Социокультурной адаптации детей с ограниченными





Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями Sociocultural adaptation of children with the limited possibilities Текст научной статьи по специальности Социология

  • СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ,
  • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ,
  • РОСТ ИНВАЛИДНОСТИ ,
  • АДАПТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ,
  • SOCIOCULTURAL ADAPTATION ,
  • CHILDREN-INVALIDS ,
  • CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES ,
  • PHYSICAL INABILITY GROWTH ,
  • ADAPTATION OF INVALIDS

Аннотация
научной статьи по социологии, автор научной работы — Усова Бэла Юнусовна

Статья посвящена анализу социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения, в связи с чем автор предлагает поднять социальный статус инвалида, повысить его материальную независимость и разработать технологии его социальной адаптации.

Abstract 2011 year, VAK speciality — 22.00.00, author — Usova Bela Yunusovna

The paper is devoted to the analysis of sociocultural adaptation of children with the limited possibilities. Children-invalids belong to a most socially unprotected category of the population. In this connection the author suggests to lift the social status of the invalid, to raise his material independence and to develop technologies of his social adaptation.

Научная статья по специальности Социология из научного журнала Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология , Усова Бэла Юнусовна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Усова Бэла Юнусовна Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 27.09).

Усова Бэла Юнусовна Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 27.09).

Усова Бэла Юнусовна (2011). Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Усова Бэла Юнусовна Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. №3 С.276-282.

Усова Бэла Юнусовна Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология (2011).

Усова Бэла Юнусовна (2011). Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология

Сущность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями связана, прежде всего, с их «включением» в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социальной жизни. Социальное отношение к проблемам лиц с отклонениями в развитии традиционно детерминировано признанием ненормативности их социокультурного развития и осуществлением процессов стигматизации и сегрегации.

Институт социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья существовал с момента появления человеческого общества, но на первоначальных этапах его развития деятельность данного института носила стихийный, неформализованный характер. Процесс институциализации системы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялся поэтапно. Первый этап: изменение социального отношения от безразличия и дискриминации к толерантности и социальному призрению лиц с отклонениями в развитии; второй этап - от социального призрения к осознанию возможности социальной интеграции и адаптации лиц с отклонениями в развитии через образование; третий этап - от социальной адаптации через образование, дифференциации и сегрегации к социальной интеграции лиц с отклонениями в развитии; от равных прав к равным возможностям.

Проблемное поле социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеет в соответствии с основными положениями экосистемного подхода достаточно четкую уровневую структуру: первый уровень - проблемы, связанные с социокультурной интеграцией и адаптацией ребенка внутри родительской семьи (микросоциальный уровень); второй уровень - проблемы, связанные с интеграцией в существующую в обществе систему образования (мезосоциальный уровень); третий уровень - проблемы, связанные с продуктивным включением в социокультурные процессы в рамках всего общества (макросоциальный уровень).

В целом, интеграция - это возможность, но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но не обязан этого делать. Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть защищенность и уединение. Однако общество должно сделать все возможное для повышения социальной активности таких людей, включения их в широкие социокультурные отношения.

Организация современного общества во многом противоречит интересам взрослых и детей, имеющих инвалидность.
Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать гораздо сложнее, чем физические препятствия. Сегодня важным является привлечение внимание к жизненной активности самих инвалидов, формировании в обществе новой концепции независимой жизни людей с ограниченными возможностями. В этой связи большое значение для приобретения инвалидами независимости является их социокультурная адаптация . Она проводится в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями такими как: обеспечение техническими средствами реабилитации, оздоровление в специализированных центрах.

Ежегодное увеличение числа участников социокультурных мероприятий и возрастающий к ним интерес общественности свидетельствуют об их высокой востребованности и значимости для людей с ограниченными возможностями. Участие в Паралимпийской спартакиаде, фестивале видеофильмов или литературном конкурсе для многих инвалидов становится отправной точкой к активному образу жизни.

Так, самарские спортсмены с ограниченными возможностями входят в состав сборной России, участвующей в международных паралимпийских играх. Многие авторы-инвалиды получают возможность публиковать свои произведения, становятся членами профессионального союза писателей.

Самара – самый подходящий регион для реализации именно этого подпроекта, так как в нашей губернии уже достигнуты определенные результаты в решении проблем инвалидности: создана сеть реабилитационных учреждений инвалидов и пожилых граждан, отлажена система обеспечения людей с ограниченными возможностями техническими средствами реабилитации. Общественное признание и большую популярность среди инвалидов получили социокультурные мероприятия, такие как ежегодные Губернаторские премии, Паралимпийская спартакиада, областной литературный конкурс, фестиваль видеофильмов и многие другие.

Кроме того в губернии развита сеть НКО и существует их реальная поддержка со стороны государственных органов, т.е. активно развивается социальное партнерство, что является необходимым условием для успешной реализации любого проекта.
Действующая в нашей области система реабилитации инвалидов во многом способствовала формированию активной жизненной позиции у людей с ограниченными возможностями. Многие инвалиды после прохождения курсов реабилитации достигают определенных положительных результатов, как в физическом, так и в эмоционально-психологическом состоянии. Участие в социокультурных мероприятиях также способствует развитию их творческого потенциала, и в настоящее время многие из них готовы к открытому диалогу с обществом. Но, к сожалению, само общество не всегда готово понять проблемы людей с ограниченными возможностями. В связи с этим конкурс социальной рекламы станет важным шагом в создании благоприятного общественного климата, способствующего социальной интеграции инвалидов.

Созданная в ходе проекта модель повышения информированности и толератности общества к проблемам инвалидности будет тиражирована в другие регионы ПФО.
К сожалению, до настоящего времени нет единого подхода к вопросам социокультурной адаптации инвалидов. В этой связи важным является четкое межведомственное взаимодействие органов государственной власти, НКО и организаций различных форм собственности в реализации социокультурных мероприятий. Необходимо дальнейшее совершенствование не только формы их проведения и расширение категорий участников, но и переход от разовых акций к межотраслевой региональной концепции социокультурной адаптации людей с ограниченными возможностями. Ее разработка будет содействовать внедрению новых социально-культурных программ, развитию преемственности и повышению качества проведения социокультурных мероприятий.

Специальная Олимпиада Самарской области

Акция За жизнь без барьеров

Технические средства реабилитации

В этом разделе любой пользователь нашего сайта может разместить фотографии примеров созданной безбарьерной среды или отсутствия таковой со своими комментариями. Также можно разместить отзыв об уже имеющихся фотографиях. Особенностью является то, что размещение этой информации возможно по максимально упрощенному алгоритму.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami, http://pedlib.ru/Books/3/0482/3_0482-216.shtml, http://min-reabilit.ru/index.php%40option%3Dcom_content%26task%3Dview%26id%3D68%26Itemid%3D70.html





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения