Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями обучения





Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через игры-драматизации

Свою работу по теме “Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в драматизации сказок” с использованием метода “Игра в сказку” я начала в специальном Доме ребенка с органическим поражением ЦНС и нарушением психики. Данная форма работы была разработана для воспитанников Дома ребенка с различными нарушениями физического и психического развития на основе изучения методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказкотерапия” и с использованием элементов артпедагогики (театральная деятельность дошкольников), целями которой являлось расширение возможностей социальной адаптации детей, снижение эмоционального напряжения и степени социальной депривации посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

С сентября 2012 года я работаю в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с заключением медико-психолого-педагогической комиссии “общее недоразвитие речи”, причинами которого являются: неблагоприятные социальные условия (асоциальная или неполная семья); неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения; нарушения здоровья детей вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение ЦНС (ДЦП); наследственный фактор – все это становится причиной задержки развития ребенка старшего дошкольного возраста как социальной личности, затрудняет его переход в социум. Поэтому работу по теме “Социальная адаптация в драматизации сказок” считаю актуальной и адаптированной для успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в ДОУ или в условиях других учреждений.

Формирование социальных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя систему игровых занятий с использованием метода “Игра в сказку”.

Цель. расширение возможности социальной адаптации детей посредством использования средств художественно-эстетического воздействия.

Средства художественно-эстетического воздействия:
  • театральный показ:
    • кукольный театр
    • театр игрушки
    • художественное слово:
      • сказка
      • фольклорные жанры
      • музыкальная деятельность
      • элементарная театрализованная деятельность с участием детей
      Обусловленность выбора метода “Игра в сказку”:
      • игра является основным видом деятельности детей;
      • игра - способ взаимодействия ребенка с окружающим миром;
      • игра - метод реконструктивного, лечебно-коррекционного воздействия при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера;
      • игра - средство, помогающее стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и степень социальной депривации;
      • сказка обогащает чувственный и эмоциональный опыт ребенка;
      • сказка помогает воздействовать на недостатки характера и поведения, т.к. дает возможность на примере героев пережить и дать оценку отрицательным поступкам и проявлениям;
      • сказка помогает формировать положительные качества личности;
      • мораль сказки легче и понятнее усваивается детьми;
      • персонажи и герои сказки вызывают естественный отклик в душе ребенка и, нередко, оказываются для малыша более важными “партнерами” коммуникации, чем взрослые;
      • игра в сказку дает возможность моделирования бытовых ситуаций в игровой драматизации.
      • Принципыреализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
        • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
        • принцип доступности обучения;
        • принцип систематичности и последовательности;
        • принцип связи обучения с жизнью и практикой;
        • принцип педагогической поддержки;
        • принцип социально-адаптирующей направленности образования.
        • Условия реализации игровой деятельности с использованием метода “Игра в сказку”:
          • организация взаимодействия специалистов для определения направленности педагогического процесса, постановки задач, выбора форм и методов воздействия;
          • выбор игрового материала, музыкального репертуара, дидактических пособий, направленных на реализацию поставленных задач;
          • организация специальных игровых занятий в сочетании с другими видами педагогического и психологического воздействия;
          • организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные навыки;
          • создание “ситуации успеха” для каждого ребенка в процессе игровой деятельности.
          • Выбор сказки обусловлен:
            • наличием проблемной ситуации;
            • особенностями нервно-психического развития детей;
            • их индивидуальными особенностями.
            • Репертуар:
              • “Сказка о глупом мышонке”;
              • “Заюшкина избушка”;
              • “Петушок и его семья”;
              • “Сказка про медведей”;
              • “Маша и ее друзья”.
              • Продолжительность

                работы над одной сказкой - 1 учебный год с временными разрывами и включает 2 этапа.

                1 этап - моделирование сказки;

                2 этап - игровая драматизация.

                Цикл занятий 1 этапа включает в себя:
                • показ кукольного театра;
                • показ театра игрушек;
                • обыгрывание персонажей и сюжетов сказки;
                • моделирование игровых ситуаций с игрушками кукольного театра.
                Цикл занятий 2 этапа включает в себя:
                • музыкально-двигательные этюды и упражнения;
                • игры-драматизации;
                • обыгрывание костюмов, атрибутов и декораций;
                • театрализованное представление с участием детей.
                Ожидаемые результаты:
                • формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающим;
                • развитие личностных качеств ребенка;
                • преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии;
                • успешная адаптация детей в условиях семьи или в условиях других учреждений.
                • Используемая литература:
                  1. Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”.
                  2. Махалева М.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.
                  3. Панфилова М.А. “Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры”.
                  4. Круглый стол на тему «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»

                    04 Декабря 2013

                    Комитет по вопросам образования и культуры подготовил и провел 27 ноября 2013 года в Московской областной Думе круглый стол на тему Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья .

                    В работе круглого стола принимали участие депутаты Московской областной Думы, специалисты Министерства образования Московской области, Министерства культуры Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, представители органов местного самоуправления г. Королёва, директора, педагогические работники, выпускники образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Королёва, г. Юбилейный, Одинцовского, Щелковского муниципальных районов, представители общественных организаций.

                    Участники круглого стола познакомились с положительным опытом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на примере гимназии Российская школа г. Королёва. Примером успешной деятельности гимназии могут служить судьбы её выпускников, двое из которых – Ярыгина Е.Д. и Дикарев А.А. участвовали в работе круглого стола.

                    В ходе обмена опытом участники мероприятия наряду с успехами и достижениями (введение дистанционного обучения, охватывающее все большее количество детей с ограниченными возможностями здоровья, успешные инновационные образовательные проекты) также отмечали в своих выступлениях и проблемы, требующие решения. Это недостаточное финансирование традиционного обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимость строительства современных зданий для коррекционных школ, оснащение их современным оборудованием, введение в их штатное расписание новых ставок социальных педагогов, тьютеров, психологов, трудности в поступлении в образовательные организации среднего профессионального образования, с которыми сталкиваются выпускники коррекционных школ VIII вида, и их трудоустройство.

                    Во время подведения итогов работы круглого стола член Комитета Ордынская Т.А. подчеркнула необходимость обобщения уже накопленного положительного опыта в области социальной адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и его дальнейшего использования.

                    Председатель Комитета Лазутина Л.Е. обозначив основные проблемы: уточнение статуса для ряда образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, их финансирование, получение профессионального образования и обязательное трудоустройство для их выпускников, отметила важность взаимодействия различных министерств и ведомств в их решении.

                    Источники: http://festival.1september.ru/articles/638226/, http://www.mosoblduma.ru/folder/3945/item/13352/






                    Комментариев пока нет!

                    Поделитесь своим мнением