Уровень адаптации детском саду





Программа. Кроха . Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?

Предлагаемая программа «Кроха» – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Еще хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.

Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.

Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи программы:
  1. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.
  2. Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада.
  3. Консультирование родителей.
  4. Консультирование персонала.

Содержание работы педагога-психолога:

– помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
– помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями;
– помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
  1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей см. Приложение 4 и Приложение 5 )
  2. Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада
  3. Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаются семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

План работы с родителями

Адаптация ребенка к детскому саду

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Пора коснуться темы, которая является очень важной и злободневной, а порой и болезненной, и конфликтно - опасной для многих семей — это тема социализации ребенка, иными словами начала посещения ребенком организованного коллектива.

Достаточно часто мотивом начала посещения детского сада ребенком является необходимость маме выходить на работу, иногда желание родителей или бабушек, чтобы ребенок именно в детсаду «общался с другими детьми», «развивался» - является определяющим. Встречаются ситуации, когда мама просто устала, и ей хочется заняться собой, своей карьерой, или в семье появляется другой ребенок, и мама не справляется с двумя детьми. Словом, главным движущим мотивом в решении этого вопроса чаще всего являются интересы и желания взрослых членов семьи, их традиционные представления об укладе жизни в семье, о воспитании детей. Представления эти основаны на собственном жизненном опыте и стереотипах поведения в обществе. И крайне редко определяющим фактором в принятии важнейшего для семьи решения: когда отдать ребенка в детский сад, являются интересы ребенка, его состояние здоровья, уровень готовности или не готовности к детскому коллективу, адаптационные возможности детского организма.

Что же такое адаптация? Для чего ее надо учитывать? От чего зависит адаптация, и как можно сделать процесс адаптации наиболее благоприятным?

Постараемся найти ответы на эти вопросы.

Адаптация - это процесс приспособления биологического индивида к изменившимся условиям существования. В основе адаптации лежит смена динамических стереотипов. Изменение внешней среды (смена домашнего образа жизни на общественный)- это очень сильный стрессовый раздражитель для нервной системы ребенка (его можно сравнить со стрессом, вызванным нападением стада диких зверей на общину первобытных людей). Вслед за изменением функционирования нервной системы, которое может проявиться нарушением поведения ребенка, капризностью, плаксивостью, нарушением сна, отказом от общения со сверстниками и со старшими, а иногда и появлением серьезных невротических расстройств (заикание, энурез, термоневроз), изменяется работа таких важных систем органов как эндокринная и иммунная системы. Нарушается выработка гормонов щитовидной железы, надпочечников, гипофиза, падает иммунитет кожи и слизистых, уменьшается синтез иммуноглобулинов. Степень выраженности и продолжительность этих изменений определяют степень тяжести и длительность периода адаптации. По самым усредненным меркам, адаптация у взрослого относительно здорового человека продолжается не менее 3-х недель. То есть, только по истечении этого периода времени можно сделать вывод, адаптировался данный взрослый индивид к новым условиям жизни или нет. Эта информация полезна для размышления любителям поездок на 10- 14 дней с маленьким ребенком, особенно грудным, на далекие моря, особенно в холодное время года. Такие родители менее всего думают о влиянии таких «оздоровительных» поездок на иммунную систему ребенка.

Пока не закончился период адаптации, организм (прежде всего иммунная и эндокринная системы) не восстановились и не начали работать на новом уровне, то есть не создали определенный запас прочности, ребенок может часто и долго болеть как вирусными, так и бактериальными инфекционными заболеваниями. В период адаптации к детскому саду может сформироваться так называемая группа часто и длительно болеющих детей (есть такое понятие в отечественной педиатрической науке). Лучшим выходом из этой ситуации является уменьшение частоты острых заболеваний, уменьшение их тяжести, но период формирования иммунологической памяти или тренировки иммунной системы, клинически характеризующийся частыми ОРЗ, ПРОХОДЯТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТИ. Разница состоит лишь в том, какие это заболевания по тяжести, продолжительности, риску формирования осложнений, развития хронических заболеваний. Для одних детей этот период заканчивается относительно благополучно, с наименьшими потерями для здоровья, для других же в результате такой «адаптации» формируются хронический отит, тонзиллит, синусит, аденоидит, бронхиальная астма, атопический дерматит, хронические заболевания кишечника, мочевыделительной системы и т. д. Важно заранее понимать, от чего зависит подобный исход, и когда нужно вовремя остановиться, чтобы не допустить формирования подобной патологии.

Продолжительность же этого периода может быть различной, определяется индивидуальными показателями здоровья у каждого ребенка. В случае благоприятного течения адаптации ребенок может полностью адаптироваться к новым условиям приблизительно через месяц. При неблагоприятном исходе продолжительность периода адаптации может увеличиваться порой до полугода, а в наиболее тяжелых случаях адаптация к новым условиям так и не формируется.

Какие факторы влияют на прогноз, степень тяжести и продолжительность адаптации? Как подготовить ребенка к детскому коллективу? Как определить наилучший возраст для начала посещения детсада?

Можно в нескольких словах сформулировать факторы, неблагоприятно влияющие на адаптацию: любые отклонения от нормы в состоянии здоровья ребенка, выявленные к моменту посещения детского сада, будут влиять неблагоприятно и препятствовать физиологической адаптации, и в тем большей степени, чем более выражены эти отклонения от нормы. Отсюда вытекает важное правило: НЕОБХОДИМО ЗАРАНЕЕ, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО выявлять все отклонения, все проблемы, все слабые места в здоровье ребенка и максимально их корректировать перед оформлением в детский коллектив.

Наиболее часто встречаются следующие проблемы со здоровьем у детей раннего возраста: рахит и его последствия (а это не просто «кривые» ноги и деформированная грудная клетка, а прежде всего слабый противовирусный иммунитет); дисбактериоз, который часто сочетается с атопическим дерматитом (кишечник- важнейший орган иммунной системы ребенка); железодефицитная анемия (частые простудные заболевания, нарушение всасывания в кишечнике важнейших микроэлементов, нарушение нервно -мышечной деятельности); последствия гипоксии во время беременности и родов, а иногда и родовая травма; последствия внутриутробной инфекции с поражением любых органов и систем; так называемый аллергический или лимфатический диатез (эти дети генетически предрасположены к частым, длительным вирусным и бактериальным инфекциям, к развитию ларингитов, обструктивных бронхитов). Данный список можно дополнять и дополнять. Важно, чтобы вы как можно раньше определились внутри своей семьи с возрастом посещения ребенком детского сада (иногда это нужно сделать до рождения ребенка), и при каждом посещении врача-педиатра, при каждом диспансерном осмотре обсуждали с доктором, как та или иная выявленная у вашего ребенка патология повлияет на возраст посещения детского коллектива, и как наиболее качественно скорректировать выявленные отклонения в состоянии здоровья, чтобы уменьшить их неблагоприятное влияние на прогноз адаптации.

В следующей статье мы постараемся составить алгоритм формирования наиболее благоприятной адаптации к детскому коллективу.

С приходом ребенка 3—4 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М. 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Авторы статьи хотели бы помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дать практические рекомендации, в том числе сценарии занятий, призванные облегчить эту сложную работу, особенно на первоначальном этапе.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Второй немаловажный момент — необходимость организации “Праздника знакомства”. Первый день пребывания в детском саду должен стать для ребенка праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, которые знакомят их с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой. Праздник, примерный сценарий которого приводится ниже, завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали домой сразу после обеда и чтобы родители все это время были рядом с ними.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/606840/, http://www.clinica-repromed.ru/pages/states/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/, http://pedlib.ru/Books/1/0004/1_0004-1.shtml






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением