Анализ речевой карты ребенка





Структура речевой карты

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Видео

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Игры

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальные

Литература по дефектологии

Логопед

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Нарушение письма

Развитие речи

Работа с родителями

Сказки

Советы родителям

Словарь

Статьи логопедов

Сценарии детских праздников

При копировании материалов с сайта, ссылка на сайт logoped18.ru обязательна
© 2010-2016 Школьный логопед

Посетителям
* Консультации специалистов на форуме
* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.
Специалистам
* Возможность создания личных страниц
* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ, ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ, ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ХАРАКТЕРИСТИК

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.

Логопедическое обследование предполагает прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). В этих случаях наиболее распространенным нарушением является недоразвитие фонетико-фонематического уровня речевой функции, недоразвитие лексико-грамматических категорий, либо сочетание этих нарушений. Губительное произношение произносительной стороны речи может проявиться в различной степени – это единичные дефекты звукопроизношения (дислалия), массивные нарушения артикуляции (в виде дизартрии), менее грубые, но стойкие звуковые искажения (стертая дизартрия). Отдельным речевым диагнозом выступает открытая ринолалия, при которой дефекты артикуляции и резкий носовой оттенок речи обусловлены анатомическими дефектами твердого и мягкого неба. Все эти нарушения артикуляции, как правило, сопровождаются дефектами фонематических процессов (восприятия близких по акустико-артикуляционым признакам звуков, фонематического анализа и синтеза).

Нарушение лексико-грамматического строя проявляется в виде бедности словаря, аграмматизмов, трудностей словообразования и словоизменения, в несформированности связной повествовательной речи (образование текста). Лексико-грамматические расстройства могут быть относительно самостоятельными, либо сочетаться с нарушениями фонетико-фонематического строя речи. Нарушением устной речи является и заикание как особое нарушение темпа и ритма речи.

Основная причина, по которой младшие школьники обращаются в логопедический кабинет, состоит в трудностях не устной, а письменной речи: нарушение чтения (дислексии) и письма (дисграфии и дизорфографии).

Обследование школьников с расстройствами чтения и письма предполагает подробное изучение устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны), которая, как правило, имеет те или иные отклонения.

Дизорфография (патологическое усвоение орфографического навыка) выделилась в последние годы как самостоятельное расстройство, которое может сочетаться с дисграфией, а может проявиться и самостоятельно.

Логопедическое обследование, оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик – значимая и важная обязанность учителя-логопеда, один из существенных показателей профессионализма.

Логопед общеобразовательных школ и дошкольных учреждений принимает участие в работе ПМПК и, выявляя детей с особенностями речевого развития, дает рекомендации для дальнейшего исправления недостатков или направляет детей к специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.). Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор определенных фраз, специальных выражений, формулировок, в приведенных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает логопедам более эффективно организовать свою работу.

Данные о ходе речевого развития

Избегать интеллектуальных и психологических нагрузок.

Ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых.

Перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения.

В целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, необходимо повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе).

Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные занятия и сведения об окружающем мире.

Пополнять и уточнять имеющиеся знания.

Систематизировать умения и навыки.

Рекомендуется консультация у специалистов.

Во избежание «школьной неуспеваемости» рекомендовано посещение школы с 7-летнего возраста.

Рекомендуется дополнительный отдых.

Дозировать интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Посещать занятия с психологом и логопедом.

Устранять пробелы в имеющихся знаниях.

Доводить до необходимого уровня учебную деятельность.

Создавать возможность выбора.

Повышать личную ответственность.

Создавать благоприятную обстановку в классе, дома.

Оказывать помощь в обретении веры в свои силы.

Рекомендуется повторный курс обучения.

Проводится дополнительное обследование с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом уровня его развития.

Обеспечить чередование видов деятельности.

Для развития мотивации желательно использовать занимательный материал; виды и приемы заданий, вызывающих интерес учащихся; создавать ситуацию «успеха».

Соблюдать единые требования к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.

3. Аналитический этап

На основании полученных данных заполняется протокол обследования, в который включаются все ответы ребенка, как правильные, с нашей точки зрения, так и ошибочные.

Этот протокол не является обязательным документом для отчета. Поэтому его ведение необязательно. Опытные логопеды иногда вместо протокола делают для себя заметки в свободной форме. Молодым специалистам мы советуем заполнять подробные протоколы. Зафиксированные данные позволят более четко сделать логопедическое заключение, а в случае затруднения помогут получить консультацию у опытного специалиста.

Анализу этих данных посвящается следующий этап обследования — аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

Особенностью речевой карты и ее отличием от протокола является аналитичность. Если в протоколе фиксируются ответы детей, то в речевой карте представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы:

§ данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

§ раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

§ специальное место для записи логопедического заключения.

При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каждый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, обязательно указывайте годы и полные месяцы жизни ребенка.

Источники: http://logoped18.ru/documentation/structure-of-the-speech-card.php, http://detsad23.com/pedagogicheskaya-stranichka/%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B8%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B0/logopedicheskoe-obsledovanie-oformlenie-rechevykh-kart-logopedicheskikh-predstavleniy-i-kharakterist, http://pedlib.ru/Books/3/0340/3_0340-37.shtml






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением