Работа воспитателя ребенком период адаптации





Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ (обобщение опыта)

198 КБ. 782269.doc Автор: Мячина Светлана Альбертовна, 31 Мар 2015

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Для оптимизации процесса адаптации использую следующие формы работы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

    Сведения о ребенке получаю в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребенком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений получаю достаточно важную информацию о степени проблемности ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка ведется индивидуальный адаптационный лист (приложение), в котором ежедневно, с момента поступления ребенка в группу, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передается педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

    Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за малыша, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие.

    В первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно, проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуется родителям оставить ребенка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма).

    По отношению к детям, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьей должна быть более глубокой и объемной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учетом особенностей привыкания ребенка к ДОУ.

    В процессе адаптации ребенка к ДОУ предлагаю рекомендации:

  • использовать элементы телесной терапии (брать ребенка па руки, обнимать, поглаживать);
  • по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивают,ими сборами трав;
  • предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
  • рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
  • использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
  • создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

    Данная система работы, на мой взгляд, поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.


    Автор: Мячина Светлана Альбертовна

    МАДОУ-детский сад №5 Умка г. Балаково

    Педагог-психолог Пророкова Н.В.

    АДАПТАЦИЯ – сложный процесс приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму. Сопровождается изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита.

    Цель работы в адаптационный период. Облегчение процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    1. Создание благоприятной атмосферы в группе.
    2. Организация деятельности, направленной на формирование контактов ребенок-ребенок , ребенок-взрослый , включающей игры и упражнения .
    3. К первой задаче относится организация пространственной среды в группе, а также стиль общения воспитателя. По организации пространственной среды даются следующие рекомендации: ( Обруч №1#92;07)

      - выбор цвета для окрашивания стен (от желто-зеленого через желтый до оранжевого), выбор соответствующих по цвету гардин;

      - выделение зон (игровая, сенсорно-познавательная, двигательной активности, отдыха, ряжения);

      - Для приобретения первых ориентировок в социальном мире, приближении атмосферы д#92;с к домашней можно использовать эффективный прием вхождения ребенка в группу: каждое утро малыш вместе с воспитателем находит свою фотографию среди фото других детей и помещает на настенное панно Я пришел ;

      - очень важен подбор и размещение игрушек в группе;

      - любая группа начинается с раздевальной комнаты, важно чтобы это помещение сразу вызывало у ребенка интерес (возможно размещение большого аквариума с рыбками, природный уголок, репродукции картин, игрушки-забавы, что очень актуально в младших группах);

      - очень важно, что бы в раздевальной комнате не только дети, но и их родители чувствовали себя комфортно (возможно размещение вешалок для одежды, кресла, должен быть информационный уголок).

      Задача педагогов до поступления ребенка в д/с – успокоить родителей:

      - пригласить осмотреть групповую, спальную комнату, туалет, приемную

      - познакомить с режимом дня

      - рассказать о задачах группы

      - дать заполнить договор

      Так же воспитатели могут провести анкетирование родителей, с целью выяснения особенностей детей, привычек для более эффективной работы с детьми.

      Работа во время прохождения адаптации – это уже непосредственная работа с детьми, наблюдение за протеканием периода адаптации. В ходе наблюдений за детьми воспитатель получает сведения о ребенке: его темпераменте, проблемности , интересах, особенностях общения со взрослыми и детьми. В ходе бесед с родителями воспитатель старается снять тревогу за ребенка, проинформировать о протекании адаптационного периода, ориентировать на активное взаимодействие

      Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, что бы снять тревожность, скованность, вызвать доверие. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение провоцирует обострение недоверия

      Примерно через месяц пребывания в д/с можно устроить праздник Знакомства - экскурсия по д/с с родителями и детьми, совместные игры.

      2. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНЫМ ДИАГНОЗОМ.

      Поступление в д#92;с – сложный этап в жизни любого ребенка. Новые люди, незнакомая обстановка, сложные требования – все это может вызвать страх, тревогу, стресс. Ребенок с нарушением зрения находится в более трудном положении: он плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Поэтому работа с такими детьми начинается

      - Со знакомства с различными зонами группы: приемной, туалетом, игровой (рассказ о их назначении, правилах поведения). В первые дни у детей со зрительной патологией нарушена ориентация в пространстве. С этой целью проводят такие игры как: Найди Мишку , где дети ищут игрушку; У нас в гостях Мишка , где дети знакомят Мишку с группой.

      - Знакомство со взрослыми и сверстниками.

      Обычно дети со зрительной патологией испытывают страх перед общением, поэтому нужно научить вступать в контакт и играть с другими (обучение совместным играм).

      - Так же нужно учитывать состояние зрительного анализатора и перспективы развития. Необходимо подбирать игры по рекомендациям врачей-офтальмологов.

      - Необходимо познакомить детей со всеми взрослыми, которые будут его окружать и формировать положительное отношение к ним.

      ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП АДАПТАЦИИ.

      Выделяют 3 группы детей по присущим им различиям в поведении и потребностям в общении. В соответствии с этим определяют и группы адаптации.

      1 ГРУППА АДАПТАЦИИ –

      Характерно беспокойство, плачь, действия хаотичны. беспорядочны, сжимаются в комочек , стремятся уединиться, частое мочеиспускание. Расстройство желудка.

      Главная потребность – потребность в общении с близкими взрослыми, получение ласки.

      Действия воспитателей – доброта, ласка, показ окружающих предметов и действий с ними. Учитывать то, что первые игровые действия происходят без участия сверстников; детей необходимо предупреждать о предстоящей деятельности.

      2 ГРУППА АДАПТАЦИИ –

      Главная потребность – потребность в сотрудничестве и получении сведений об окружающем.

      Действия воспитателей – показ, пример действия, упражнения, вовлечение в игру. Важен подбор и расположение игрушек.

      3 ГРУППА АДАПТАЦИИ.

      Характерна активная самостоятельная деятельность, потребность в общении со взрослыми на познавательные темы.

      Важен подбор игрушек. Упражнение в совместной деятельности со сверстниками, вовлечение в сюжетно-ролевые игры.

      Игры для детей 1 группы и всех вновь поступивших.

      Главная задача – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть доброго, готового придти на помощь человека, интересного партнера. Игры, направленные помочь ребенку понять себя, стать уверенным, снизить тревог, снять утомление:

      Выдувание мыльных пузырей

      Пускание солнечных зайчиков

      Здравствуй, я котик

      Что подарили гости .

      А так же игры-показы (полетели как птички, самолеты и т.д.).

      Для 2 группы адаптации:

      Ига с куклой

      Вместе с мишкой

      Карандаш и кисточка

      У птички болит крылышко .

      Для 3 группы – организация, вовлечение в сюжетно-ролевые игры.

      • Усилия педагогов должны быть направлены на создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
      • Работу с родителями педагоги должны начать до поступления ребёнка в детский сад.
      • Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период должна быть направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

      Создание эмоционально-благоприятной атмосферы зависит прежде всего от умения и усилий воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Малыш очень четко реагирует на эмоциональное состояние окружающих взрослых. Спокойный, доброжелательный тон воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

      Раздражение, плохое настроение взрослого негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей, способствует развитию боязливости и неуверенности. Важным условием поддержания положительного эмоционального настроения у детей является их занятость. Однообразная деятельность (маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на другой вид деятельности выбрать его сам), как и бездеятельность утомляет ребенка, может стать причиной плача. Детям раннего возраста трудно приспособиться к изменениям в образе их жизни, поэтому в период привыкания ребенка к условиям детского сада необходимо поддерживать привычки, которые сложились дома: покачать малыша перед сном, если он к этому привык дома, предложить взять с собой любимую игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.д. Ни в коем случае нельзя ребенка кормить силой, заставлять съедать полностью непривычную пищу, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
      Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик» (уголок уединения), где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Такой домик можно, например, сделать из детской кроватки, обтянув ее красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску. Желательно рядом с уголком уединения оборудовать живой уголок. Растения и обитатели живого уголка благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
      Лучший способ успокоить ребенка – занять его движениями. Эстетично изготовленное нестандартное оборудование, яркие атрибуты привлекут внимание детей и вызовут желание поиграть с ними.
      Хорошим успокаивающим средством, по мнению педагогов и психологов, является изобразительная деятельность. Для ребенка это не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.
      Игры с песком и водой также благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей. Эти игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
      В снятии эмоционального напряжения помогает музыка, вовлечение детей в игровую деятельность, присутствие в группе близкого человека. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама постоянно была рядом. По этой причине очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть близких ему людей и уже не так тосковать вдали от дома.
      Администрация и сотрудники дошкольного учреждения должны правильно организовать период адаптации детей. Составление подвижного графика поступления детей в группу и его выполнение станут благоприятными условиями для успешной адаптации малышей. В группу раннего возраста принимаются одновременно не более двух детей с интервалом в три – четыре дня.
      Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов в воспитании ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей.
      Работа с родителями в адаптационный период может проходить следующим образом.

      • Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Эффективной формой знакомства родителей с направлением деятельности и условиями функционирования дошкольного учреждения являются «Дни открытых дверей». В свою очередь воспитателям необходимо иметь информацию о ребенке, в процессе посещения семьи в ознакомительной беседе с родителями можно узнать о характере поведения, интересах и склонностях малыша.
      • Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку – так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем отрицательных эмоций других детей при расставании с родителями.
      • Необходимо предоставить возможность пребывания родителям в группе вместе со своим ребенком в любое время по их желанию. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. Если ребенок видит позитивное отношение родных к детскому саду, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателем, он гораздо быстрее адаптируется к новой обстановке.

      Показателями того, что ребенок успешно адаптируется к условиям дошкольного учреждения, являются:

      • хороший аппетит;
      • спокойный сон;
      • охотное общение с другими детьми;
      • адекватная реакция на любое предложение воспитателя, родителей;
      • хорошее эмоциональное состояние.

      Источник: Медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе дошкольного учреждения: практический материал. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2010. – 51 с.

      Последние материалы

      Похожие материалы

      Источники: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/laquo-osobennosti-organizacii-raboty-vospitatelya-v-period-adaptacii-detey-k-dou-raquo-obobschenie-opyta-651048, http://detsad5balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/konsultacii/rabota_v_period_adaptacii/7-1-0-80, http://www.vseodetishkax.ru/rannee-detstvo-rebenok-ot-1-do-3-let/78-postuplenie-v-detskij-sad/1343-sovmestnaya-rabota-pedagogov-i-roditelej-po-soprovozhdeniyu-rebyonka-v-period-adaptaczii





      Комментариев пока нет!

      Ваше имя *
      Ваш Email *

      Сумма цифр внизу: код подтверждения