Анализ организации общения воспитателя с детьми





Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности

В качестве одного из основных психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДО рассматривается организация профессионального взаимодействия педагогов с детьми. Представленный инструментарий позволяет не только оценить взаимодействие взрослого и детей в образовательном процессе, но и выявить причины низких результатов, а также определить пути повышения эффективности организации образовательной деятельности педагога.

В педагогической практике и методике организации образовательного процесса в ДОО в нашей стране наработан опыт по оценке воспитательно-образовательного процесса и предметно-развивающей среды. Данный опыт представлен в методической литературе такими авторами, как К.Ю. Белая, О.А. Скоролупова, С.Л. Новоселова и др. Проблема взаимодействия воспитателя с дошкольниками ставилась в контексте психологических исследований: выделение стилей и моделей педагогического взаимодействия (В.Г. Маралов), изучение стилей общения воспитателя с детьми в совместной деятельности (Т.Н. Репина, Л.Н. Башлакова). Т.И. Чирковой была модифицирована и адаптирована для ДОО система анализа категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях Н. Фландерса. Однако результаты данных исследований не получили распространения в широкой практике оценки и анализа эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

В существовавшей долгое время учебной модели организации образовательного процесса основной формой работы с детьми выступало учебное занятие. Соответственно, и эффективность образовательного процесса оценивалась через анализ организации и результатов проведенного занятия. Для этого использовались различные методы, такие как оперативный контроль, экспертная оценка проведения занятий и др. В качестве инструмента оценки использовались различные карты анализа занятий, прогулок, досугов, праздников. Основными критериями анализа занятий, как правило, выступали: соответствие программного содержания развитию и возрасту детей, познавательный эффект, развитие психических процессов и воспитательная ценность занятия, выполнение гигиенических требований к организации, эстетика, использование наглядных пособий, разнообразие методов и приемов и др. Оценивались речь педагога, качество выполнения заданий (работ) детьми, поведение детей на занятии.

На сегодняшний день основными задачами, стоящими перед дошкольным образованием, являются формирование общей культуры воспитанников, комплексное развитие личности, включающее развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей. В нормативных актах сформулирован ряд требований к условиям реализации ООП ДО, которые как раз направлены на то, чтобы создать условия для решения поставленных задач.

В соответствии с одним из психолого-педагогических требований к условиям реализации ООП ДО взаимодействие педагога с детьми должно основываться на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете его зоны ближайшего развития; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

На смену учебной модели организации образовательного процесса в детском саду, в которой определяющим являлось педагогическое воздействие воспитателя на дошкольников, приходит новая образовательная модель, предполагающая совместную деятельность взрослого и детей в процессе овладения образовательным содержанием. В связи с этим, с одной стороны, встает вопрос о принципах организации и содержании эффективного взаимодействия взрослого с детьми в детском саду, с другой стороны – об оценке его эффективности, которая позволила бы дать качественную характеристику деятельности воспитателя.В рамках современной модели организации образовательного процесса в детском саду проблема разработки инструментария, направленного на оценку взаимодействия воспитателя с детьми в процессе реализации ООП ДО, является очень актуальной.

ВАЖНО! В полной версии статьи, опубликованной в журнале Справочник педагога-психолога. Детский сад №10 читайте:

  • Определение взаимодействия воспитателя с детьми
  • Инструментарий оценки взаимодействия воспитателя с детьми
  • Параметры оценки
  • Критерии и показатели параметров, их обработка
  • Интерпретация результатов оценки
  • а также Приложение Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности

ГДЕ ПРОЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ?
Статью Оценка взаимодействия воспитателя с детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности читайте в №10- 2015 г. журнала Справочник педагога-психолога. Детский сад . Подпишитесь на это издание прямо сейчас!

Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения

Педагогическое общениеэто взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).

Стили педагогического общения и руководства

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль. Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию.

Этапы педагогического общения

1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему предстоящего общения с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком

1. Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Основные правила педагогического общения

• Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Новые статьи

Статьи и лекции:
Теория и методика физической культуры
Основы спортивной тренировки
Биомеханика
Теория и методика избранного вида спорта
Гигиена
Массаж в реабилитации
История развития лыжных гонок
Физиология спорта
Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта по разделам: Сердце. печень. допинг. иммунитет. гормоны. дыхание

Новости спорта: Футбол. Хоккей. Баскетбол. Волейбол. Бокс. Автоспорт .

Источники: http://m.resobr.ru/article/57863-otsenka-vzaimodeystviya-vospitatelya-s-detmi-v-hode-neposredstvenno-obrazovatelnoy, http://opace.ru/a/pedagogicheskoe_obschenie_etapy_i_stili_pedagogicheskogo_obscheniya





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения