Социальные оценки адаптации ребенка





Оценка социальной адаптации детей. Нарушение чтения у школьника

Способность школьника к общению в социальной среде требуется ему постоянно как в школе, так и после уроков. Накапливается все больше доказательств, что способность к социальному мышлению представляет отдельную область специфических функций развития. Социальное мышление включает множество различных навыков, в том числе способность налаживать новые отношения, планировать, организовывать и осуществлять процесс общения, а также адекватное реагирование и степень чувствительности к социальным сигналам обратной связи, способность к разрешению социальных конфликтов без агрессии, адаптативное применение речи в социальном контексте (вербальный прагматизм), способность установить истинные реципрокные (взаимные) отношения с другими людьми (особенно с ровесниками), способность преодолеть собственную внутреннюю эгоцентричность, чтобы оценить других людей или заботиться об окружающих.

В дополнение к этим навыкам школьники должны сознательно относиться к формированию своего собственного имиджа и быть способными представить себя в выгодном свете перед ровесниками и взрослыми. К сожалению, некоторые дети не имеют никакого представления о том, какое неприятное впечатление они производят на окружающих. Дефицит социальных навыков может оказывать выраженное негативное влияние на контроль поведения, психическое здоровье и, безусловно, успешность карьеры.

Нарушение специфических функций развития, вероятно, проявляется в различных областях у разных детей. Комбинация дисфункций, как правило, приводит к нарушению академической успеваемости, часто снижая основные приобретенные навыки и их компоненты при чтении, письме и занятиях математикой.

Нарушение способности к чтению. обозначаемое термином «дислексия», может иметь в основе расстройство специфических функций развития. В большинстве случаев у детей с дисфункцией чтения нарушена речевая функция. Первоначально у них чаще нарушается фонологическое восприятие, которое проявляется как затруднение узнавания и понимания звуков речи и выполнения манипуляций с ними.

В дальнейшем у них могут возникать выраженные проблемы с формированием в памяти ассоциаций между звуками английского языка и комбинациями букв, которые обозначают эти звуки.

Это приводит к нарушению на уровне распознавания (декодирования) отдельных слов. У детей может быть замедлено формирование визуального словаря (совокупности слов, узнаваемых мгновенно). Если декодирование слов замедлено или значительно затруднено, это приводит в дальнейшем к выраженным нарушениям способности к чтению. Школьники с расстройством зрительно-пространственной ориентации также могут испытывать затруднения при обучении чтению, однако эти нарушения относительно редко служат причиной дислексии.

Дети с нарушением причинно-следственной ориентации или активной рабочей памяти могут испытывать затруднения при разбивании слов на составляющие звуки (фонемы) и при воссоздании комбинаций звуков в правильной последовательности. Нарушение памяти может стать причиной проблем, связанных со чтением, — вспоминание и суммирование прочитанного материала, формирование памяти на ассоциации между звуком и буквенным символом, создание и расширение словарного запаса. Некоторые дети с дефицитом высших когнитивных функций испытывают трудности, связанные с пониманием прочитанного из-за неумения сформулировать основные идеи текста.

Дети с дислексией. как правило, не любят читать и стараются избегать чтения. Отсутствие практики нередко еще более усиливает проблемы, связанные с чтением. Таким образом, задержка формирования навыков чтения со временем становится все более выраженной.

Оценка социальной адаптации у детей

Оценка социальной адаптации у детей

Социально-психологическая адаптация ребенка происходит по-разному, напрямую этот процесс зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья, игровых навыков, особенностей нервной системы, особенностей взаимоотношений в семье и стиля воспитания. Важно и то, насколько ребенок эмоционально зависим от матери, доброжелателен и контактен. Предварительная подготовка ребенка к школе направлена на усовершенствование социальной адаптации ребенка дошкольного возраста к новым условиям. отсутствие подготовки может проявляться в том, что у ребенка нарушается эмоциональное состояние, ухудшается сон и аппетит, развивается страх перед дошкольным учреждением, повышается восприимчивость к заболеваниям.
Моральная и физическая подготовка ребенка, его индивидуально-типологические особенности во многом влияют на то, как проходит социальная адаптация ребенка дошкольного возраста к предстоящим изменениям. Для того чтобы облегчить этот процесс родителям необходимо с раннего возраста учить малыша, как надо общаться со сверстниками и взрослыми, поощрять его самостоятельность, тогда из него вырастает здоровая и полноценная личность. Личность формируется в зависимости от того, какой тип воздействия доминирует в семье. Если в раннем возрасте ребенок столкнулся с обидой и несправедливостью, он отличается болезненной восприимчивостью к малейшему проявлению равнодушия и несправедливости, начинает видеть зло даже там, где его нет, проще говоря, искаженно воспринимает отношения к нему окружающих. Такой ребенок замыкается в себе, начинает противопоставлять настоящему и кажущемуся злу то, что он умеет противопоставить, он становится непослушным, строптивым, резким и грубым, своевольным, желающим делать все не так, как того требуют взрослые. Таким поведением ребенок напоминает о себе, заявляет людям о своем праве на внимание. Если родители относятся к ребенку нежно, тепло, понимают его, требуют от него осознанного поведения, он вырастает зрелым, уверенным в себе, независимым, любознательным, дружелюбным и умеющим разбираться в окружающей обстановке человеком.

Семья и ее роль в вопросах социализации ребенка

В области человеческих взаимоотношений родители, как правило, служат для детей образцами и учителями. При социализации детей происходит корректирование базовых ценностных ориентаций, ребенок может только усваивать нормы, его социализация строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил и в основном ориентирована на мотивацию своего поведения. Таким образом, в процессе социализация ребенок входит в социальную среду, усваивает язык, нормы поведения, нравственные ценности, всего того, что является основой культурного общества. Адаптироваться в детском саду ребенку помогает и мастерство воспитателя, который изучив особенности характера малыша и, скоординировав свои действия с его родителями, сможет найти индивидуальный подход к процессу воспитания ребенка. Только уютная и благожелательная атмосфера в воспитательных группах является необходимым условием, которое сможет помочь детям быстро привыкнуть к новому месту. Понять, как ребенок сумел адаптироваться в новой школьной среде, можно понаблюдав и оценив настроение, с которым он идет на занятия в школу. Например, у ребенка преобладает депрессивное настроение, случаются вспышки гнева, он становится обидчивым, восприимчивым, раздражительным, его что-то тревожит, огорчает, часто ссорится и дерется с другими детьми. Или, наоборот, малыш улыбается, он спокойный, деловитый, ему нравится учиться, у него появилось много друзей, он инициативен и общителен.

В целом, социальная адаптация - сложный процесс для любого ребенка. Социальное развитие ребенка включает два взаимосвязанных направления: социализация и индивидуализация. Эти процессы происходят на каждом уровне социума (вхождение ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей), и влияют на формирование его личностных качеств. Ребенок, который не сумел пройти процесс адаптации к группе - робкий, неуверенный в себе, безынициативный, это часто приводит к серьезной деформации личности. Если ребенок сумел преодолеть фазу адаптации и начал предъявлять окружающим какие-то индивидуальные отличия, несоответствующие их представлениям и потребностям, которые они не принимают, это может привести к тому, что у такого ребенка сильно повышается самооценка, он растет подозрительным, агрессивным. При положительном вхождении ребенка в группу, у него формируется чувство коллективизма и товарищества. Бывает ребенка «принимает» асоциальная группа, тогда у него развиваются асоциальные качества. Все эти процессы происходят часто спонтанно, стихийно в процессе жизнедеятельности, но хотя бы отчасти, их можно регулировать. Развитию и формированию моральных качеств человека способствует целенаправленное гражданское и нравственное воспитание. Воспитание является основополагающим фактором социализации личности. Этот процесс осуществляют сознательно настроенные на него или специально подготовленные для этого люди: родители, учителя, воспитатели, вожатые, социальные педагогии и другие. Основная задача взрослых – передать ребенку те моральные ценности и нормы поведения, которые отвечают требованиям общества. Конечно, воспитанию отводится вполне определенное место в числе других социальных факторов, которые нельзя ни заменить, ни исключить. Особенно сильно воспитательные меры действуют на маленького ребенка, со временем ребенок становится самостоятельнее, роль воспитателя снижается, и на первый план выходят мотивы, которые исходят непосредственно от самого человека, ребенок сам выбирает социальные ценности и ориентиры, которые влияют на его развитие (самовоспитание). Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности, ее предопределяют ведущие индивидуальные качества каждого человека, длится этот процесс почти всю жизнь.

Материал опубликован 13.09

Материал (1 класс) на тему:
Изучение социально - психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя)

Предварительный просмотр:

Диагностическая программа скринингового исследования

Сроки проведения. конец сентября – конец октября

Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).

1 – я шкала «Учебная активность»

5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.

2 балла – учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.

1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.

0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.

2 – я шкала «Усвоение знаний»

5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.

4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки.

3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой.

2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.

1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.

0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.

3 – я шкала «Поведение на уроке»

5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.

3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

4 – я шкала «Поведение на перемене»

5 баллов – высокая игровая активность (охотно участвует в подвижных играх).

4 балла – активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.

3 балла – активность ребенка ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку.

2 балла – не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой.

1 балл – пассивен, движения скованы, избегает других детей.

0 баллов – часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, кричит, бегает.

5 – я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»

5 баллов – общительный, легко вступает в контакт с детьми.

4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.

2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.

0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.

6 – я шкала «Отношение к учителю»

5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравится ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.

4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.

2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.

1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.

0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.

7 – я шкала «Эмоциональное благополучие»

5 баллов – хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4 балла – спокойное эмоциональное состояние.

3 балла – эпизодическое появление сниженного настроения.

2 балла – отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.

1 балл – отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.

0 баллов – преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношениях с детьми, и в отношениях с учителем.

Социально – педагогическая адаптация ребенка в школе (экспертная оценка учителя)

1 класс 2015 – 2016 учебный год

Источники: http://meduniver.com/Medical/Psixology/narushenie_chtenia_u_rebenka.html, http://detkino.ru/node/11658, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/10/27/izuchenie-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-rebenka-v






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением