Социально бытовая адаптация детей с нарушением слуха





Социально-психологическая реабилитация детей со сложными нарушениями развития 420

В Республике Башкортостан в последние годы развивается сеть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В таких учреждениях осуществляется комплексная медико-психолого-педагогическая помощь. Однако даже в этих Центрах помощь детям со сложными нарушениями развития оказывается недостаточно эффективной. Дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности, и остаются изолированными от окружающего мира.

Для разработки модели социально-средовой ориентации детей со сложными нарушениями развития на базе Республиканского реабилитационного центра были созданы экспериментальные группы социально-бытовой адаптации (СБА), так как именно трудности ориентации в окружающей среде являлись препятствием приема этих детей даже в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения.

При комплектовании групп СБА учитывались следующие исходные данные о ребенке: диагноз, возраст, особенности психофизического развития и поведения, уровень понимания родителями проблем ребенка, возможность посещения ребенком образовательных учреждений. В экспериментальные группы СБА мы принимали детей-инвалидов с нарушениями любой степени тяжести. По своему составу группы СБА были неоднородными как по диагнозам, так и по возрасту. Принимались также дети, выведенные или отчисленные из детских садов и специальных (коррекционных) школ-интернатов по причине «нецелесообразности дальнейшего обучения». В результате среди наших испытуемых оказались дети с сочетанием таких отклонений, как умственная отсталость в тяжелой и глубокой степени, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, ранний детский аутизм, нерезко выраженные нарушения зрения и слуха. Большая часть наших воспитанников не владела речью, что осложняло их коммуникацию. У многих детей не были сформированы элементарные навыки гигиены, отчего они нуждались в постоянной заботе окружающих. Поэтому на первых порах мы допускаем посещение группы совместно с одним из родителей.

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. Лань, 2003.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Нисневич Л. А. Как помочь «особому ребенку». Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб. Детство-Пресс, 2001.
  3. Малофеев Н. Н. Модернизация системы специального образования: Проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / Сборник «Интегративные тенденции современного специального образования: Материалы международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями)». 26–28 ноября 2003 г. Минск, Беларусь. М. Полиграф Сервис, 2003. С. 12–28.
  4. Морова Н. С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. М. Изд-во РАО, 1998.
  5. Сайтханов А. Ф. Программа «Школа Доброты и Радости» (для детей и подростков с ограниченными возможностями в разновозрастной группе социально-бытовой адаптации на базе реабилитационного центра). 2-е изд. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2010.
  6. Сайтанов А. Ф. Школа доброты и радости. Педагогические аспекты социальной реабилитации. Уфа, 2005.
  7. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипициной. СПб. Речь, 2003.

Рабочая программа на тему:
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка, профилактики социально­психологической дезадаптации отстающих в развитии детей к жизни в условиях современного общества.

Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети, у которых незрелость эмоционально­личностной сферы нередко сочетается с недоразвитием познавательной деятельности

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребейка, создания оптимальных условий для их полноценною развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого­педагогической помощи детям с отклонениями и развитии. В последние годы дети, нуждаются в своевременном выявлении психических особенностей, в создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.

Недоразвитие органов слуха и зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушения слуха или зрения. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно­логического мышления ребенка. Большое значение для состояния ребенка имеет и характер коррекционного воздействия зрения, своевременно получивший коррекционное воздействие, в дальнейшем интеллектуально развивается нормально. В то же время есть дети, у которых нарушение слуха или зрения, а следовательно и речи, протекает на фоне умственной отсталости.

У умственно отсталого ребенка в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. Внимание к речи окружающих и контроль за своей речью у детей снижены. Проявляются отставания от сверстников во всех видах продуктивной деятельности: рисовании,

конструировании, лепке. Игры таких детей часто носят элементарный подражательный характер, изобилуют стереотипными действиями. Новые сведения усваиваются умственно отсталыми детьми медленно. Их эмоциональные реакции инфантильны. Нередко дети отстают от сверстников и по показателям физического развития.

Скачать:

Источники: http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34685.shtml, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/18/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-po-formirovaniyu-sotsialno






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением