Здоровье ребенка период адаптации





Охрана здоровья дошкольников в период адаптации к детскому саду

К.А. Шакарян

кандидат мед.наук, врач-педиатор

Начало посещения детского сада - важный этап в жизни ребенка. Малыш разлучается с родителями, учится самостоятельно взаимодействовать с другими детьми, педагогами. В этот период ему необходима поддержка как родителей, так и сотрудников детского сада - воспитателей, медицинской сестры.

Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро, в течение одной-трех недель, другим требуется около двух-трех месяцев. Психологи отводят на процесс адаптации до полугода.

Почему возникают трудности у дошкольников в этот период? Если ребенок привык к тому, что взрослые потакают его капризам, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни воспитатели, ни детский коллектив не станут делать поблажек.

Стеснительные и робкие малыши тоже сталкиваются с проблемами. Они плохо идут на контакт со сверстниками и поэтому становятся мишенью для задир.

Столкнувшись с проблемами адаптации, малыш испытывает сильное психоэмоциональное и физическое напряжение, стресс. Отсутствие своевременной поддержки может привести к полной дезадаптации и ухудшению здоровья ребенка.

В адаптационный период и родители, и воспитатели должны внимательно наблюдать за малышом, чтобы не пропустить следующие признаки дезадаптации:

  • ребенок отказывается идти в детский сад, причем отказ носит стойкий характер;
  • по возвращении из ДОУ ребенок подавлен, спрашивает у родителей, придется ли ему идти в детский сад снова;
  • быстро утомляется;
  • у него нарушается сон: вечером долго не может уснуть, а утром просыпается с трудом, мучают кошмары;
  • в течение дня вял, капризен, раздражителен;
  • появляются навязчивые состояния, тики и заикание.

Дезадаптация может проявиться и частыми, иногда болезненными мочеиспусканиями, энурезом. Нередко ребенок отказывается от посещения туалета в группе. У малыша могут возникнуть запоры.

Один из главных индикаторов здоровья малыша - аппетит. Ребенка, тяжело привыкающий к детскому саду, теряет аппетит или, наоборот, начинает испытывать постоянную потребность в еде

Эмоциональное напряжение вызывает и снижение сопротивляемости организма, что приводит к повторным респираторным заболеваниям, протекающим тяжелее обычного. Обостряются и хронические заболевания. У некоторых детей, испытывающих трудности с адаптацией, формируется психосоматические реакции: подсознательно понимая, что болезнь спасает от посещения детского сада, они начинают болеть чаще.

Поведение ребенка в группе также показательно. Ребенок отказывается идти на контакт, обижается, проявляет агрессию в отношении других и себя.

Для того чтобы свести к минимуму проблемы, связанные с началом посещения ребенком ДОУ, следует выполнять рекомендации специалистов, приведенные ниже.

Подготовка к посещению детского сада должна начаться задолго до привода ребенка в группу. За несколько недель, а лучше месяцев родителям рекомендуется создать у ребенка положительный образ ДОУ. Малыш должен привыкнуть к мысли, что посещение детского сада не только не представляет угрозы его благополучию, но является признаком того, что он становится взрослым и самостоятельным. Родители должны время от времени говорить ребенку, что они рады за него, гордятся им.

Желательно еще до начала посещения детского сада несколько раз прийти туда вместе с малышом на экскурсию. чувствуя родительскую поддержку, ребенку будет проще освоиться. Находясь рядом с мамой, малыш сможет смело задать интересующие его вопросы.

Родители должны подробно объяснить ребенку, что его ждет в детском саду, тогда, придя в группу, он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Предварительное знакомство с детским садом и персоналом полезно и для родителей, многие из которых в этот период также испытывают стресс.

Время, проведенное в группе

Время, проводимое в группе детского сада, лучше увеличивать постепенно. Начинать следует с одного-двух часов и в течение недели доводить до полного дня. Эти сроки могут варьироваться в зависимости от того, как реагирует дошкольник на новые условия.

Начинать посещение детского сада лучше в тот момент, когда ребенок полностью здоров. Не рекомендуется впервые приводить ребенка в детский сад после эмоциональных нагрузок (возвращение из отпуска, с дачи, переезда) т.к. для малышей положительные эмоции также являются стрессовой ситуацией.

Ежедневные сборы в детский сад

Собираться в детский сад нужно накануне. Вместе с малышом следует подготовить все необходимое - одежду, личные вещи. Во время утренних сборов не должно возникать суеты, окриков, нервозности. Все дети разные, дайте ребенку возможность собираться сколько времени, сколько ему необходимо. Помогайте, но не делайте все за малыша. Если у ребенка есть любимая игрушка или предмет, не запрещайте брать его с собой. Для ребенка эта игрушка является символом дома, а следовательно, стабильности.

Для облегчения перехода ребенка к новым условиям важно помнить о соблюдении режима дня. Если дошкольник не проводит достаточно времени на свежем воздухе, недосыпает, нерационально питается вне детского сада - это приведет к снижению иммунитета. Совместная прогулка после детского сада вместо просмотра телевизора или компьютерных игр расширит адаптационные возможности ребенка, будет способствовать доверительным отношениям внутри семьи.

Обсуждение событий дня

Обязательно нужно обсудить с ребенком события дня, проведенного в ДОУ. На формальный вопрос родители обычно получают такой же ответ. Лучше задавать наводящие вопросы, а ответы помогать распространять. Только так можно получить информацию, понять эмоциональный фон малыша и своевременно выявить проблему.

Все дети уникальны, поэтому психоэмоциональное напряжение может проявиться индивидуально. Родители и персонал ДОУ должны внимательно наблюдать за состоянием ребенка, чтобы не пропустить признаки дезадаптации.

Помощь при дезадаптации

Что делать, если, несмотря на соблюдение рекомендаций, о которых говорилось выше, ребенок все-таки столкнулся с проблемой дезадаптации?

В первую очередь следует пересмотреть режим дня ребенка:

  • укладывать спать раньше;
  • проводить больше времени с малышом на свежем воздухе;
  • свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры;
  • обеспечить достаточную физическую нагрузку. Обязательно проводить утреннюю зарядку. Несколько простых упражнений - наклоны и повороты головы и корпуса, махи руками, ногами, прыжки и бег на месте - помогут улучшить кровоток, нормализировать деятельность вегетативной нервной системы ребенка.

При согласовании с педиатром возможен дополнительный прием поливитаминов в возрастной дозировке или специальных витаминных препаратов. В рационе ребенка в достаточном количестве должны присутствовать микроэлементы и полиненасыщенные жирные кислоты - фрукты, овощи, клетчатка, оливковое масло, рыба и др.

При сохранении признаков дезаптации ребенку необходима консультация специалистов. Педиатр поможет разобраться в ситуации, исключит соматическую патологию (инфекции. мочевых путей, функциональное нарушение ЖКТ), даст рекомендации и в случае необходимости направит на консультации к узким специалистам.

После комплексного обследования малышу может быть назначено курсовое лечение. До этого момента ребенку можно заваривать успокоительный травяной сбор, поить чаем с мятой и мелиссой, во время купания добавлять в воду ароматические масла мяты, лаванды и хмеля (при отсутствии аллергии).

Адаптация ребенка к детскому саду: часть 3

Привыкание ребенка к детскому саду процесс долгий и очень важный. Родителям, а особенно маме. нужно побольше терпения, понимания. Нужно быть готовым ко всему: и к тому, что у вас на начальном этапе все пойдет хорошо, и к тому, что могут возникнуть проблемы с адаптацией. Не спешите, все со временем наладится.Кроме того, что ребенку приходится привыкать к новой обстановке, людям, режиму, организм малыша подвергается испытаниям: стресс и новые вирусы.

Поговорим сегодня об адаптации ребенка к саду и его здоровье.

Очень часто дети на начальном этапе адаптации заболевают. Многие мамочки жалуются, что неделю ходят в сад, две -сидят дома. У нас похожая ситуация была, со временем болезней стало меньше и проходили они гораздо легче. Но на это все равно нужно время.

Важно.
  • Старайтесь закаливать ребенка с самого детства.
  • Можете проконсультироваться с Вашим педиатром. возможно нужно будет принимать какие-либо витамины либо средства, укрепляющие иммунитет.
  • Если ребенок заболел -не паникуйте. Лечитесь. Во время болезни не забываем рассказывать ребенку про садик. о том, что детки и воспитательница соскучились и очень ждут малыша. Прогуливайтесь рядом с садиком, рассказывайте, как детки там играют.
  • После болезни постарайтесь еще как минимум на неделю оставить ребенка дома, чтобы организм смог восстановиться. Не спешите с походом в сад!

Поэтому лучше начать ходить в сад за несколько месяцев до окончания декрета, чтобы не приходилось выбирать между работой и ребенком.

  • Старайтесь предупредить болезнь. если видите, что у ребенка начинается простуда, подержите дома пару дней. Тем самым Вы сбережете здоровье не только Вашего ребенка, но и остальных деток в группе.
  • После болезни адаптация малыша обычно начинается заново. в слегка ускоренном темпе. Так что наберитесь терпения.
  • В период эпидемией в некоторых садиках просят принести родителей чеснок, сделать для деток чесночные бусы. Иногда закупается шиповник и для малышей заваривают чаек. Сотрудничайте в этом вопросе с воспитателями.
  • Настраивайтесь на то, что Ваш малыш пройдет адаптацию безболезненно. во всех смыслах этого слова!

Конечно, есть еще такая проблема: часто больных детей водят в сад. У родителей могут быть разные причины. Бороться с этим почти невозможно. Поэтому старайтесь укрепить иммунитет Вашего малыша, чтобы снизить вероятность болезни. Помните, здоровье Вашего ребенка в Ваших руках!

Желаю крепкого здоровья всему Вашему семейству и легкой адаптации малышу!

Возможно, тема адаптации еще будет продолжена, если мне будет о чем сказать. Если у Вас есть вопросы, пишите! Постараюсь на них ответить.

Тоже интересно почитать!

Беседы с детским психологом: игре все возрасты покорны!

В настоящее время в детских клубах и развивающих центрах Минска появился новый формат детско-родительских мероприятий.

Как вырастить ребенка послушным?

Как сделать так, чтобы ребенок не капризничал, вел себя хорошо, всегда слушался родителей? Думаю, многие.

Анонс: «7 ступеней счастья: спокойная мама – счастливый малыш»

Дорогие друзья, хочу Вас пригласить на марафон «7 ступеней счастья: спокойная мама – счастливый малыш». Автор.

Дети Индиго: кто они?

Добрый день, дорогие друзья и гости Оранжевой семьи! Продолжаю рассказывать Вам про интересных людей, их детей.

О семинарах, детях, их здоровье и воспитании

Доброго времени суток, дорогие читатели Оранжевой семьи! Хочу познакомить вас с небольшой, но дружной компанией увлеченных.

Навигация по записям

Адаптация в детском саду

Ваш малыш подрос, и его необходимо отдавать в детский сад. Суета по поводу выбора садика позади, но возникает другой вопрос, как пройдет адаптация в детском саду вашего ребенка? Здесь многое зависит от подготовки со стороны родителей. Что необходимо учесть для успешной адаптации ребенка в детском саду?

В первую очередь нужно выбрать подходящее время года, педагоги пришли к выводу, что начало осени (в основном сентябрь) – самое подходящее время для похода в детский сад. Есть сразу несколько плюсов. Ваш малыш, скорее всего, будет не единственным ребенком, пришедшим в группу, да и дети из группы за лето поотвыкли друг от друга, поэтому ваш карапуз не будет сильно выделяться на общем фоне. Так же за лето ребенок окреп в физическом плане, набрался здоровья. Наверняка вы позаботились о том, чтобы часть лета ребенок провел за городом, а как говорится воздух, вода и солнце – лучшие помощники здоровья. Поэтому и болеть ваш кроха при походе в сад будет меньше. К тому же в августе-сентябре еще довольно тепло и много фруктов, овощей. В связи с этим велика вероятность, что адаптация в детском саду закончится до эпидемий гриппа и всеобщих простуд.

А какой возраст будет самым удачным для начала садиковской жизни вашего ребенка?
Конечно, сейчас можно устроить ребенка в садик, чуть ли не с полуторагодовалого возраста и решающим фактом будут ваши обстоятельства, но если есть возможность, лучше обождать с ранней самостоятельностью. Наиболее благоприятный возраст для адаптации в детском саду 3 года. Ведь к этому возрасту, малыш обычно уже умеет говорить, а значит, ему будет легче освоиться в новой среде и поделиться с вами трудностями. Так же в этом возрасте советуется приступать к социализации ребенка и, в конце концов, ваш ребенок владеет основными навыками самообслуживания, а значит и трудностей будет меньше.

Адаптация ребенка в детском саду: первые шаги для родителей

Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла, как можно легче - подготовьте почву. Обязательно познакомьтесь с воспитателями и заведующей, установите с ними доброжелательные отношения, ведь отношения с ними могут отразиться на отношении к вашему ребенку. Узнайте, какие вещи понадобятся для ежедневного использования ребенком в садике. Продумайте детский гардероб на каждый день.

Следующий шаг - подробно ознакомьтесь с режимом дня в саду, постарайтесь приблизить домашний ритм к такому графику. Больше всего проблем возникает с дневным сном. Как помочь ребенку в этом случае? Укладывайте малыша спать дома в то же время, которое предусмотрено и в садике. Почитайте ему перед сном, объясните, что даже если он не может заснуть во время тихого часа, все равно нужно оставаться в кровати, вести себя тихо и не мешать другим. Как вы понимаете, это дело довольно не простое для маленького ребенка, поэтому начните приучать его к такому режиму заранее.

Позаботьтесь и о питании ребенка, чтобы его рацион был схож с тем, который будет в садике. Вследствие чего будет меньше капризов и излюбленного детского перебирания едой.

Адаптация в детском саду: как подготовить ребенка

Адаптация ребенка в детском саду в основном осложняется их частыми болезнями. Причины могут быть самыми разными, начиная от сниженного иммунитета и заканчивая полученной инфекцией от других детей. Поэтому заранее позаботьтесь об укреплении здоровья ребенка. Проведите комплекс по закаливанию малыша, старайтесь не кутать ребенка дома и одевая в садик, исключая таким образом перегрев тела.

При поступлении в сад, ваш малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания: способности одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, ходить на горшок, чистить зубы, умываться и вытираться полотенцем. Также будет полезным, если вы приучите ребенка убирать за собой игрушки, крошки со стола, аккуратно снимать одежду и вешать ее на стульчик. Поверьте, это очень упростит жизнь вашего малыша в саду. Здесь вам пригодится терпение и выдержка не делать за ребенка то, что он в состоянии выполнить сам.

Множество проблем возникает с горшком, конечно, если ваш малыш перешел двухлетний возраст, то он уже самостоятельно ходит на горшок, снимает и натягивает штанишки. Но если вам пришлось отправить в сад ребенка до двух лет, стоит научить его сообщать о мокрых штанишках (ведь воспитатель не всегда вовремя замечает аварию ). Сообщите воспитателям, в какое время ваш ребенок обычно ходит по большому . И конечно, приучайте ребенка к горшку дома, учите проситься на горшок, до того как дело сделано.

Адаптация ребенка в детском саду: психологическая подготовка

Адаптация ребенка в детском саду будет сложной, если вы заранее не подготовите малыша так сказать морально. Такая подготовка начинается задолго до похода в сад.
  • Во-первых, сами относитесь доброжелательно и приветливо к окружающим людям, не проявляйте озлобленность к другим и тогда и малыш будет контактным, и не будет бояться общества.
  • С детками постарше чаще гуляйте в парках и на детских площадках, пусть малыш учится контактировать и с взрослыми, и со сверстниками. Наблюдайте, замкнут ли ваш ребенок или открыт для контакта и помогите ему приобрести навыки общения.
  • Множество конфликтов в детском саду происходит на почве нежелания делиться игрушками. Решить этот вопрос будет нелегко. Нужно научить ребенка и не жадничать, и в то же время уметь отстаивать свои интересы. Проигрывайте с карапузом такие моменты, покажите ему, как решить проблему без конфликта (например, поменяться друг с другом или пусть предложит второму ребенку другую игрушку, если не хочется расставаться со своей).
  • Говорите своему малышу, что вы очень довольны им, ведь он такой большой и самостоятельный. Расскажите чем занимаются в детском саду, что туда приходят много деток и ему будет весело с ними играться. Ведь неизвестность всегда пугает, особенно малышей. А так он будет спокойней и уверенней в себе.
  • Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не критикуйте воспитателей, дети легко перенимают ваше отношение.
  • Покажите ребенку его превосходное положение. Ведь мам и пап, а также бабушек и дедушек не берут в детский сад играться, только он удостоился такой чести (ему можно то, что не доступно родителям). А значит быть в садике – это не наказание, а радость.


Безусловно, период адаптации в детском саду будет значительно меньше, если вы предварительно потратите немного усилий и времени на подготовку своего малыша. Не считайте поход в садик чем-то незначительным. Ведь это первый социальный опыт вашего ребенка и от того, как он сложится, зависит дальнейшая его адаптация во взрослой жизни. Будьте внимательны к своему крохе, и он обязательно порадует вас своими успехами!

Источники: http://xn------5cdbbemsgbqszljntdgbq5ai2b7rmafv9e.xn--p1ai/okhrana-zdorovya-doshkolnikov-v-period-adaptatcii-k-detskomu-sad, http://orangefamily.ru/razvitie_i_tvorchestvo_detey/vospityvaem-detey/adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu-chast-3.html/, http://www.best-mother.ru/630_adaptatsiya_v_detskom_sadu






Комментарии: 1

  • 15.01.18, 09:58
    Мария
    спасибо

Поделитесь своим мнением