Социальная адаптация детском саду





Социальная адаптация в детском саду

Чтобы ребенок ходил в садик без слез и истерик, нужно заблаговременно побеспокоиться о том, как пройдет первый день в детском саду. Конечно, даже если вы все сделаете правильно, это не даст никаких гарантий, но выбор у вас не большой. Если все-таки, несмотря на все усилия, ничего не выходит, поищите ответы в статье: если ребенок не хочет идти в детский сад .

Но мы немного отвлеклись от темы. Отправиться утром в садик без капризов – это только половина дела, важно еще позаботиться о социальной адаптации в детском саду. Вы же хотите, чтобы у ребенка не было проблем с адаптацией во взрослой жизни? Поэтому читаем дальше.

Прежде ответим на вопрос: «Что такое социальная адаптация в детском саду ?». По сути, это то, насколько хорошо у ребенка получается влиться в детский коллектив и найти в нем свое место. Рассмотрим несколько важных моментов, которые помогут ему в этом. Итак…

1. Научитесь видеть в нем личность. Вам уже давно следовало осознать, что ребенок – это не часть мамы, это другой человек, который во многом не похож на вас.

2. Учите кроху самостоятельности. Помните фразу «инициатива наказуема»? Так вот, пришло время ее опровергнуть и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка. Естественно, если это не приводит к неприятным последствиям. Для начала советуем прочесть: как научить ребенка самостоятельно есть .

3. Объясните ребенку, как вести себя в конфликтных ситуациях. Детские ссоры неизбежны и малыш должен быть к ним готов. Он должен осознавать, что не все его действия могут понравиться окружающим, и не исключены конфликты, в которых свою правоту нужно уметь отстоять. И ваша задача сейчас – научить ребенка защищаться .

4. Больше дел делайте вместе. Причем не желательно даже не вдвоем, а втроем или вчетвером. Это относится к прогулкам, играм, уборкам и еще сотням разных дел. Подобное времяпровождение значительно ускорит социальную адаптацию в детском саду, ведь малыш придет туда с опытом работы в команде.

5. Не пугайте ребенка садиком! Наоборот, нужно говорить о нем только положительно, тем более что польза детского сада достаточно велика и, особенно, в плане социальной адаптации.

И последнее. Группы могут быть переполнены, вы столкнетесь с тем, что ребенок болеет в детском саду. особенно первое время, вам долго до него добираться и т. д. Несмотря на все это, социальная адаптация в детском саду очень важна. Она дает малышу уникальную возможность искать свое место в коллективе и учиться строить отношения со сверстниками. А это главное!

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

Е. Н. Борисова, А. М. Ершова

Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение детский сад

присмотра и оздоровления № 40,

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложном процессе становления человека, его социализации, немаловажным становится то, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В законодательных и нормативно-правовых документах в области образования, принятых в последние годы в Российской Федерации, подчёркивается, что стратегической задачей образования является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребёнок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в любой ситуации.

Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий её успешного протекания в ДОУ представляет интерес для современной педагогики детства.

Разработкой теоретических основ социальной адаптации занимается социальная педагогика, истоки которой лежат в народной педагогике. Исследователи народной педагогической культуры дают высокую оценку роли народного фольклора как средства самовыражения ребёнка, которое позволяет успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формирования отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности ребёнка.

Традиционно под социальной адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него социальную среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования социальной среды) [2, с. 2].

К сожалению, некоторые педагоги и родители к этой проблеме относятся недостаточно серьёзно: ничего, переплачет . На самом деле характер адаптации ребёнка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в ходе приспособления не только к детскому саду, но и к школе [4, с. 199].

Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребёнка в период адаптации приводит к определённому нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей. Чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьёзнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша [1, с. 56–58].

Именно поэтому необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования благоприятной эмоциональной среды в адаптационный период детей раннего возраста.

Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет народный фольклор в силу его интонационной выразительности, а также других жанровых особенностей – речевых, смысловых, звуковых [3, с. 44].

Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в фольклорных произведениях, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех задорная пляска, игры, хороводы – всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

В раннем возрасте произведения народного фольклора являются сферой социального творчества ребёнка, фактором социализации его личности.

Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта детей раннего возраста создают предпосылки для использования в своей работе произведений материнского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, потешках, колыбельных песенках, заговорах, прибаутках, сказках.

Подбирая тексты материнского фольклора для малышей, мы придерживалась следующих принципов:

- в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести с тем, чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;

- осуществление системного подхода к ознакомлению детей с окружающим миром – с ориентировкой на человека. Действия ребёнка в различной обстановке, например, в быту – умывание, одевание, приём пищи; в труде – стирка, шитьё; в творчестве – пении, танцах;

- сочетание поэтапного чтения и прослушивания текста с синхронным инсценированием – широкое применение наглядности;

- по возможности активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста;

- использование традиционного материнского фольклора, бытовавшего у русского населения Среднего Урала.

Нами разработана система использования фольклорного материала в повседневной деятельности детей раннего возраста, поступающих в детский сад, включающая в себя тематический план, методические рекомендации для педагогов и родителей, подбор фольклорного материала.

Использование педагогом народного фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка. Но эта линия не должна прерываться с уходом ребёнка домой. Поэтому необходимо активное взаимодействие воспитателя, родителей и самого ребёнка.

  1. Жадинец М. Ребёнок идёт в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 9.
  2. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4.
  3. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 4.
  4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей. сборник / Доронова Т. Н. и др.; под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой. – М. Обруч, 2010. – 304 с.

Комментарии:

Программа адаптации в детском саду – как подобрать?

(Средняя оценка: 4 )

Психологическая и социальная адаптация в детском саду, степени которой приведены в данной статье, должна обращать на себя должное внимание, так как она влияет на дальнейшую жизнь ребенка в обществе.



Адаптация в дошкольном учреждении — это привыкание всего организма к условиям новой среды и новым людям. Для крохи, который все свои три года находился под крылышком мамы, детский сад является совершенно новой обстановкой, неизведанным пространством и кардинально другим окружением. На пороге ДОУ малыша встречают новые впечатления и эмоции. Как правило, дети в этот период устраивают истерики, без конца плачут и категорически не хотят отпускать маму. Но стоит также понимать, что каждый ребенок — это индивидуальность и яркая личность, со своим темпераментом и характером. Поэтому сложная адаптация в детском саду случается далеко не у всех. У каждого этот этап жизни проходит по-своему. Степень продолжительности привыкания к новым стенам зависит от самых разных факторов:

  • Характер и темперамент малыша.
  • Личность воспитателя и его методы работы.
  • Атмосфера в семье.
  • Состояние здоровья крохи.
  • Уровень готовности самих родителей отдать ребенка в ДОУ.

Социальная адаптация в детском саду: степени

Как уже говорилось ранее, у каждого ребенка процесс привыкания к новой обстановке происходит по-разному и проявляется в различных формах. В психологической и социальной адаптации в детском саду степени подразделяются таким образом:

  • Легкий вид привыкания — самая счастливая группа малышей, для которых новые изменения нестрашны и не несут негатива или даже вызывают положительные эмоции. По временным рамкам такая адаптация длится до четырех недель. Если даже и проявляются какие-то изменения в поведении, то они очень легко корректируются. Но в основном такие дети ведут себя вполне адекватно и почти не болеют. Ребенок спокойно, с удовольствием посещает группу, легко идет на контакт со всеми окружающими, способен обратиться за помощью или с просьбой, активно вступает в игры, сам себя занимает и т.д. Малыш без пререканий соблюдает правила, воспринимает как похвалу, так и замечания, дружелюбен с остальными детками. Такой ребенок, как правило, не нуждается в особой программе адаптации в детском саду .
  • Средняя фаза привыкания включает малышей, которые реагируют на всяческие перемены частыми простудными или другого характера заболеваниями. Таким деткам необходим врач, который, исходя из индивидуальных особенностей организма, назначит корректирующие мероприятия, тем самым снизив степень и частоту заболеваемости крохи, обеспечив благоприятную адаптацию в ДОУ. Ребенок средней степени привыкания охотно идет на контакт, общается с воспитателем и детьми, играет в разнообразные игры, вполне адекватно реагирует на похвалу и замечания, может как нарушать, так и соблюдать нормы поведения и правила. Чаще всего фаза привыкания к детскому саду средней степени длится около месяца. За это время малыш может заболеть, но без каких-либо осложнений.
  • Самая распространенная — сложная адаптация в детском саду. На фоне смены обстановки у малышей этой степени привыкания происходит нервный срыв, а также возникают простудные заболевания. Такой ребенок ни с кем не идет на контакт, постоянно выглядит встревоженным, испуганным, не может выбрать игрушку, находясь в детском саду. Кроха абсолютно никак не реагирует на поощрения или замечания, часто вообще пугается внимания к себе. Для такого ребенка нужна особая программа адаптации в детском саду. От родителей в такой ситуации требуется, чтобы они дома рассказывали как можно больше хорошего о жизни в ДОУ и были максимально терпеливы.

Источники: http://www.vse-pro-detey.ru/socialnaya-adaptaciya-v-detskom-sadu/, http://sociosphera.com/publication/conference/2012/139/socialnaya_adaptaciya_detej_rannego_vozrasta_k_usloviyam_detskogo_sada_sredstvami_narodnogo_folklora/, http://www.medkrug.ru/article/show/programma_adaptacii_v_detskom_sadu_kak_podobrat





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения