Социальная адаптация детей подростков





Как помочь подростку адаптироваться, подготовиться к взрослой жизни, приобрести положительный опыт для дальнейшего развития? Одни родители пытаются понять, другие сломать подростка.

Человеческая жизнь складывается из этапов, каждому из которых присущи определенные черты. Взрослея, человек меняется, совершенствуясь в физиологическом и психологическом аспекте. Общепризнанно, что наиболее сложным периодом в жизни человека является подростковый возраст, который соответствует 12-15 годам. Физиологи определили понятие адаптации, как способности организма преодолевать внутренние и внешние воздействия на него путем устранения или приспособления к ним. Психологи перенесли это понятие в свою область и появилось определение социальной или социально- психологической адаптации, как преодоление воздействий социума на личность человека. Посмотрим, что из себя представляет социальная адаптация подростков и воспитание в современном мире.

Выделяют три типа социальной адаптации:

  • адаптация личности путем преодоления или устранения проблемной ситуации, в частности, конфликтной;
  • адаптация путем ухода от проблемной ситуации;
  • адаптация путем приспособления к ситуации, т.е. проблема остается не решенной.

Ясно, что только в первом случае подросток способен при сохранении психологического здоровья получить положительный опыт и развиваться дальше. Два остальных ведут либо в тупик в социальном развитии, либо к проблемам с психическим здоровьем человека. Психологи изучают проблему, дают определения, разрабатывают методики; педагоги ведут обучение и проводят тренинги; родители пытаются “понять” ребенка либо сломать его, а подростковые преступления и другие отклонения неуклонно растут.

К 12- ти годам у ребенка начинает проявляться социальная активность, он вступает в фазу взаимодействия приобретенных до этого правил и поведенческих норм, почерпнутых от родителей, преподавателей, книг и других источников, и конкретных реалий жизни. И здесь получается нестыковочка; оказывается быть “правильным” и не быть “белой вороной” не получится. Подростковая среда, т.е. сверстники, принимают другие ценности, отличные от, казалось бы, незыблемых норм поведения. Зачастую отпетые негодяи принимаются с восторгом, как романтические герои. Гипертрофированное восприятие действительности обусловлено правилами двойных стандартов, принятыми в обществе. Происходит смена авторитета педагога на авторитет среды, сверстников. Начинает доминировать стремление к риску и нарушению законов и обычаев. Подросток начинает отрицать типовой социальный опыт, стремится к индивидуализации. Решать проблему нужно, как говорится, всем миром, вопрос деликатный и требует комплексного подхода.

Конечно же, не все так безнадежно: родители и школа должны внимательно отнестись к проблеме, своим примером и знаниями помочь подростку подготовиться ко взрослой жизни. Знать о проблеме и иметь желание ее решить- это уже пол- дела. Главное, не допустить отдаления подростка от взрослых, быть готовым всегда прийти на помощь.

Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе Иванушкина Татьяна Ивановна

Содержание к диссертации

Глава 1. Социальная адаптация школьников как механизм социализации личности 16

1. Методологические и теоретические основы социальной адаптации личности 16

2. Становление системы социально-педагогической работы с детьми в России в аспекте проблемы социальной адаптации личности 33

3. Школьная социально - педагогическая служба в формировании условий сериальной адаптации личности 45

Глава 2. Особенности влияния микросредовых факторов на процесс социальной адаптации личности 72

1. Социальная адаптация личности школьника на разных возрастных этапах его развития 72

2. Школьная микросреда как фактор социальной адаптации личности 96

3. Временные детские коллективы и их роль в социальной адаптации школьников 141

Список литературы 163

Введение к работе

Актуальность. Кардинальные перемены во всех сферах политической и социально-экономической жизни нашего общества, привели к разобщенности и противоречивости действий государственных структур и общественных при решении проблем, связанных с процессом социализации детей и подростков. Проблема социальной защищенности этой категории населения стоит сегодня особенно остро.

Социальная адаптация, являясь процессом активного приспособления индивида к условиям социальной среды, видом взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой; результатом гармонизации отношений субъекта и социальной среды включает в себя, следующие важнейшие компоненты: согласование оценок, притязаний индивида, его личностных возможностей (реальный и потенциальный уровень) со спецификой социальной среды, целей, ценностей, ориентации личности и ее способностью к реализации в конкретной социальной среде.

Важное значение в социальной адаптации школьников имеет адаптационный потенциал, то есть скрытые возможности субъекта, оптимально включающиеся в новые или изменяющиеся условия окружающей социальной среды.

Среда школы - это не только педагогические образования самой системы просвещения, но и социальные явления и образования окружающей ее жизни, с которыми она так или иначе взаимодействует, оказывая на них свое влияние, изменяясь при этом сама. В школьном образовании и воспитании идет постоянный поиск путей и условий эффективных усилий семьи и педагогического коллектива для благоприятного вхождения учащихся в школьную действительность, так как проблема школьной дезадаптации сегодня имеет масштабность от конкретного ребенка и конкретной школы до уровня всей образовательной системы.

Закон Об образовании Российской Федерации от 10 июля 1992 года дает конкретное понятие образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства и указывает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников . Конвенция о правах ребенка (198 выделяет четыре положения: выживание, развитие, защита, участие детей в жизни общества.

Основные нужды ребенка, таким образом, становятся главной заботой самого общества. Правильно воспитать ребенка - означает формировать у него адекватное отношение к действительности, постоянно ставя его перед свободным выбором между альтернативами выхода из каких-то проблемных или конфликтных ситуаций. Каждый шаг ребенка к подобному выбору является одновременно и шагом к утверждению личности.

Учитывая, что социальная адаптация к школе - одна из составляющих социализации учащихся, как исторически обусловленного процесса усвоения и воспроизведения социального опыта, отражает взаимодействие личности и социальной среды, приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.

Сегодня весьма тревожат масштабы социального неблагополучия в среде детей и подростков.

Так, по официальным данным в России около 7% (1,5 млн.) всех детей школьного возраста нигде не учатся, общее число детей, лишенных родительского попечения, превысило 500 тысяч. Растет число преступлений и правонарушений среди подростков.

В условиях, например, г.Балакова Саратовской области, на материалах которого выполнена большая часть данного исследования, по данным головного

территориального медицинского объединения (ГТМО), показатель рождаемости за последние 5 лет снизился вдвое; детское население сократилось с 54670 человек в 1994 году до 50316 человек в 1996 году.

За этот период в Балакове в 2,3 раза увеличилось число разводов; в 1,2 раза -малообеспеченных семей, в 1,5 раза - социально неблагополучных семей, также наблюдается обострение проблемы социального сиротства . Количество неблагополучных семей на 1 сентября 1998г. составило 778, в них проживают 1025 детей.

На территории Балаковского муниципального образования (БМО) уже функционируют два детских дома, в которые направлены за 1998 г. 22 подростка. Приют Забота за этот же период принял 115 детей и подростков. Эти данные превышают показатели предыдущих лет. Сейчас возникает необходимость в открытии третьего детского дома, решается вопрос об открытии реабилитационного Центра для несовершеннолетних, социальной гостиной для бывших воспитанников детских домов. При этом только в двух школах города в штатное расписании включены единицы социальных педагогов, в 12 из 28 школ работают социальные психологи.

Существует проблема дошкольного воспитания, так как в начале 90-х годов на территории Балаковского района начался процесс закрытия ведомственных детских дошкольных учреждений, в результате чего к середине 90-х годов из 72-х детских садов остался 51. Из всех детей ясельного и детсадовского возраста посещают дошкольные учреждения по району 39,3%, по городу - 62%. Отсутствие специальной подготовки детей к школе является причиной возникновения определенных трудностей у первоклассников.

На государственном уровне предпринимаются серьезные шаги для анализа такого положения, определения его причин и оказания помощи детям: разработана и уже несколько лет функционирует Федераяь ная программа Дети России .

На территории муниципального образования Балакова реализуются муниципальная программа Дети Балакова с подпрограммами: Дети-инвалиды , Дети-сироты , Дети Чернобыля , Дети беженцев и вынужденных переселенцев , Индустрия детского питания , Организация летнею отдыха , Планирование семьи и безопасное материнство .

Между тем, межведомственная разобщенность органов ранней профилактики дезадаптации детей и подростков, несостыкованность научных подходов в изучении острой социальной проблемы, отсутствие должного обеспечения кадрами-профессионалами в области социальной педагогики приводит к ряду противоречий в решении проблемы социальной адаптации несовершеннолетних.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью глубокого осмысления теоретических основ в целях эффективной профессиональной помощи несовершеннолетним в процессе их становления и социального развития.

В научной литературе по теме раскрываются принципы адаптации, анализируются определенные подходы к решению проблем, возникающих в процессе социализации личности, но разработка научной концепции данной проблемы еще далеко не завершена.

Пока ощущается раздробленность проблематики, недостаток целостного осмысления, ограниченность выхода на модельную интерпретацию. Хотя в различных регионах страны проводится активная опытно-экспериментальная работа, накоплен теоретический и эмпирический материал, проблема остается недостаточно исследованной. Необходимо продолжение исследований прикладного характера: на какой базе и каким образом может быть достигнута з

Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации Текст научной статьи по специальности Социология

Аннотация
научной статьи по социологии, автор научной работы — МЕРКУШИН В.И.

В связи с ростом «наркотизации» и «криминализации» несовершеннолетних возникла и следующая проблема: персонал учреждений социальной реабилитации ни организационно, ни методически не готов работать с больными детьми и подростками криминальной направленности, употребляющих алкоголь, токсические вещества, наркотики, имеющие нервно-психические расстройства.

Научная статья по специальности Социология из научного журнала Ученые записки Российского государственного социального университета , МЕРКУШИН В.И.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации // Ученые записки РГСУ. 2008. №5 (61). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации Ученые записки Российского государственного социального университета (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

МЕРКУШИН В.И. (2008). Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации. Ученые записки Российского государственного социального университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации // Ученые записки РГСУ. 2008. №5 (61) С.180-187.

МЕРКУШИН В.И. Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации Ученые записки Российского государственного социального университета (2008).

МЕРКУШИН В.И. (2008). Социальная адаптация детей и подростков, содержащихся в специализированных учреждениях социальной реабилитации. Ученые записки Российского государственного социального университета

Источники: http://sad-sosenka.ru/konsultacii/sovety-pedagoga-psihologa/173-vospitanie-detej-i-socialnaya-adaptaciya, http://www.dslib.net/metodika-vospitania/pedagogicheskie-aspekty-socialnoj-adaptacii-detej-i-podrostkov-v-shkole.html, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-i-podrostkov-soderzhaschihsya-v-spetsializirovannyh-uchrezhdeniyah-sotsialnoy-reabilitatsii






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением