Социальная адаптация детей с опфр





Задачи обучения математике в специальной школе и классах интегрированного обучения.

Связь обучения математике во вспомогательной школе с другими учебными предметами.

Мельникова В.А. учитель-дефектолог, Рогачёв, Беларусь

Дети с особенностями психофизического развития в условиях специального обучения получают В Республике Беларусь цензовое и нецензовое образование. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития, обучающиеся по специальным программам в специальных учреждениях и классах интегрированного обучения и воспитания на I ступени (начальная школа) получения образования обучаются по специальным программам, на II ступени (базовая школа) получения образования обучаются по программам общеобразовательной школы.
Дети с интеллектуальной недостаточностью, получают нецензовое образование и обучаются по специальной программе на протяжении всего периода обучения.
Математика как дисциплина не только приучает детей с ОПФР точно выполнять разнообразные предписания, но и формирует общие приемы поисковой деятельности, развивает гибкость и критичность мышления, учит прогнозировать и оценивать свои действия.
Обучение начальной математике, проводится в тесной связи с воспитанием и развитием учащихся с ОПФР. Математика способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, создает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задачи обучения математике в классах специальной общеобразовательной школы и классах интегрированного обучения и воспитания для детей с ОПФР, получающих цензовое образование:
• освоение количественных отношений, состава числа при оперировании конечными множествами предметов;
• усвоение свойств арифметических действий; овладение элементами наглядной геометрии (фигуры, линии, поверхности, определенные формы, их характеристики);
• овладение действиями измерения величин с помощью выбранной единицы;
• развитие общешкольных умений и навыков культуры умственного труда;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• совершенствование нравственных и эмоционально-этических качеств личности.
Основная цель предмета «Математика» во вспомогательной школе – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация детей в условиях современного общества.
Общеобразовательная задача обучения математике во вспомогательной школе – овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Успешность данной задачи зависит от выбора методов и приемов обучения.
За период обучения во вспомогательной школе классов первого отделения учащиеся должны получить следующие знания и практические умения:
• представления о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, об обыкновенных и де-сятичных дробях;
• представления об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, емкости, объеме тел, времени), единицах измерения величин и их соотношениях;
• знание метрической системы мер, мер времени, и умение практически пользоваться ими; навык простейших измерений, умение пользоваться инструментами (линейкой, мерной кружкой, весами, часами и т.д.);
• умение производить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями;
• умение решать простые и составные (3-4 действия) арифметические задачи; представление о плоскостях и объемах геометрических фигур, знание их свойств, построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля, чертежного угольника, транспортира).
Коррекционная задача обучения математике - преодоление недостатков познавательной деятельности, социализация и социальная адаптация, эмоциональное и личностное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе изучения математики у детей формируется память, внимание, мышление, восприятие, развивается речь, тем самым формируется познавательная деятельность.
Учащиеся в ходе практической деятельности учатся комментировать свои действия, давать полные ответы на вопросы, словарь обогащается математической терминологией, это способствует совершенствованию речи.
Воспитательная задача обучения математике - воспитание положительных личностных ка-честв школьников: трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, расширение кругозора, воспитание любви к своей Родине.

Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.
Материал арифметических задач, заданий по нумерации и другим темам содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране, которые способствуют активному знакомству с окружающим миром, явлениями окружающей жизни.


Связь обучения математике с другими учебными предметами.

Реализация при обучении математике общеобразовательной, коррекционной и воспитательной задач возможно при тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Задача учителя математики показать, что знания, полученные по другим учебным предметам, дополняют, обогащают, систематизируют математические знания.
На уроках математики необходимо привлекать знания, полученные учащимися на уроках географии, биологии, рисования, физической культуры, трудового обучения.
Сведения из этих дисциплин смогут служить материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.
Например:
• знание дат исторических событий;
• знание протяженности границ нашей Родины и других стран;
• знание длины рек, высоты гор, площадей, занимаемых государствами (морями, озерами);
• знание урожайности культурных растений, надоев молока, средней массы животных;
• знание расхода материала на то или иное изделие.
На уроках трудового обучения в начальных классах:
• вырезают из бумаги, лепят из пластилина дидактический материал для уроков математики;
• выделяют, вычленяют и называют основные геометрические фигуры и тела в изготавливаемых поделках;
• составляют сюжетные композиции из геометрических фигур;
• учатся ориентироваться в пространстве.
На уроках изобразительного искусства :
• узнают, выделяют знакомые геометрические фигуры в окружающих предметах или предметах, которые рисуют;
• классифицируют предметы по форме, величине.
На уроках трудового обучения в старших классах:
• производят разметку и обработку деталей прямоугольной, квадратной, треугольной и т.д. форм по заданным размерам;
• измеряют периметр и площадь участка;
• определяют количество семян для посадки, количество вносимых удобрений и т.д.
На уроках истории:
• определяют продолжительность и удаленность исторических событий
На уроках физкультуры:
• осознают, ощущают взаимосвязь между временем, расстоянием и скоростью о которых узнают на уроках математики
На уроках русского языка :
• используют математический словарь (запись числительных, математических терминов и выражений).
На уроках географии: используют знания, полученные на математике при изучении тем «Масштаб», «План» и т.д.

План
психолого-педагогического и социально-оздоровительного сопровождения с детьми с ОПФР

20_ – 20_ учебный год

Цель: Оказать всестороннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, развития, укреплении здоровья социальной адаптации и самореализации.

  • Создание банка данных детей с ОПФР. Социальный педагог .
  • Изучение состояния здоровья. Возможностей детей с ОПФР. Кл. руководитель, соц. педагог
  • Индивидуальный план работы с каждым ребенка с ограниченными возможностями здоровья Кл. руководитель
  • Составление программы индивидуального обучения учащихся с ОПФР, организация обучения на дому зам. директора по УВР
  • Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОПФР Психолог. Администрация
  • Организация патроната детей-инвалидов. Кл. руководитель, соц. педагог
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Социальная адаптация детей с ОПРФ среди сверстников . Психолог
  • Производственное совещание Выполнение закона Об образовании . Зам. Директора по ВР
  • Посещение всех детей с ОПФР на дому. Составления актов ЖБУ. Социальный педагог
  • Изучение личности учащихся с ОПФР Кл. руководитель, соц. педагог
  • Изучение семьи (семейных отношений) детей с ОПРФ Кл. руководитель, соц. педагог
  • Изучение интересов и способностей учащихся с ОПФР Психолог
  • Вовлечение учащихся с ОПФР с кружковую деятельность. Кл. руководитель, социальный педагог
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Роль семьи в развитии способностей ребенка . Психолог
  • Общешкольная акция Рука в руке - помощь детям-инвалидам. Кл. руковод.
  • Контроль за организацией питания учащихся с ограниченными возможностями. Кл. руководитель. Соц. педагог
  • Разработать рекомендации по работе с детьми с ОПФР для классных руководителей, для учителей предметников, для родителей. Психолог
  • Индивидуальные консультации психолога для родителей детей с ОПФР. Психолог
  • Изучение уровня адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Кл. руководитель. Психолог
  • Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями Учителя физ-ры. Соц. педагог
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Психологическая помощь и реабилитация . Психолог
  • Всемирный день ребенка. Соц. педагог. Кл. руководители
  • МО классных руководителей Выполнение программы Дети Беларуси Зам. директора по ВР
  • Вовлечение детей с ограниченными возможностями в общешкольные и классные дела (по возможности) Кл. руководитель.Организатор
  • Общешкольная акция Наши сердца больным детям Организатор. Соц.пед.
  • Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями. Психолог
  • Работа с учащимися по воспитанию милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями. Кл. руководитель.Организатор
  • Производственное совещание Взаимодействие семьи и школы .Зам. директора по ВР
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Как организовать досуговую деятельность детей с ОПФР .
    Соц. педагог. Организатор .
  • Контроль за успеваемостью детей с ОПРФ. Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОПРФ Кл. руководитель, соц. педагог
  • Индивидуальные занятия психолога с детьми с ОПФР Психолог
  • Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Возможности дополнительного образования вашего ребенка Соц. педагог. Психолог
  • МО классных руководителей Толерантность учителя, классного руководителя . Зам. директора по ВР
  • Производственное совещание при директоре Организация и состояние работы социальной службы с детьми с ОПФР Зам. директора по ВР
  • Встреча родителей учащихся с ОПФР с узкими специалистами. Соц. педагог
  • Психологический тренинг Помоги себе сам Психолог
  • Производственное совещание Состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке . Зам. дир. по ВР
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на
  • тему: Способности и возможности вашего ребенка . Психолог
  • Контроль за организацией питания учащихся с ОПФР.Кл. руководитель. Соц. педагог
  • Организация санаторного лечения для нуждающихся детей. Соц. педагог
  • Тренинг по развитию коммуникативных способностей детей. Психолог
  • Выбор будущей профессии. Соц. педагог
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Как развить коммуникативные возможности ребенка . Психолог
  • МО классных руководителей Состояние и результативность деятельности по осуществлению государственной защите прав детей . Зам. директора по ВР
  • Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов. Соц. педагог.Организатор.
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Выбор будущей профессии . Социальный педагог
  • Производственное совещание Организация и состояние работы с государственными и общественными организациями . Зам. директора по ВР
  • Помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. Соц. педагог. Кл. руководитель
  • Родительский университет для родителей, воспитывающих детей с ОПФР на тему: Восстановительное лечение и оздоровление . Социальный педагог
  • Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. Кл. руководитель. Психолог
  • Подведение итогов работы. Анализ. ЦВР

Информация для педагогов «Социальная адаптация детей с ОПФР через организацию культурного досуга»

Каждый человек рождён для какого-то дела.

Имеет свои обязанности в жизни.

Волшебный мир творчества

Творчество - это сфера деятельности, которая позволяет человеку быть успешным и чувствовать себя востребованным. Творчество занимает особое место в жизни каждого человека, заставляет нас смотреть на мир широко открытыми глазами, видеть многообразие цвета, эмоционально чувствовать окружающий нас мир. Но для ребят с ограниченными возможностями, творчество становится тем волшебным миром, где нет никаких ограничений, это - территория неограниченных возможностей. Здесь можно прикоснуться к радуге, достать звезду и почувствовать себя великаном.

И в этом убедиться каждый, кто поучаствует в творческих конкурсах, мероприятиях.

Проведение подобных творческих конкурсов помогает детям с особенностями развития самосовершенствоваться, обрести уверенность в своих силах, чувствовать свою значимость. Приобретая новые творческие навыки, ребята получают и новые практические знания, которые, возможно, помогут им в дальнейшем найти своё место в жизни.

С помощью декоративно-прикладного и изобразительного искусства они выражают своё отношение к окружающему миру — прекрасному и загадочному, раскрывают собственный внутренний мир. При этом каждая поделка напоминает взрослым, что в жизни всегда есть место для чего-то доброго и светлого.

Основной целью конкурсов является вовлечение воспитанников в творческий процесс, создание условий для их самореализации, партнерства с теми, кто имеет особенности развития, а также стимулирование развития художественного творчества детей-инвалидов как средства их реабилитации и социальной адаптации.

Проведение конкурсов помогает выявлению талантливых детей-инвалидов и оказание им действенной помощи в занятиях художественным творчеством. Даёт детям прекрасный шанс выразить свой внутренний мир на языке творчества, реализовать способности и продемонстрировать талант, а также помогает обрести уверенность в себе, преодолеть барьер отчуждения и стать яркими личностями, способными продемонстрировать сильный пример жажды жизни, упорства и стремления даже взрослым.

Подобные конкурсы преследуют: сохранение и развитие художественного творчества детей с особенностями психофизического развития, расширение их социально-культурных возможностей, обеспечение им равных возможностей для участия в культурной жизни и приобщения детей с особенными потребностями к народному творчеству, традиционной культуре.

По словам педагогов школ, ЦКРОиР, одним из наиболее важных средств реабилитации инвалидов является творчество, с помощью которого раскрывается богатый духовный мир ребенка и можно узнать, о чем он думает, что его волнует, чего он ждет от жизни, чем готов поделиться с другими.

А проведение подобных мероприятий имеет сегодня особенное значение, потому что зачастую талантливые инвалиды, влюбленные в музыку, искусство и красоту, живопись не имеют возможности продемонстрировать свои способности и раскрыть свой талант окружающим. Поэтому им необходимо уделять большое внимание, сохранять и развивать их таланты, привлекая к этому благородному делу внимание социума.

С каждым годом мы убеждаемся, насколько наши дети талантливы. Несмотря на трудности, эти дети с большим интересом включаются в творческую деятельность, участвуют во всех школьных мероприятиях, поют, танцуют, изготавливают поделки. Занятия художественными видами искусства делают детей образованнее, культурнее, добрее, помогают им раскрыться.

Общественная интеграция, социальная защита, реабилитация и поддержка юных художников-инвалидов поможет ребятам преодолеть любые трудности. Мы стремимся, чтобы дети научились жить полной жизнью, не смотря на все преграды, которые по воле судьбы встают на их пути.

Конкурс - это возможность для самореализации детей, помогающая почувствовать любовь, поддержку и участие общества в их судьбе.

Ведь занятия искусством - лучшая терапия, а творчество помогает выразить себя и свой взгляд на мир.

Источники: http://defectus.ru/load/kabinet_defektologa/metodiki_obuchenija_detej_s_opfr/zadachi_obuchenija_matematike_v_specialnoj_shkole_i_klassakh_integrirovannogo_obuchenija/5-1-0-271, http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/63-documentation-plans-reports-specifications/732-pattern-of-psychological-pedagogical-social-and-recreational-support-to-children-with-opfr, http://ckroir-voronovo.schools.by/pages/informatsija-dlja-pedagogov-sotsialnaja-adaptatsija-detej-s-opfr-cherez-organizatsiju-kulturnogo-dosuga





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения