Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
«Мои первые шаги»
- Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Организационное родительское собрание;
- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;
- Анкета для родителей (социальная);
- Индивидуальный журнал ребенка;
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);
- Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В. Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
Адаптация детей к детскому саду
1 сентября в наш детский сад придут ваши «наши» малыши и мы с вами должны позаботиться о том, чтобы это событие для ребенка стало радостным.
Цель детского сада: обеспечить ребенку комфортное пребывание в дошкольном образовательном учреждении, способствовать развитию познавательной активности, поддерживая его эмоционально-положительное состояние и полноценное физическое развитие в период раннего детства.
Совместная подготовка ребенка к посещению детского сада – залог успешной адаптации. Под «адаптацией» понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Основные критерии успешной адаптации
1.Внутренний комфорт (эмоциональное удовлетворение)
2.Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования, идти на контакт со взрослыми и сверстниками)
3.Хороший аппетит, хороший сон.
С приходом ребенка в дошкольном учреждение начинается новый этап его жизни.
Общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в новую для него жизнь.
Задачи, решаемые коллективом ДОУ в период адаптации:
1. Помочь малышам преодолеть стрессовые состояния в период адаптации.
2.Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом ДОУ, с традициями, для последующего сотрудничества
(консультативная и практическая информированность родителей специалистами ДОУ (педагог – психолог, медицинский персонал, воспитатель физической культуры) по проблемам развития, воспитания и адаптации.
3.Содействовать формированию у детей положительного эмоционального отношения с взрослыми и сверстниками.
От чего зависит успех психологической адаптации ребенка? Безусловно, от индивидуальных особенностей и от многих других факторов.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами, т.к. основной вид деятельности в этом возрасте предметная игра, поэтому существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием малыша к ДОУ.
Попадая в детский сад, малыши быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, т.к. для них это привычное дело.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к пребыванию в дошкольном учреждении.
Период адаптации ребенка в детском садике может причинять много переживаний самим родителям. Иногда они могут переживать из-за разлуки с ребенком даже сильнее, чем он сам.
Что обычно чувствует мама, отдавая своего ребенка в сад?
«Быть может, моему ребенку плохо без меня? Будут ли к нему внимательны малознакомые мне пока воспитатели и педагоги? Утешат ли, помогут ли, если будет плохо? Не зря ли я все это затеяла? Мне самой тяжело и не привычно без моего ребенка».
Однако мамины переживания только «подпитывают» беспокойство ребенка, дестабилизируя ситуацию.
Спокойствие родителей, их уверенность в том, что этот сложный период для всех скоро закончится, приведут к нужному результату.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ
Для преодоления трудностей адаптации у детей раннего возраста нами была разработана программа психолого-педагогического сопровождения.
Целью программы являлось создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи программы выступали:
- Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
- Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
- Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Основу практической работы составляло взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МКДОУ детский сад «Солнышко» п. жд. ст. Невельская, Тайшетского района, Иркутской области.
За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной, а также подходы к организации работы с детьми раннего возраста, представленные в работах К. Л. Печоры, Е. О. Смирновой, О. Л. Трофимовой [1,2,3,4].
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели использовали разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества, формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
Организация процесса адаптации включала следующие этапы:
Первый этап — подготовка родителей и воспитателей ребенка к условиям детского сада. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления.
Второй этап — посещение родителей с ребенком группы детского сада.
Важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.
Основная задача мамы в данной ситуации — помочь ребенку в создании положительного образа воспитателя. Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2–3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
Третий этап — постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов:
Первый период: «мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период: «я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно ребенок начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.
Третий период: «иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы.
Четвертый период: «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда ребенок соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.
Задачами воспитания в доадаптационный период являлись:
- Создать для детей атмосферу психологического комфорта. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Закладывать основы будущей личности:
воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
В ходе психолого-педагогического сопровождения реализовывались следующие условия, содействующие адаптации детей к ДОУ: учет психологических особенностей адаптации детей;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей.
Результаты оценки эффективности проведенной работы показали положительную динамику в степени адаптации детей: детей с низким уровнем адаптации выявлено не было.
Таким образом, результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что учет психологических особенностей адаптации детей к новому социальному окружению;создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ДОУ;проведение своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми;психолого-педагогическое консультирование родителей в период адаптации детей к пребыванию в ДОУ способствуют успешной адаптации детей.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практическое пособие / Авт.-сост. Л. В. Белкина. — Воронеж: «Учитель», 2006. — 236 с.
- Печора, К.Л. Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — Москва. Владос, 2007. — 176 с.
- Смирнова, Е. О. Психологическая служба раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2005. — № 1.- С.23–26.
- Трофимова, О. В. Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий. Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.) [Текст] / О. В. Трофимова, Т. М. Волкова, Н. А. Галка. — М. Буки-Веди, 2012. -142 с.
Похожие статьи
Источники: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5626-proekt-moi-pervye-shagi.html, http://xn--133--83dr2c0ay3a.xn----ctbhc1cos.xn--p1ai/info-dou/item/162-adaptatsiya-detej-k-detskomu-sadu, http://moluch.ru/archive/110/26841/
Комментариев пока нет!