Социально бытовая адаптация детей нарушениями интеллекта





Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сафонова Людмила Михайловна

В статье представлено теоретическое обоснование комплекса педагогических средств (дидактических принципов, содержания, методов и форм обучения), способствующих социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости, а также результаты его практической реализации.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Сибирский педагогический журнал , Сафонова Людмила Михайловна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Сафонова Людмила Михайловна Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта // Сибирский педагогический журнал. 2009. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov-s-vyrazhennoy-stepenyu-narusheniya-intellekta (дата обращения: 27.09).

Сафонова Людмила Михайловна Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта Сибирский педагогический журнал (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov-s-vyrazhennoy-stepenyu-narusheniya-intellekta (дата обращения: 27.09).

Сафонова Людмила Михайловна (2009). Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта. Сибирский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov-s-vyrazhennoy-stepenyu-narusheniya-intellekta (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Сафонова Людмила Михайловна Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта // Сибирский педагогический журнал. 2009. №9 С.295-304.

Сафонова Людмила Михайловна Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта Сибирский педагогический журнал (2009).

Сафонова Людмила Михайловна (2009). Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта. Сибирский педагогический журнал

Социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта

Отделение предназначено для обучения самостоятельному проживанию, первичным трудовым навыкам людей с нарушением интеллекта в целях их интеграции в общество, реализации программы их социальной реабилитации. Отделение обслуживает инвалидов с нарушением интеллекта, способных принимать посильное участие в производственном процессе (т.е. способных осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы).

В отделении организовано ежедневное пребывание лиц с нарушением интеллекта (по рабочим дням с 9.00 до 21.00). 20 клиентам, находящимся на полустационарной форме обслуживания предоставляется горячее питание (обед).

В социально-трудовом отделении для лиц с нарушением интеллекта с клиентами проводятся занятия в студии прикладного творчества, в комнате социально-бытовой адаптации, индивидуальные и групповые занятия с психологом. Культорганизатор отделения регулярно организует экскурсии в музеи, на выставки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проводятся праздники, приуроченные к памятным датам и событиям.

Студия прикладного творчества. Специалисты обучают клиентов делать различные изделия из бумаги, теста, пластилина, пластики, бисера, ткани, развивая мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение, получая и развивая необходимые всем начальные трудовые навыки.

Комната социально-бытовой адаптации. Специалист студии проводит обучение личной гигиене, пользованию бытовыми предметами, как с помощью специального оборудования, так и без него (в зависимости от степени ограничения) и т.д. Основной задачей является реализация системы мер, направленных на восстановление способностей инвалидов к самостоятельному обслуживанию в быту, а также нацеленных на повышение интеграционных возможностей инвалидов.

Индивидуальная и групповая работа с психологом. Психолог оказывает профессиональную помощь инвалиду в установлении продуктивных контактов с окружающими людьми, в формировании адекватного отношения к себе, своему дефекту, возможностям и способностям, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидности.

  • Кузнецова Екатерина Юрьевна – специалист по социальной работе
  • Хитрая Ирина Ивановна – специалист по социальной работе
  • Афанасова Татьяна Яковлевна – социальный педагог
  • Иванова Наталья Викторовна – социальный работник
  • Окрушко Анастасия Ивановна – инструктор по труду
  • Демшакова Ольга Андреевна – инструктор по труду
  • Гаврилова Анна Евгеньевна – педагог-психолог

В последние годы наметилась тенденция, когда в коррекционные образовательные учреждения направляются дети с ярко выраженными формами умственной отсталости, чьи интеллектуальные возможности уже не отвечают имеющимся программам обучения.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. В условиях развала социалистической системы люди с интеллектуальной недостаточностью оказались за пределами интересов стихийно формирующегося капиталистического общества. Резкая девальвация пособия по инвалидности, закрытие многих государственных предприятий (особенно в регионах), недостаточность социальных гарантий привели к стигматизации и дискриминации таких людей даже в условиях семьи.

2. Рост безработицы (как, например, в Дагестане) и неуверенность в завтрашнем дне, привязали семейный бюджет многих россиян к инвалидным пособиям и пенсиям членов семьи. Передача ребенка в коррекционную школу-интернат уже существенно сказывалась на материальном благосостоянии.

3. Многие достаточно состоятельные родители стремились всеми способами защитить своего ребенка от стигмы умственно отсталого и требовали, чтобы его обучали в общеобразовательных школах, благо Федеральный закон Об образовании это позволяет. Появившиеся в последние десятилетия некоторые негосударственные школы стали своеобразными преемниками коррекционных образовательных учреждений VII и VIII вида, так как обучают детей с нарушениями интеллекта из обеспеченных семей.

4. Постепенное ухудшение общей экологической ситуации, большое количество стрессов, рост алкоголизма и наркомании, позднее появление первого ребенка в семье способствовало росту популяции детей с нарушениями интеллекта, особенно в тяжелых формах.

Все это привело к тому, что теперь большинство детей с олигофренией в степени дебильности (легкой степени) обучается либо в обычных классах массовой школы, либо, в лучшем случае, в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития. В коррекционные образовательные школы VIII вида повалил поток детей с олигофренией в степени имбецильности (тяжелой степенью), обучение которых ранее проводилось только экспериментально.

Это серьезно осложнило практику образования детей с умственной отсталостью, так как стремление к максимальному развитию познавательных возможностей и усвоению программы школы натолкнулось на биологически обусловленные ограничения умственного развития при олигофрении тяжелой степени.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности умственно отсталого школьника на всех возрастных этапах. В программах по учебным предметам для коррекционных образовательных учреждений необходимо указывать и необходимый минимум социального развития ребенка после завершения обучения в каждом классе.

В условиях коррекционно-образовательного учреждения VIII вида необходима организация работы по социализации воспитанников по четырем основным векторам воздействия: ребенок, учитель, родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Важную роль при реализации этих задач играет социально-педагогическая и психологическая служба школы.

При этом в качестве задач выступают: формирование навыков общения, развитие межличностных отношений в коллективе класса, гармонизация взаимоотношений между ребенком и значимыми взрослыми (педагогами, родителями), формирование доброжелательных взаимоотношений с лицами ближайшего социального окружения, коррекция детско-родительских отношений, помощь в семейной социализации и консультирование родителей по вопросам социального развития ребенка, социально-педагогическая профилактика и коррекция дезадаптивного поведения.

В работе педагога-психолога с умственно отсталыми учащимися можно выделить следующие направления социализирующего воздействия:

  • 1. Диагностика общения и поведения учащихся. Целью диагностического обследования является выявление факторов, приводящих к возникновению социально-дезадаптивного поведения (помимо основного дефекта - умственной отсталости) ребенка и нарушений процесса его социализации.
  • 2. Целенаправленное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие социальной компетентности ребенка и использующее различные формы индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей и социализирующей работы.
  • 3. Работа с родителями, направленная на повышение родительской компетентности и коррекцию детско-родительских отношений, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей.
  • 4. Работа с психолого-педагогическим коллективом и создание оптимальной образовательной среды, которая предполагает рассмотрение умственно отсталого учащегося не как объекта психолого-педагогического воздействия, а как субъекта взаимодействия с собственной личностной активностью и резервами психического и социального развития.

ОБСУЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ ДОСТУПНО НА ФОРУМЕ САЙТА «УЧЕНЫЕ РОССИИ» WWW.RUSSIAN-SCIENTISTS.RU

Подробнее об обсуждении студенческих работ

Авторы 3 работ (по каждой секции), получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов и вопросов на форуме, будут награждены дипломами РАЕ. Авторы также будут приглашены (вместе с научными руководителями) на конференцию РАЕ (Москва, май 2012 г.) с докладом без оплаты организационного взноса. Дипломы РАЕ будут вручаться руководителям студенческих научных работ, получивших наибольшее количество положительных конструктивных отзывов на форуме.

Для участия в форуме необходимо корректно зарегистрироваться в социальной сети «УЧЕНЫЕ РОССИИ» www.russian-scientists.ru и создать тему, посвященную обсуждению данной работы в форуме Педагогические науки .

Участники студенческого научного форума могут также разместить дополнительные материалы (НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ, ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ) для обсуждения на блогах социальной сети www.russian-scientists.ru. Наличие дополнительных материалов также будет учитываться при определении победителей конкурса.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsialnoy-adaptatsii-podrostkov-s-vyrazhennoy-stepenyu-narusheniya-intellekta, http://www.csridi.ru/socialno-trudovoe-otdelenie-dlya-lyudey-s-narusheniem-intellekta, http://www.rae.ru/forum2012/324/3294





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения