Анализ работы с одаренными детьми по физике





Отчет Анализ работы с одаренными детьми

Для работы с перечисленными учащимися был составлен план работы с одаренными детьми

Цель плана: создание психологических и социально-педагогических условий для всестороннего развития творческой личности учащихся, ее самоопределения и самореализации

В учебной деятельности работа с одаренными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого я использую следующие формы работы:

урочная деятельность (уроки по предметам)

в урочной деятельности я использую следующие виды деятельности: проблемно-развивающее обучение, работа в малых группах, проектно- исследовательская деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии (разноуровневые тесты, презентации, тренажеры), творческие и нестандартные задания.

школьные декады (одна из форм внеклавссной работы по предмету: КВНы, викторины, решение кроссвордов, ребусов и т.д.)

театрализованные праздники ( разрабатывают сценарии постановок и т.д.)

олимпиады по физике и математике (выявляют наиболее способных и одаренных детей при решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности)

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Выполнение одаренными детьми исследовательских работ углубленного уровня по физике без использования дорогостоящего оборудования

Новый ФГОС требует от педагогов не сколько вместить в детей определенный объем информации, столько научить их самостоятельно эту информацию получать. Важнейшую роль в формировании исследовательских способностей школьников играют самостоятельные исследовательские (творческие) работы.

Возникает вопрос, что понимать под исследовательскими работами школьников? Анализ литературы и собственный опыт работы в жюри конкурсов проектно-исследовательских работ школьников показывает, что к этому вопросу существует диаметрально противоположенные подходы.

С одной стороны, под исследованием можно понимать получение любой субъективно новой информации, в том числе «исследование» процесса закипания воды. С другой стороны, под исследованием можно понимать получение объективно новой (научной) информации, т.е. выполнение полноценной научно–исследовательской работы, которые школьники делают в лабораториях НИИ или вузов под руководством научных сотрудников. Однако, опыт показывает, что часто школьник, работая на дорогостоящем современном физическом приборе, не всегда представляет физические принципы его работы. Кроме того, возможность выполнять научно-исследовательские работы существует далеко не у всех одаренных школьников.

Представляется важным, чтобы результат исследовательской работы, не был очевиден для школьника (т.е. существенно выходил за рамки школьного учебника), кроме того, необходимо, чтобы учебное исследование повторяло основные этапы научного исследования: видение проблемы, выдвижение гипотез, планирование и проведение эксперимента, анализ полученных данных, публикация результатов в виде доклада на конференции. Будем называть такие работы исследовательскими работами углубленного уровня. Возможно ли проведение исследовательских работ углубленного уровня по физике с одаренными детьми без специального дорогостоящего оборудования?

Под руководством автора было выполнено большое число экспериментальных исследовательских работ, получивших призы на Всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ школьников, где в качестве основного измерительного инструмента использовался обычный цифровой фотоаппарат .

Слабость математического аппарата школьника, особенно в 7-м классе можно компенсировать использованием компьютерного моделирования на основе численных методов. Важно отметить, что демонстрационных программ сейчас много, нужно, чтобы школьники понимали алгоритмы расчета. К сожалению, школьники редко владеют языками программирования, поэтому можно пользоваться электронными таблицами (MSExcel. OpenOffice.orgCalc или их аналоги). Важно заметить, что речь идет об использовании компьютеров не только для расчета погрешностей и построения графиков. Одаренные школьники прекрасно осваивают численные методы, применяя их для численного интегрирования; решения уравнений, в том числе трансцендентных; расчета статистических закономерностей. Использование численных методов позволяет проводить исследовательские работы углубленного уровня по всем разделам школьной физики в соответствии с возрастом учеников, от кинематики до волновой оптики [1-7].

Многолетний опыт выполнения школьниками исследовательских работ в Вечерней физической школе при физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, в лицее «Вторая школа», а также учениками из всех концов России в летних школах, показывает, что использование общедоступных цифровых фотоаппаратов для проведения физических экспериментов и численных методов для их планирования и анализа, позволяет проводить исследовательские работы по физике углубленного уровня с одаренными детьми начиная с 7-го класса практически в любой школе.

Список литературы:

1. Рыжиков С. Исследовательские работы по физике учеников 7-11 классов. Saarbrucken (Германия): LAP Lambert Academic Publishing, 2013, 280 с.

2. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей одаренных школьников при выполнении исследовательских работ по физике с проведением экспериментов на базе фото– и видео техники. Монография. – М. Школа будущего. 2012. – 160 с.

3. Рыжиков С.Б. Исследовательские работы одаренных школьников по волновой оптике – первый шаг к знакомству с нанотехнологиями. // Наука и школа. 2013, №2, с. 104–108.

4. Рыжиков С.Б. Экспериментальные исследовательские работы с одаренными школьниками VII-го класса. // Физика в школе. 2012. № 6. с. 49-54.

5. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей школьников при изучении теоремы о равномерном распределении энергии по степеням свободы. // Научная конференция «Ломоносовские чтения». . М. Физический факультет МГУ. 2013. с. 168-169.

6. Рыжиков С.Б. Развитие исследовательских способностей школьников 8–9 классов при изучении волновой оптики. // Физика, изд. «Первое сентября». 2013. №5. с. 40-45.

7. Рыжиков С.Б. Использование электронных таблиц для проведения исследовательских работ на примере нахождения центра тяжести. // Информатика в школе. 2013. №8. с. 51 – 53.

Код публикации:

Источники: http://infourok.ru/otchet-analiz-raboti-s-odarennimi-detmi-742625.html, http://lib.teacher.msu.ru/pub/2099






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением