Социальная адаптация детей зпр





Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте THE PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD) Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
  • НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА

Выпуск № 7 / 2015

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: ББК:Ю962.19, УДК:376.5
  • ОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • ДЕЗАДАПТАЦИЯ ,
  • ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ ,
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ,
  • SCHOOLCHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER (ADHD) ,
  • SOCIAL ADAPTATION ,
  • MALADAPTATION ,
  • SOCIALIZATION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА, НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА

Проблема социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в настоящее время является одной из ведущих в психолого-педагогической практике. Введение Федерального государственного стандарта обучающихся с ОВЗ диктует необходимость создания специальных условий в образовательных организациях, способствующих благоприятной социализации детей. Эффективная организация психолого-педагогического сопровождения невозможна без учета особенностей развития личности и межличностных отношений каждой категории детей с ОВЗ. В настоящее время внимание специалистов психолого-медико-педагогического профиля привлекают не только особенности нервно-психического развития детей с легкими церебральными патологиями, но и становление их индивидуально личностных качеств. В статье рассматриваются особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактисвностью (СДВГ). Описаны особенности адаптации к условиям образовательной организации, обусловленные психологическими механизмами возникновения школьной дезадаптации с учетом ее когнитивного, личностного и поведенческого компонентов. Представлены результаты экспериментального изучения на основе длительного систематического наблюдения. Обнаружено, что у обучающихся с СДВГ отмечаются трудности адаптации к образовательной организации во всех сферах жизнедеятельности: учебная деятельность, личностное развитие и межличностные отношения. Помимо проблем социальной адаптации, в младшем школьном возрасте у детей появляются и негативные качества личностного развития. Обозначена необходимость организации специального психолого-педагогического сопровождения изучаемой категории детей в образовательных организациях.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — TRUFANOVA GALINA KONSTANTINOVNA, NUGAEVA OLGA GEORGIEVNA

Nowadays, the problem of social adaptation of schoolchildren with special educational needs (SEN) has become one of the leading challenges of psycho-pedagogical practice. The implementation of the Federal State Educational Standard for Children with SEN brings about the necessity of providing special conditions in educational institutions, which would facilitate favorable socialization of children. Effective organization of psycho-pedagogical support is impossible without taking into account the specific features of personal development and interpersonal relations in each category of children with SEN. Specialists in the psycho-medical and pedagogical fields are now interested not only in the specific features of neuropsychic development of children with minor cerebral pathologies, but also in the development of their individual personal properties. The article deals with the peculiarities of social adaptation of junior primary school children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). It describes the specific features of adaptation to the conditions of an educational institution, which are caused by psychological mechanisms of school maladaptation attributed to its cognitive, personal and behavioral components. The paper presents the results of an experimental study on the basis of long term systematic observation. It is found that children with ADHD demonstrate difficulties in adaptation to an educational institution in all spheres of activity: learning, personal development and interpersonal relations. In addition to the problems of social adaptation, junior primary school children may also possess negative features of personal development. The article highlights the necessity of organization of special psycho-pedagogical support of the studied category of children in educational institutions.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Педагогическое образование в России , ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА, НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА, НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте // Педагогическое образование в России. 2015. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 26.09).

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА et al. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте Педагогическое образование в России (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 26.09).

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА (2015). Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте. Педагогическое образование в России URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 26.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА, НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте // Педагогическое образование в России. 2015. №7 С.219-224.

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА et al. Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте Педагогическое образование в России (2015).

ТРУФАНОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА НУГАЕВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА (2015). Проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в младшем школьном возрасте. Педагогическое образование в России

Психолого-педагогическая адаптация детей с ЗПР в коррекционном классе общеобразовательной школы

Автор: Рыбина Тамара Евгеньевна

Населенный пункт: Курганская область, г. Курган

Начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок. Это в первую очередь социально-психологические перемены в жизни ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль ученика со своими плюсами и минусами. Для безболезненного и успешного вхождения в учебу ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным .

Проблема адаптации детей к начальной школе в настоящее время очень актуальна. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и испытывают сложности в общении. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Образование таких детей является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении привел к необходимости создания в общеобразовательных школах классов выравнивания и коррекционно-развивающего обучения (КРО), в которых наибольший процент составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Школьная неуспеваемость этих детей связана с их психической и физической незрелостью.

Объект исследования - адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста в классах КРО.

Предмет исследования - содержание и методика рекреативных занятий, направленные на коррекцию и развитие психомоторных и адаптационных способностей детей с ЗПР.

Цель исследования – обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию их социальной адаптации. Цель исследования определила следующие задачи:

1. Изучить психо-физические особенности детей с ЗПР.

2. Выявить особенности адаптационных способностей детей, имеющих ЗПР

3. Разработать адаптационную методику в режиме учебного дня детей с ЗПР на основе игры.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. 1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть. 2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. 3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции. 4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. 5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития. 6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Основными показателями успешной социально-психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с

одноклассниками и учителем, овладение навыками учебной деятельности. Если процесс адаптации ребенка затруднен, наблюдается деформация его личностного развития, повышенная тревожность и агрессивность, неуверенность в себе, депрессивность.

Главные причины школьной дезадаптации детей с ЗПР следующие:

* недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей;

* неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений; неправильное воспитание или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

На основе изученной литературы и полученных данных была разработана методика занятий в классах КРО, направленная на успешную адаптацию детей с ЗПР к школе.

Данная программа разработана для детей 7-8 лет, имеющих задержку психического развития и испытывающих трудности вхождения в школьную жизнь.

Цель программы: обеспечение психологического комфорта детей в школе и оптимизация их общения с одноклассниками. Программа реализуется с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

* поощрять проявления познавательного интереса в различных областях школьной жизни

* формировать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение к сверстникам

* укреплять производительность в познавательной деятельности

* стимулировать интеллектуальное развитие

* развивать умение находить выход из конфликтных ситуаций, развивать стрессоустойчивость ребенка

Программа реализуется при помощи серии развивающих занятий, которые проводятся в подгруппе по 4-5 человек. Методическое оснащение программы включает игры, направленные на формирование простых навыков общения, способов разрешения конфликтных ситуаций, и упражнения на развитие внимания и запоминания, гибкости мышления и воображения.

Основными критериями результативности программы являются:

* повышение уровня учебной мотивации

* повышение уровня навыков общения

* снижение тревожности, агрессивности

* повышение уровня стрессоустойчивости

Срок реализации программы – шесть месяцев при условии проведения одного занятия в неделю. Программа реализуется во внеурочное время социальным педагогом совместно с классным руководителем.

Средства реализации программы – развивающие игры и упражнения, упражнения на релаксацию, беседа, продуктивные виды деятельности.

1. Вводная часть (приветствие, упражнения на снятие напряжение, формирование настроя на занятие) -- 2-3 минуты.

2. Основная часть (игры, упражнения) – 15-20 минут

3. Заключительная часть (элементы рефлексии и прощание) – 5-10 минут.

Опубликовано: 24.10

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu-v-mladshem-shkolnom-vozraste, http://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/354






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением