрович уезжает заграницу, где живет в одиночестве и, вероят­но, будет жить до смерти.

Параллелизм заметен и в развитии любовной темы романа. У братьев Кирсановых умирают любимые женщины, и оба они пытаются найти своеобразную замену в лице Фенечки. Траги­ческий «поединок» Базарова и Одинцовой изображен на фоне светлой, безмятежной любви Аркадия к Кате. Подлинность взглядов Базарова оттеняется болтовней «прогрессиста» Ситни­кова, красота же и натуральность поведения Одинцовой изобра­жена на фоне отталкивающей внешности и кривлянья Кукши­ной. Параллелизм очевиден и в судьбах отца и сына Кирсано­вых: Николай Петрович и Аркадий вступают в брак и заводят семьи, детей.

В основе сюжета «Отцов и детей» лежат два конфликта -об­щественный и любовный. Соответственно мы можем выделить две сюжетные линии. Описание предысторий братьев Кирсано­вых, первое знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нем Ар­кадия -это экспозиции героев-дворян и героя-разночинца в первой сюжетной линии. Знакомство Базарова с Павлом Петро­вичем -завязка социального конфликта. Стоит отметить, что к идейному противостоянию героев примешивается личная не­приязнь, конфликт на формальном уровне. Встречи героев-антагонистов за обеденным столом (происходящие трижды), их споры, неприятие взглядов другу друга, чувство взаимного пре­зрения -развитие действия. Сцена дуэли является кульмина­цией идейного противостояния героя-демократа и героев-дворян и одновременно кульминацией и развязкой (поражение Павла Петровича) личностного конфликта героев. Развязкой социального конфликта становится полный разрыв Базарова с семейством Кирсановых, прощание его с Аркадием. Рассказ о судьбе семейства Кирсановых в финале выполняет роль эпилога к первой сюжетной линии романа.

Рассмотрим любовную коллизию романа. Знакомство База­рова с Одинцовой -завязка любовного конфликта. Жизнь Ев­гения в Никольском, его встречи и разговоры с Анной Сергеев­ной -развитие действия. Кульминация -объяснение героев. Развязка -расставание героев. Эпилогом здесь становится упо­минание о дальнейшей судьбе Одинцовой и описание сельского кладбища и могилы Базарова.

Стоит отметить, что параллельно с любовным конфликтом в романе возникает внутренний конфликт (конфликт Базарова с самим собой, со своими собственными убеждениями). Развяз­кой этого конфликта становится смерть Базарова. Именно на­личие этого внутреннего конфликта, разрешившегося смертью героя, позволяло исследователям сопоставлять роман И.С. Тур­генева с античной трагедией.

Таким образом, композиция романа отличается простотой, четкостью и соразмерностью, что также обусловило художествен­ное достоинство произведения и неизменный читательский интерес.

Здесь искали:
  • сочинение на тему отцы и дети
  • композиция романа отцы и дети
  • особенности композиции романа отцы и дети

Источники: http://sochineniye.ru/rol-pejzazha-v-romane-ottsy-i-deti/, http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-ottsyi-i-deti, http://sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-kompozitsionnye-osobennosti-romana-turgeneva-ottsy-i-deti/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением