Социально психологическая адаптация обучению школе





Социально-психологическая адаптация первоклассников к условиям школьного обучения и её характер в аспекте прогнозирования возможных нарушений

Результаты цветового теста Люшера показали, что низкие значения уровня эмоционального состояния в целом имели место у четвертой части детей (25 %), а высокая тревожность присутствовала у трети обследованных.

Так как одной из задач нашей работы — установление факторов, имеющих значимое влияние на ухудшение состояния здоровья детей в течение первого года обучения в школе. В качестве интегральных параметров, характеризующих адаптивный резерв организма, мы изучали характеристики индекса уровня физического здоровья.

Рис. 1. Уровень физического здоровья по Г. Л. Апанасенко у дошкольников (%).

Нами установлено, что почти в половине случаев при первом обследовании (42 %) УФЗ был низким, а его высокие цифры отмечены лишь в одном наблюдении (1,1 %).

Рис. 2. Распределение детей по УФЗ при повторном обследовании (%)

При повторном обследовании УФЗ с низким уровнем был выявлен у 58 % детей, что составляет прирост УФЗ с низкими значениями на 16 %.

Для решения задачи установления факторов, влияющих на здоровье детей в процессе их адаптации к обучению, мы выделили среди всех наблюдаемых первоклассников 2 подгруппы: дети, имеющие положительную динамику УФЗ к концу учебного года; дети с отрицательной динамикой УФЗ.

Одновременно в ходе исследования были обнаружены значимые межгрупповые различия, касающиеся характеристик эмоциональной сферы. К ним относятся следующие признаки: низкие исходные показатели цветового теста Люшера, высокий уровень тревожности, эмоциональные нарушения, изменения поведенческих реакций, снижение учебной активности в первые шесть недель обучения. Поэтому перечисленные данные были взяты в основу создания прогностической таблицы. Определение эмоционального состояния детей с помощью цветового теста Люшера в динамике выявило факт его ухудшения практически в трети случаев (рисунок 3).

Рис. 3. Варианты динамики показателя теста Люшера к концу первого учебного года (%).

Данные теста Тэммла — Дорки — Амена, показали, что к концу первого учебного года в 49,3 % случаев имеет место увеличение тревожности (рисунок 4).

Рис. 4. Динамика показателей теста Тэммла — Дорки — Амена к концу первого учебного года (%)

Для определения информативной значимости отдельных симптомов сопоставляли частоту их встречаемости в подгруппах А и Б. Информационный вес симптомов выражали посредством прогностического коэффициента (ПК) по формуле: ПК = 10 log Р1/Р2, где Р1 и Р2 — встречаемость признака соответственно в обеих сравниваемых подгруппах.

В результате окончательного анализа мы отобрали 4 значимых признака, наличие которых позволяет прогнозировать ухудшение состояния здоровья детей к концу первого класса в плане социально-психологической адаптации (таблица 2).

Прогностическая процедура осуществлялась в соответствии с формулой А. Вальда для метода последовательного статистического анализа. При выбранной точности прогноза (р = 5 %) пороговая величина суммы всех имеющихся у данного ребенка признаков должна быть не более 13 баллов. В случае превышения этого значения его можно относить к группе высокого риска по ухудшению состояния здоровья в конце первого года обучения в общеобразовательной школе.

Значения прогностических коэффициентов (ПК)

Нарушения социально-психологической адаптации ребенка к школе в течение первых 6 недель обучения в первом классе

Таким образом, в течение первого года обучения в общеобразовательной школе у детей наблюдаются разнообразные морфофункциональные нарушения. Они проявляются ухудшением соматоскопических индексов и физического развития, отрицательной динамикой параметров, характеризующих адаптивный резерв организма: кистевой мышечной силы, жизненной емкости легких, общей физической работоспособности и подготовленности, ухудшением состояния эмоционально — вегетативной сферы.

Установлено, что на ухудшение состояния здоровья первоклассников достоверное влияние оказывают следующие факторы: синдром вегетативной дистонии, расстройства эмоциональной сферы и нарушение процесса социализации в течение первых 6 недель пребывания детей в школе. Поэтому данные факторы следует учитывать при наблюдении за здоровьем детей в период их адаптации к школьному обучению.

1. Гаврилов Д. В. Спивак Е. М. Нежкина Н. Н. Майден И. В. Психофизическая тренировка как здоровьесберегающая технология в младшем школьном возрасте // Вопросы практической педиатрии. — 2011. — Т. 6. — № 5. — С. 66–68.

2. Гаврилова Ю. А. Спивак Е. М. Динамика некоторых показателей здоровья в течение учебного года у детей, обучающихся по программе средней общеобразовательной и Вальдорфской школы // Вопросы современной педиатрии. — 2007. —Т. 6.— № 4. С. 150–151.

3. Зайцева Е. С. Жданова Л. А. Бобошко И. Е. Ланина Е. А. Конституциональные особенности состояния здоровья детей при поступлении в школу // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 15–16.

4. Шишова А. В. Жданова Л. А. Беляшина Н. О. Динамика здоровья семилетних первоклассников г. Иваново за последнее тридцатилетие // Материалы Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. — М. 2010. — С. 658–661.

5. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. — СПб. 1992. — 124 с.

6. Пахомова И. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот // — Ярославль, 2005. — С. 65–73.

Адаптация детей к школе

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Термин адаптация имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Структура школьной адаптации

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Стадии процесса адаптации ребенка к школе

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

  1. Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
  2. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
  3. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Уровни (формы) адаптации детей к школе

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:

  1. Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации .
  2. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма адаптации средней тяжести .
  3. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

Критерии успешности школьной адаптации

  • Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
  • Усвоение школьных норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения первоклассника предъявляемым требованиям.
  • Успешность социальных контактов: взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
  • Эмоциональное благополучие: отношение ребенка к школе, настроение, с которым ребенок идет в школу.

Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

Факторы адаптации детей к школе

  1. Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
  2. Психофизиологические характеристики ребенка;
  3. Уровень интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Основные направления работы педагога-психолога по психологическому сопровождению детей в период адаптации к школе

  1. Проведение диагностики будущих первоклассников и их семей с целью определения готовности к школьному обучению.
  2. Оказание индивидуальной помощи каждому ребенку и его родителям по данным психологической диагностики.
  3. Организовать и реализовать программу подготовки будущих первоклассников к успешному освоению образовательных программ начальной школы; организовать и реализовать сопряженную программу психолого-педагогических занятий, направленных на освоение школьного пространства, в том числе норм и правил школьной жизни, умение общаться, взаимодействовать и т.д.
  4. Проведение мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей: организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей.
  5. Организовать регулярные консультации педагогов школы и ДОУ.
  6. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого первоклассника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  7. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.
  8. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально-психологической адаптации и развития учащихся (в групповой и индивидуальной форме).

Источники: http://moluch.ru/conf/med/archive/154/7978/, http://psy-diplom.ru/shpargalki/adaptaciya-detey-k-shkole/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения