Стадии адаптации ребенка в приемной семье





Программа.

1. Пояснительная записка.

В современном российском обществе проблема сиротства все больше привлекает внимание государства, ученых, социальных служб. Становится очевидно, что эффективно помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, можно только в условиях семьи, восстанавливая семейные роли и восполняя потребности детей в личностно значимых индивидуальных отношениях. В России возрождается ценность приемной семьи как мощного института социализации, адаптации и развития детей, оставшихся без родителей.

Мифы о том, что любой взрослый, воспитавший своих детей, способен помочь ребенку-сироте, на сегодняшний день показывают явную несостоятельность. Правильным подходом к пониманию роли и значения приемной семьи является представление о том, что родитель должен обладать профессиональными умениями и навыками в сфере психологии и педагогики, а также иметь личностные качества, которые способствуют успеху его воспитательной деятельности. Поэтому нужно говорить о профессиональной подготовке и профессиональной готовности приемного родителя, усыновителя или опекуна к тому, чтобы принять ответственность за жизнь и развитие ребенка.

Для помощи кандидатам, которые хотели бы создать приемную семью, в сообществе «Китеж» разработана программа обучения и поддержки приемных родителей. Программа рассчитана на минимальный уровень знакомства с психологическими и педагогическими идеями, теориями и ценностями и позволяет помочь будущим приемным родителям самостоятельно решать возникающие проблемы с детьми.

Система обучения является достаточно гибкой к запросам и уровню профессиональной и личностной подготовки кандидатов, а также опирается на конкретный практический опыт, который должен получить кандидат при подготовке к важному шагу в своей жизни.

Занятия носят дискуссионный характер, ориентированы на практическое применение полученных знаний, актуализируют собственный жизненный опыт обучающихся. Возможны следующие организационные формы проведения занятий:

1. Проблемные группы (1 - 5 дней по 2 часа)

2. Дискуссионные группы (5 – 10 дней по 2 часа)

Адаптация. Первый год в приемной семье

Положишникова Е.И. педагог-психолог

С момента, когда ребенок в первый раз видит свою новую семью, и до того, как он начнет чувствовать себя в ней полноценным членом проходит обычно немало времени.

Период адаптации – естественный период в жизни любой семьи, в которой появился ребенок. Для того, чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место.

Отличием адаптации в новом месте и адаптации ребенка в семье является то, что адаптация в новой семье это процесс двухсторонний, т.к. привыкать друг к другу и к изменившимся условиям приходится и ребенку и родителям. Адаптация - достаточно сложный период, у всех детей проходит по разному и в разные сроки.

В среднем этот процесс занимает около года.

«Знакомство», «Медовый месяц», «Розовые очки».

Почему медовый месяц? Да потому, что все настроены только на хорошее.

Все хотят друг другу понравиться.

#149; В этот период не стоит нагружать ребенка новыми впечатлениями, его психике тяжело справляться с большим объемом информации.

#149; Нужно бережно относиться к чувствам ребенка, не стоит стараться побыстрее сблизиться, претендовать на родительство, сразу называть ребенка сыном или дочерью.

#149; Новые переживания, иногда могут негативно отразиться на ребенке. В результате он может плохо спать, подвергаться перепадам настроения, испытывать тревогу. В такой ситуации нужно быть максимально внимательным к ребенку.

«Проверка родителей на прочность», «Возврат в прошлое», «Установочные конфликты»

Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Чем больше ребенок «вживается» в новую семью, чем больше в его душе прорастает привязанность к новым родителям, тем тревожнее и страшнее ему становится опять все потерять, потому что все, что было у ребенка в жизни – он терял. На втором этапе ребенок вдруг перестает слушаться, ведет себя не так как хотелось бы взрослым. Подобные ситуации – закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Основные причины и проявления кризиса:

#149; Другие люди – другие правила. Ребенок подчинялся правилам семьи, пока это было для него в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует вести себя так как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка стереотипа поведения. На этом этапе у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как:
- Фиксация на неопрятности, грязи или наоборот на чистоте.
- Чувство беспомощности или чувство зависимости
- Чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы
- Отказ от всего нового
- Необъяснимые припадки злобы, плача
- Признаки усталости, тревоги

#149; Психологические барьеры. Обнаруживается несовместимость черт характера, привычек и темпераментов родителей и ребенка.

#149; Истощение сил родителей

#149; Дефицит знаний у родителей. невозможность опереться на свой опыт воспитания, завышенные или заниженные требования родителей, начинается сравнение ребенка со сверстниками, зачастую не в пользу ребенка, процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков, стремление подчинить ребенка своей власти.

#149; Псевдорегресс. Иногда поведение ребенка перестает соответствовать его биологическому возрасту. Он становится капризным и требовательным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и предпочитает доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.

#149; Страхи детей

#149; Изменение поведения. Ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей (не всегда удачно).

«Привыкание», «Уравновешивание», «Медленное восстановление»

Эта стадия завершает процесс адаптации, который может идти в двух направлениях.

Родители и дети постепенно начинают жить жизнью обыкновенной нормальной семьи.

#149; Происходит становление адекватного поведения ребенка:

#149; ребенок повзрослел, его больше не привлекают малыши, проявляет интерес к сверстникам;

#149; исчезает напряжение, он начинает шутить, обсуждать проблемы со взрослыми;

#149; ребенок привыкает к правилам поведения в семье.

#149; Ребенок начинает концентрироваться на настоящем, реже вспоминает прошлое.

#149; Положительные изменения в поведении.

Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить с доверительные отношения с ним.

У ребенка сохраняются или усугубляются проблемы в поведении: агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, бродяжничество, курение, а так же мстительность или демонстрация беспомощности, упрямство, негативизм.

В этом случае необходимо обращаться к специалистам.

Источники: http://kitezh.org/psychology_pedagogy/shkola_primnogo_/programma_psihologo-pedagogicheskogo_obucheniya_roditelej_zamesayusej_semi, http://ocpprik.ru/articles/p00004.htm





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения