Социально психологической адаптацией ребенка школе





Социально-психологическая адаптация детей: отмывание от детства в школе

В жизни каждых родителей когда-то наступает этот миг… Их ребенок из неуклюжего малыша превращается в первоклассника. Это очень волнительный во всех смыслах период: переживания и опасения у родителей вызывает сама школа, учитель, сверстники; школьная программа и успехи ребенка.

Но вот часть трудностей преодолена. Еще за полгода до того, как ваш первоклассник пойдет в школу, вы ему «разрекламировали» его будущее место учебы, и он полон воодушевления. Школа подобрана, учитель «изучен», все книги-ранцы-формы куплены. Заветный час настал. И теперь вас заботит другое – чтобы социально-психологическая адаптация ребенка прошла как можно безболезненнее, чтобы ребенок быстро привык к школе и учился с увлечением.

Адаптация первоклассников к школе может происходить по-разному. В течение первого класса изучается все то же самое, что ребенок должен был узнать еще в старшей группе детского сада. Поэтому все силы учителей должны быть направлены на то, чтобы приучить детей к новому виду обучения, новому распорядку дня и его новой жизни в целом. Но проблемы чаще всего всплывают там, где их не ждут.

Социально-психологическая адаптация детей к школе

Как понять, что адаптация ребенка к новой обстановке, сверстникам и школе вообще прошла успешно?

Первым признаком благополучия является физическое здоровье. Однако нужно понимать, что ребенок (особенно если он не ходил в детский сад) в большом детском коллективе столкнется с множеством вирусных инфекций. Поэтому частые простуды в первые месяцы посещения школы – дело обычное.

Неудачной считается социально-психологическая адаптация первоклассников, если дольше двух-трех месяцев у детей длятся такие состояния:

- малыш жалуется на то, что учительница его не любит, кричит на него и ругает;

- перед тем как идти в школу, он жалуется на боли – головные или в животе, забывает половину своих вещей и делает все, чтобы избежать похода в школу;

- не может запомнить уроки или быстро забывает то, что уже выучил, хотя раньше на память не жаловался;

- не хочет и не любит рассказывать про школу и сверстников, домой приходит подавленным;

Эти и другие признаки указывают на то, что ребенку тяжело привыкнуть к новому укладу жизни. И это проблема. А проблему нужно решать.

Психологи родителям первоклассников рекомендуют готовить детей к школьной жизни заранее. Однако для ребят с разными свойствами психического это должны быть разные, иногда даже совсем противоположные рекомендации. Есть дети, попадающие в некую группу риска, а есть малыши, которые быстро вливаются в новый коллектив. Как их узнать? И как таких детей готовить к школе, чтобы у них не пропал интерес к учебе и не появились проблемы со сверстниками и учителями? Понять особенности адаптации детей поможет системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Программа социально-психологической адаптации детей с позиции системно-векторной психологии

Больше всего в социально-психологической адаптации к школе нуждаются первоклассники с анальным вектором. Как малыши, которые довольно долго привыкают к резким изменениям в своей жизни (но если уж привыкли – то надолго), эти дети могут тяжело переживать тот факт, что им придется расстаться с любимым детским садом, любимой воспитательницей и своими детсадовскими друзьями.

Что делать, чтобы ускорить адаптацию такого ребенка к школе? Заранее создать у него положительный образ о его новом месте учебы. Рассказать ребенку о том, как устроено учебное заведение и школьные занятия. Как себя вести с учительницей. Какие правила поведения установлены во время уроков: можно ли во время занятий болтать с приятелями, разговаривать по телефону, выходить из класса и так далее.

Дети с анальным вектором – самые послушные, и они не будут создавать проблем учителям. Однако разъяснить все правила им стоит заранее – чтобы было время для их запоминания и усвоения.

Ваша личная программа по адаптации детей с анальным вектором может включать и игры – «в школу», «в учителя и ученика» и так далее. Важно, чтобы в играх вы смогли воспроизвести обстановку, которая ждет вашего малыша в школе. Почувствовав себя в новой роли, он постепенно привыкнет к этому ощущению, а в школу уже пойдет как в знакомое место, без страхов и стеснения.

Еще нужно не забывать, что ваш будущий первоклассник – все еще маленький ребенок, который ждет от мамы одобрения, поощрения, поддержки. Никогда не критикуйте школу или учительницу дома, в присутствии ребенка, даже если они вам сильно не нравятся или вызывают массу вопросов. В этом случае у ребенка не будет внутреннего спокойствия и уверенности в том, что в школе ему понравится.

Детей с анальным вектором также важно поощрять. Повторяющиеся неудачи у них рождают неуверенность в себе, появляется чувство беспомощности, теряется вера в себя. Указывать на ошибку такому ребенку нужно очень аккуратно – и не на каждую (а лучше и вовсе большую часть пропускать). Лучшим стимулом сделать работу качественнее будет не напоминание о неудаче, а похвала.

Хвалите ребенка за его реальные успехи, пусть даже они будут и небольшими – и ему захочется в следующий раз сделать еще лучше. Хвалите его дома, если этого не делает учительница (которая не знает, что психология первоклассника с анальным вектором зависит от похвалы – адекватной и разумной). Такой похвалой ребенка не испортить.

Социально-психологическая адаптация детей: борьба со скукой

Если ваш ребенок хорошо подготовлен к школе, ему довольно быстро может стать скучно. Почти все уроки для первоклассников в первом полугодии рассчитаны по той программе, которую дети уже освоили в старшей группе детского сада. И поэтому учить буквы, когда ты уже умеешь читать, а также выводить каракули страница за страницей может быстро наскучить.

Любознательность ребенка со зрительным вектором нужно поддерживать самим родителям. Рассказать малышу, что это – только начало, что дальше будет намного интереснее. А также принимать участие в удовлетворении «зрительной» тяги к познанию: брать ребенка за ручку и шагать на улицу – изучать вместе облака, деревья, гулять по лесу, слушать его звуки и вдыхать запахи. Это позволит сохранить его любопытство к миру, его желание все изучать и исследовать, за всем наблюдать.

Первоклассники с кожным вектором обычно довольно быстро адаптируются к новой среде. Но скука и их может настигнуть в любые годы обучения. Здесь тоже не обойтись без родительской вовлеченности в учебный процесс. Маленьких «кожников» легко мотивировать, если разжечь в них соревновательный дух. Однако делать это нужно очень аккуратно, чтобы малыш не стал заложником одних лишь хороших оценок, а ради успешного результата все-таки учился.

Дети с кожным вектором моментально схватывают любую информацию, поэтому усвоить новый материал им не составит труда. А если есть еще и некая мотивация (желательно в виде каких-то полезных для ребенка материальных благ), то хорошая успеваемость им обеспечена.

Будьте рядом со своим ребенком, откликайтесь на его просьбы и внутренние потребности, поддерживайте. Будьте вовлеченными в его жизнь по-настоящему. И тогда необходимости в какой-то специальной программе по адаптации детей к школе у вас не возникнет.

Автор статьи: Анна Кудрявцева, учитель-филолог

Раздел:

§ 4. Адаптация ребенка к школе

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе. Что характерно для представителей каждого из них?

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Источники: http://epsychology.ru/articles/socialno-psihologicheskaya-adaptaciya-detey-otmyvanie-ot-detstva-v-shkole, http://pedlib.ru/Books/1/0373/1_0373-14.shtml






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением