Анализ результатов готовности детей к школе





Анализ материала по экспресс-диагностике готовности к школе

Цель методики: определить готовность детей к школе.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:
  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 11 тестов для тестирования детей.

Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

В 2009 году было протестировано по данной методике 11 дошкольников. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Результаты диагностики оценивались следующим образом:
  • ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов;
  • ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе готов условно , в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
  • ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.

Результаты диагностики дошкольников по методике

Экспресс-диагностика готовности к школе

Анализируя результаты тестирования, видим, что из 11 человек (100%) только 2 (18%) готовы условно . Дети легко справились с тестами: Нелепицы, Геометрические фигуры, Рисунок человека. Сложнее было выполнить Аналогии, Пространственно-геометрический диктант, Последовательные картинки, Логопедический тест, Запрещенные слова. Трудно было выполнить тест Ключи, не справились с Чтением и совсем не выполнили тест Составление слов.

Изначально тест № 8 Ключи сложен и дает возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Он направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. Только двое детей справились с заданием и получили максимальный балл, а остальные не обозначили правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков.

Тест № 9 Чтение представлен в двух видах: в виде текстов для детей, умеющих читать и в идее букв для детей, не умеющих читать. По результатам теста: дети не умеют читать слогами. Пять человек знают 10 букв из показанных, шесть дошкольников совсем буквы не знают и, следовательно, с заданием не справились.

Тест № 11 Составление слов предполагает, что ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. По результатам теста № 9 видим, почему дети не справились с тестом № 11.

Продолжая анализировать результаты в таблице №2, выделяю, что 18% дошкольников не владеют навыками счета, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают устную инструкцию, не умеют действовать по правилам. У 27% низкий уровень сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение строить связный последовательный рассказ). У 18% детей не сформирована способность делать умозаключения по аналогии. У 9% дошкольников трудности со звукопроизношением и фонематическим слухом. 45% требуется коррекция произвольности, развития речи и общей осведомленности. 81% не умеют выявлять закономерности и использовать их. 54 % детей не владеют основами грамоты. И у всех дошкольников (100%) по данной методике не сформированы навыки чтения.

Можно выделить несколько групп тестов:

Тесты №1,3,6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;

Тесты № 2,4 и 8 - о развитии его пространственных представлений;

Тесты № 5,8 и 11 - о развитии логического мышления.

Полученные результаты в 1 и 2 группах средние, а вот в 3 группе низкие, следовательно, существует необходимость развития логического мышления.

Качественный анализ анкет детей тоже дает очень много информации. Так, например, мы обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов своей семьи. Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его психологом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.

Вывод:
  1. Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
  2. По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
  3. Позволила выявить необходимость коррекционного обучения 9 детей из 11.
  4. Необходимо провести с дошкольниками цикл развивающих занятий по развитию логического мышления.
  5. Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий, направленных на развитие речи, общей осведомленности.
  6. По данным тестирования определить индивидуальную коррекционную программу по каждому ребенку и проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.

СПРАВКА по результатам изучения предпосылок психологической готовности детей
к обучению в школе

Дата проведения обследования: сентябрь, 20___ г.
Эксперт: ___________
Количество обследуемых: 70 человек.

Изучение предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе проводилось по следующим направлениям:

  • интеллектуальная готовность (зрительное восприятие, визуальная память, аудиальная память, оперативная память, произвольное внимание, стадия интеллектуального развития);
  • мотивационная готовность;
  • самоконтроль;
  • мелкая моторика руки;
  • социально-психологическая готовность.

В результате обследования получены следующие результаты:

  • высокий уровень – 16 человек (22 %);
  • средний уровень – 41 человек (59 %);
  • посредственный уровень – 8 человек (11 %);
  • низкий уровень – 5 человек (8 %).

Объём визуальной памяти:

  • высокий – 13 человек (19 %);
  • средний – 39 человек (56 %);
  • посредственный – 14 человек (20 %);
  • низкий – 4 человека (5 %).

Объём аудиальной памяти:

  • высокий уровень – отсутствует;
  • средний – 33 человека (47 %);
  • ниже среднего – 26 человек (37 %);
  • низкий – 11 человек (16 %).

Уровень развития произвольного внимания:

  • высокий уровень – отсутствует;
  • средний уровень – 29 человек (41 %);
  • посредственный уровень – 27 (39 %);
  • низкий уровень – 14 человек (20 %).

Уровень развития зрительного восприятия:

  • высокий уровень – 16 человек (22 %);
  • средний уровень – 42 человека (60 %);
  • посредственный уровень – 6 (9 %);
  • низкий уровень – 6 (9 %).
  • высокий уровень – 9 (13 %);
  • средний уровень – 26 (37 %);
  • посредственный – 18 (26 %);
  • низкий уровень – 17 (24 %).

Мелкая моторика руки:

  • высокий уровень – 4 человека (6 %);
  • средний уровень – 49 (70 %);
  • посредственный уровень – 16 (22 %);
  • низкий уровень – 1 человек (2 %).
  • высокий уровень – 1 (2 %);
  • средний уровень – 26 (37 %);
  • посредственный уровень – 22 (31 %);
  • низкий уровень – 21 (30 %).
  • Низкие результаты старшие дошкольники ДОУ показали в эмоционально-волевой, мотивационной сфере, в развитии произвольного внимания и аудиальной памяти.
  • Интеллектуальное развитие в целом соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.
  • Особое внимание хотелось бы обратить на мнемонические особенности детей логопедических групп. В основном у них преобладает неосознанное, механическое запоминание. Это проявляется в непонимании причин и следствий элементарных явлений.
  • Педагогам старших групп совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
  • Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
  • Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
  • Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
  • Также, на основе результатов психодиагностики, психологу необходимо обеспечить коррекционно-развивающую деятельность с детьми, подготовив ряд коррекционно-развивающих программ.

по результатам изучения предпосылок психологической готовности детей
группы № 11 к обучению в школе

Дата проведения обследования: сентябрь, 2002 г.
Эксперт: ___________
Количество обследуемых: 21 человек.

Изучение предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе проводилось по следующим направлениям:

  • интеллектуальная готовность (зрительное восприятие, визуальная память, аудиальная память, оперативная память, произвольное внимание, стадия интеллектуального развития);
  • мотивационная готовность;
  • самоконтроль;
  • мелкая моторика руки;
  • социально-психологическая готовность.

В результате обследования получены следующие результаты:


Переход к наглядно-образному уровню мышления

  • Невысокие результаты старшие дошкольники показали в эмоционально-волевой, мотивационной сфере, в развитии произвольного внимания и аудиальной памяти.
  • Интеллектуальное развитие в целом соответствует возрастным особенностям детей 5 – 6 лет.
  • Совершенствовать работу по развитию у детей навыков самоконтроля через проведение этических бесед, игр-инсценировок, игр с правилами, чтение художественных произведений, сотрудничество с семьёй.
  • Подобрать необходимый материал для консультирования родителей по вопросам подготовки старших дошкольников к школьному обучению, развитию у них необходимых навыков, умений и познавательных процессов.
  • Вести углубленную работу по развитию у детей логического, творческого мышления.
  • Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к детям на основе результатов психодиагностики.
  • Также, на основе результатов психодиагностики психологу необходимо обеспечить коррекционно-развивающую деятельность с детьми, подготовив ряд коррекционно-развивающих программ.

Последние материалы

Похожие материалы

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ за 2011-2012 учебный год. - презентация

1 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ за 2011-2012 учебный год

2 Цель исследования: диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Категория участников: воспитанники подготовительных к школе групп: 7, 11 Общее количество обследованных детей: 49 чел.

3 Использованные методики и их цели: «Диагностическая Беседа «Готовность к школьному обучению» (Р. Айзман ) Определение степени психо-социальной зрелости, запаса представлений ребёнка, его ориентировке и семейной ситуации. «Тест Керна и Йерасека» Определение уровня развития мелкой моторики руки и зрительно-моторной координации, умение подражать образцу. «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) умение действовать строго по инструкции, определение степени самостоятельности в учебной работе.

4 Анализ результатов первичной диагностики готовности к школе (октябрь 2011 г.) Анализ результатов первичного (входного) тестирования по готовности к школе, проводившийся в октябре 2011 года выявил наличие детей с низкими показателями готовности к школе: Группа 7: 8 чел. Группа 11: 6 чел. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА: Среди данных воспитанников в феврале 2012 года была проведено углубленное психодиагностическое исследование уровня развития высших психических функций. На основе полученных данных были сформированы группы детей, посещавших занятия с психологом «Подготовка к школе». Занятия были направлены на развитие у детей памяти, внимания, восприятия, а также усидчивости, умения работать в учебном коллективе, слушать инструкцию взрослого, развитие мелкой моторики.

5 Результаты диагностики ГРУППА 7 Общее количество обследованных детей: 24 чел.

6 Результаты диагностики ГРУППА 11 Общее количество обследованных детей: 25 ЧЕЛ.

7 Анализ трудностей, возникших у детей при выполнении тестовых заданий: Наибольшие трудности при выполнении тестовых заданий у детей были связаны со сферой их психосоциальной зрелости (например, назвать Ф.И.О. родителей, их профессию; время суток их последовательность). У нескольких воспитанников, несмотря на общий высокий показатель по тестовой беседе Р. Айзмана, выявилось преобладание игровой мотивации над учебной. Отмечаются также и трудности при выполнении рисунка мужчины из теста «Керна и Йерасека». Выполняя данное задание, дети часто забывали рисовать человеку уши, пальцы рук, части тела были дисгармоничны по отношению друг к другу. Это говорит о недостаточной степени овладения навыком письма, развития мелкой моторики а также о несистематических обучающих и развивающих занятиях детей с родителями.

8 Заключение Результаты тестирования говорят о высоком уровне развития высших психических функций выпускников подготовительных групп и предполагают успешное овладение ими учебной деятельностью.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/565382/, http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/64-psixologicheskaya-gotovnost-k-shkole-psixologam/1241-spravka-po-rezultatam-izucheniya-predposylok-psixologicheskoj-gotovnosti-detej-k-obucheniyu-v-shkole, http://www.myshared.ru/slide/185477/






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением