Социальная адаптация аномальных детей





Страница 2 из 4

Социальная адаптация и реабилитация

пожилых и престарелых в России

Психология, физиология и возрастные особенности пожилых и престарелых. Адаптация пожилых и престарелых к новым социальным условиям в России. Изменение мировоззренческих понятий и принципов для адаптации старшего поколения к современным изменениям в России. Одиночество в пожилом и престарелом возрасте. Адаптация пожилых и престарелых в домах престарелых в России.

Вопросы для обсуждения (2 часа)

  1. Адаптация пожилых и престарелых к новым социальным условиям в России.
  2. Адаптация пожилых и престарелых в домах престарелых в России.
  3. Психологическая реабилитация пожилых и престарелых.
  1. Васильев В.И. Юридическая психология: Учеб. пособие. СПб. Питер, 2001. 624 с.
  2. Дыскин А.А. Танюхина З.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / Ин-т «Откр. об-во». М. Логос, 1996. 224 с.
  3. Поливанова К. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М. Академия, 1999. 192 с.
  4. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Сб. № II научно-метод. трудов центра профориент. и поддержки населения / Под ред. Ю.М. Забродина, И.А. Носова. М. Магистр, 1996. 216 с.

Социальная адаптация и реабилитация молодежи

Лица без постоянного места жительства в молодежной среде и их социальная реабилитация. Группы риска среди молодежи и их реабилитация. Социальная реабилитация лиц, находящихся в местах лишения свободы. Алкоголизм и наркомания среди молодежи, реабилитация после выздоровления. Душевные травмы и психотравмы у молодых людей. Отношения в конфликтных семьях родителей и построенных своих семьях. Реабилитация после конфликтов.

Выбор и адаптация к деятельности среди молодежи. Выбор и социальная адаптация к профессии среди молодежи. Противоречия взаимной адаптации молодых супругов. Процесс семейной жизни молодых супругов. Психологическая сущность адаптации молодых супругов: адаптация к образу жизни, этапы адаптации супругов, общая мотивация семейного союза. Межличностная адаптация молодых супругов. Вторичная или негативная адаптация супругов: ослабление чувств, три основные сферы адаптации в молодой семье.

Вопросы для обсуждения (2 часа)

  1. Алкоголь и наркотики среди молодежи.
  2. Душевные травмы и их преодоление.
  3. Типичные отношения в конфликтной семье и их реабилитация.
  4. Реабилитация отношений в молодой семье.
  5. Адаптация молодых супругов.
  6. Вторичная или негативная адаптация супругов.
  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие. М. 1998.
  1. Иващенко Г.М. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях /Труды НИИ семьи Минсоцзащиты России. М. 1996. 193 с.
  2. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. М. Академия, 1998. 261с.
  3. Нечаева А.М. Семейное право. М. ООО Юристъ-Гардарiка, 2001.

Социальная адаптация и реабилитация детей

Отношения детей и родителей в условиях алкоголизма и наркомании у родителей. Адаптация детей-беспризорников к самостоятельному существованию на улице. Воспитание детей в интернатах и детских домах: реабилитация к внесемейным отношениям в условиях государственного попечительства. Реабилитация детей-беспризорников к внесемейным отношениям. Адаптация в обществе молодых людей после детских домов. Детская преступность и реабилитация малолетних преступников. Развратные действия по отношению к детям и подросткам и их реабилитация. Сексуальное насилие детей и подростков со стороны их родителей.

Адаптация первенца к положению не единственного ребенка. Место и позиция, которые занимает ребенок в семье. Знакомство с няней ребенка до 2-х лет. Адаптация ребенка к яслям и детскому саду. Преимущества и польза детского сада. Медицинская непригодность ребенка для детского сада. Готовность и адаптация ребенка к школе. Психологическая и социальная готовность ребенка к школе. Адаптация ребенка в школе. Причины отставания в учебе у школьника.

Ревность и соперничество детей в семье. Реабилитация конфликтов среди детей в семье. Приемный ребенок и его адаптация к новой семье. Реабилитация приемного ребенка. Адаптация аномальных детей к специализированным детским садам и интернатам. Реабилитация детей-инвалидов и психически больных детей. Отношения детей и родителей в условиях конфликта развода и отчуждения между ними. Психологическая реабилитация детей после развода родителей.

Вопросы для обсуждения (2 часа)

  1. Детская преступность и реабилитация малолетних преступников.
  2. Приемный ребенок и его адаптация.
  3. Адаптация детей к специализированным детским садам и интернатам.
  4. Отношения детей и родителей в условиях конфликта развода и отчуждения между ними; реабилитация детей.
  5. Социальная адаптация детей в детских садах и школах.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: НОРМАЛЬНОЕ И АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Понятие о специальной психологии как о разделе психологической науки

В системе наук психологии вообще и специальной, в частности, должно быть отведено совершенно особое место.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Общая психология имеет несколько ответвлений, одним из которых является специальная психология. Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Далее мы будем оперировать именно этим понятием, называя специальной психологией раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.
Предметом исследования специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами психологии и педагогики - подготовка к активной общественно-полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.
К аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения при-водят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus - недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития.
Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях.
Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании.

2. Основные категории специальной психологии

К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети.
Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность - сложная социальная и педагогическая проблема.
Аномальные дети - сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогической работы с ним.
Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.
Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Один из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.
Характер нарушения оказывает влияние и на возможности учащихся специальных школ и классов в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу и требуют особой организации их жизни и труда.

3. Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях

4. Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения

Семинарское занятие

Цель - исследование понятий норма и аномалии психического развития детей.
Основные понятия: дети с проблемами в развитии, аномальное развитие, первичные и вторичные нарушения, коррекция, реабилитация, адаптация, дефектология.

План.

1. Определение понятий норма и аномалии в психологии.
2. Возрастная и индивидуальная норма развития
3. Понятие аномальный ребенок .
4. Классификация нарушений в психическом развитии.
5. Причина нарушений в психическом развитии.

Задания.
I.

1. Подумайте, как соотносятся понятия общая психология и специальная психология . Проследите специфику целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания специальной психологии, а также особенности реализации основных дидактических принципов.
2. Сравните между собой понятия дефектология , возрастная психология , специальная психология . Чем они отличаются друг от друга? Как можно проследить закономерность возникновения специальной психологии как самостоятельной отрасли знания?
3. Изучите материал, содержащийся в лекциях. Из доступных Вам источников выпишите определения основных понятий курса, установите их иерархию и взаимосвязь.

II.

1. Подготовьте сообщения на тему Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях .
2. Подготовьте сообщение на тему Методы психической диагностики аномальных детей .
3. Подготовьте сообщение на тему Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения

Методические рекомендации к выполнению заданий.

При разработке темы 1 главное для Вас - это овладение понятийным аппаратом специальной психологии. Для осуществления этой задачи необходимо выполнить задания 1-й группы. Особое внимание обратите на то, чтобы найти в доступных Вам источниках основные понятия курса (их перечень приведен в плане семинарского занятия); выпишите их формулировки, сопоставьте содержание понятий и установите их взаимосвязь и иерархию.
Проследите, как менялось отношение общества к аномальным детям. Выпишите основные даты становления и развития отечественной специальной психологии. Объясните, почему сегодня специальное образование находится в кризисной ситуации. Расскажите чем система специального образования за рубежом существенно отличается от российской. Назовите прогрессивные идеи и программы развития специального образования за рубежом.

аномальные дети это:

аномальные дети анома́льные де́ти

дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения. задержка психического развития ), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей, например, нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии. Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

АНОМА́ЛЬНЫЕ ДЕ́ТИ, дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения (см. ОЛИГОФРЕНИЯ ). задержка психического развития (см. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ) ), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие, умственно отсталые и др.). Названные «первичные» нарушения вызывают ряд «вторичных» отклонений в развитии аномальных детей; напр. нарушения опорно-двигательного аппарата препятствуют предметно-практической деятельности, что вызывает отставание в развитии мышления и т. д. Большинство аномальных детей воспитываются и обучаются в системе специальных дошкольных и учебных заведений, в которых решаются задачи коррекции и компенсации дефекта и социальной адаптации. Проблемы развития, обучения и воспитания аномальных детей составляют предмет дефектологии (см. ДЕФЕКТОЛОГИЯ ). Употреблявшийся ранее термин «дефективные дети» в современной науке не применяется. За рубежом аномальные дети включаются в категории «дети с отклонениями», «исключительные дети» и др.

Энциклопедический словарь. 2009 .

Смотреть что такое аномальные дети в других словарях:

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), … Большой Энциклопедический словарь

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

аномальные дети — (от греч. anomalos неправильный) дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях … Дефектология. Словарь-справочник

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — (от греч. отклонение, неправильность), дети, имеющие Значит. отклонения от нормального физич. или психич. развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, к рые обеспечивают коррекцию и компенсацию … Российская педагогическая энциклопедия

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — [см. аномалия] дети, имеющие отклонения в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А. д. умственно отсталые дети, дети с задержкой психического разви тия, дети с … Психомоторика: cловарь-справочник

Аномальные дети — (греч. anomalia отклонение, неправильность) дети, имеющие значительное отклонение от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию … Педагогический терминологический словарь

дети-инвалиды — дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, … Дефектология. Словарь-справочник

ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ — группа детей с различными отклонениями в психофизическом развитии: сенсорными, интеллектуальными, речевыми, двигательными и др. Эволюция понятия: «дефективные», «аномальные», «с отклонениями в развитии», «с особыми образовательными потребностями» … Психомоторика: cловарь-справочник

Дети с особыми образовательными потребностями — Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в … Педагогический терминологический словарь

Дети индиго — Дети индиго псевдонаучный[1] термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом[2], для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность термин получил в конце 1990 х … Википедия

Книги

  • Зона Посещения. Избиение младенцев. Александр Щеголев. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них — дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно Подробнее Купить за 267 руб
  • Зона Посещения. Избиение младенцев. Щеголев Александр Геннадьевич. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них - дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно Подробнее Купить за 252 руб
  • Зона Посещения. Избиение младенцев. Щеголев А. Много жутких чудес Зона принесла на Землю, и одно из них — дети сталкеров. Давно уже в их семьях рождаются не только уродцы-мутанты, но и внешне обычные дети, обладающие совершенно Подробнее Купить за 251 руб
Другие книги по запросу аномальные дети

Источники: http://www.metods-rgrtu.ru/index.php/mets3400-3499/240-3445%3Fstart%3D1, http://tsput.ru/res/psi/specpsy/sp1.htm, http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/5175/%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения