Трудности адаптации детей школе





«Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»

Мой сын пошёл в школу Моя дочь пошла в детский сад , - говорят родители с гордостью, радостью, а зачастую и с чувством тревоги: Как ребёнок будет себя чувствовать в детском саду? Не будет ли плакать? Найдёт ли себе друзей первоклассник? Одним словом, как он адаптируется в детском саду или в школе?

Понятие слова адаптация подразумевает процесс встраивания в окружающую среду, некоторую способность успешно и приемлемым образом с ней взаимодействовать. Невозможно пройти адаптацию единожды. Оказавшись в новом коллективе или на новом месте работы, учёбы, вновь и вновь человек встречается со своей тревогой. И многие, взглянув на свой опыт приспособления к новой системе, могут с удивлением обнаружить, что процесс адаптации для него лежит всегда одними и теми же путями. Можно говорить о некоторой закономерности.

Адаптация – это способ взаимодействия с Другим. И этот способ формируется в раннем детстве из отношений ребёнка с матерью или с людьми, обеспечивающими для него уход.

Если взглянуть на детей ясельной группы, то можно увидеть огромную разницу в том, как каждый ребёнок находит своё индивидуальное место в группе и способ взаимодействия с детьми и воспитателями. Условия одни, а поведение детей различно. Некоторые дети очень легко входят в контакт, играют, кушают, другие – не общаются, отказываются от еды, занимают позицию – ожидание мамы . Иногда, на первый взгляд, всё протекает благополучно: малыш и кушает, и участвует во всех занятиях, но скован и сдержан в проявлении своих желаний.

Процесс соглашения ребёнка на новые условия жизни, а адаптация именно это и предполагает, достаточно труден и непрост – от него требуют оторваться от матери. А для ребёнка это очень травматично. Он не знает, придёт ли за ним та, кто самая любимая и заботливая, та, с кем рядом ребёнок чувствует себя в безопасности. Для него расставание – это навсегда: Мама где? . И какой бы ответ ни звучал на вопрос ребёнка, его он не устраивает. Потеря, зияние, пустота Для того чтобы снизить тревогу ребёнка, с ним необходимо разговаривать и в первую очередь называть то, что происходит с ним, какие чувства он испытывает: грустит, плачет ли, испытывает агрессию.

Но что ещё очень важно, так это то, что психологическая готовность ребёнка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребёнка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребёнком что-то случится, а их не будет рядом, что передают свою тревожность и опасения ребёнку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям. Очень важно понять не только то, что происходит с ребёнком, но и увидеть, разобраться родителям в своих чувствах по отношению к новой ситуации.

И. Н. Кузнецова, психолог-психоаналитик

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью. Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний. Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Трудности адаптации к школе

Большинство шестилеток с нетерпением ждут дня, когда они пойдут в школу: там будут новые друзья, новые знания и масса интересных занятий. Но эйфория от 1-го сентября иногда быстро заканчивается: оказывается, что учиться не так-то просто, и дело не только в предметах. Нужно соблюдать особый режим: целый урок сидеть смирно, да и на перемене учителя порой ругаются на бегающих первоклашек. Нужно подчиняться правилам дисциплины, нельзя шуметь и кричать. Да еще и эти оценки! Что же делать, если никак не получается писать красиво и аккуратно, а учитель требует результат? Приходит разочарование, теряется мотивация, ребенок начинает капризничать, старается придумать отговорки, лишь бы не ходить в школу.

Но ведь так себя ведут не все дети. Почему же одним учиться нравится, даже если учеба не всегда дается легко, а другие с удовольствием сидели бы дома или еще год ходили в детский сад? Чтобы понять причину, нужно вернуться немного назад, в кризис 6-7 лет. Напомним его основные симптомы: кривляние, манерничанье, потеря непосредственности, синдром «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается не показывать этого. Проблемы поведения: пререкания, низкая самооценка, раздражительность, замкнутость. Окончание данного кризиса обычно как раз совпадает с поступлением в школу. Но это возможно только если ребенок психологически готов к обучению, то есть имеет высокий или средний уровень адаптации.

Высокий уровень адаптации к школе. Первоклассник легко усваивает материал, в т.ч. усложненный; прилежен, ему интересно работать самостоятельно, с удовольствием выполняет общественные поручения. Такой ребенок готовится ко всем урокам и школа ему нравится. Средний уровень адаптации – школьник сосредоточен и внимателен, но только тогда когда его контролирует взрослый, либо когда занятие интересно ребенку. Основной материал усваивает легко и в полном объеме, но подчас ему требуется наглядное и подробное объяснение учителя. К общественным поручениям относится положительно.

А вот при низком уровне адаптации первоклассник к школе и урокам относится отрицательно, обычно он находится в подавленном настроении. Материал воспринимает плохо и не весь, а фрагментами. Дезадаптированный ребенок нуждается в постоянном контроле, домашние задания выполняет нерегулярно, самостоятельно работает с трудом. По сути, ребенок до школы еще «не дорос»: в этом случае кризис 7 лет будет проходить бурно и надолго оставит последствия. Возможность отложить школу на годик есть не всегда, и родителям и психологу требуется работать совместно, чтобы помочь такому первоклашке адаптироваться.

Физические условия успешной адаптации к школе. Смена видов деятельности при подготовке уроков: между выполнением заданий ребенок должен активно двигаться. Контроль осанки и предупреждение близорукости – ровная спина, хорошее и правильное освещение письменного стола. Изменение питания – больше витаминов, овощей и фруктов. Родителям нужно больше внимания уделять спорту и движению: прогулки, активные игры, создание в доме спортивного уголка.

Психологические условия адаптации ребенка к школе. Большое внимание нужно уделять самооценке ребенка: все члены семьи должны поддерживать школьника. Он должен чувствовать, что вы принимаете его, даже если у него что-то не получается. Важно познакомиться с одноклассниками и организовать общение с ними после школы. Интересуйтесь жизнью первоклашки – не шаблонно, а по-настоящему. Расспрашивайте об учительнице, одноклассниках, соседях по парте, делитесь своими воспоминаниями. И учитывайте особенности характера и темперамент ребенка: застенчивые или флегматичные дети, дети-интроверты адаптируются медленнее.

Расскажите вашим друзьям об этом:

Источники: http://m.b17.ru/article/39284/, http://paidagogos.com/%3Fp%3D6920, http://pravdaogrippe.ru/grip_true/vospitanie-rebenka/trudnosti-adaptatsii-k-shkole/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения