Проведения в дальнейшем анализа диагностирования адаптации детей





Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями The interrelation of cognitive functions and social adaptation of children with mental disorders Текст научной статьи по специальности Психология

  • ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ ,
  • MENTAL DISORDERS IN CHILDREN ,
  • УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА ,
  • THE LEVEL AND STRUCTURE OF INTELLIGENCE ,
  • СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ,
  • SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION ,
  • НОВАЯ ШКАЛА АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ,
  • A NEW SCALE OF ADAPTIVE BEHAVIOR

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА, ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

В статье приводятся результаты исследования уровня и структуры интеллекта, а также связи этих характеристик с уровнем социально-психологической адаптации 100 детей с различными психическими расстройствами. С помощью клинико-психологического, анамнестического и психометрического (WISC) методов изучались дети от 8 до 14 лет c преимущественным нарушением познавательных функций (1 группа, 53% детей; средний IQ = 70,75) и с преимущественными личностно-поведенческими расстройствами, обусловленными органическим поражением головного мозга (2 группа, 47% детей; средний IQ = 91,60, р 0,001). Кроме того, сравнивались показатели новой зарубежной шкалы адаптивного поведения VABS, охватывающей различные аспекты жизнедеятельности ребенка, которые оказались статистически значимо выше во второй группе детей. Тем самым показана тесная связь нарушений социально-психологической адаптации и интеллектуальной недостаточности, подтвержденная результатами корреляционного анализа. В дальнейшем проведен факторный анализ (редукция данных) всех психометрических показателей методик Векслера и VABS. Получены два независимых фактора с высоким процентом суммарной дисперсии (72,7%): «Познавательная деятельность» и «Поведение». С помощью регрессионного анализа определено, что наибольший вклад в определение уровня социально-психологической адаптации исследованных детей вносят показатели шкалы VABS: показатель «Признаки дезадаптивного поведения» и показатели 11 шкал, вошедших в фактор «Поведение». В связи с этим результаты исследования могут рассматриваться как одно из доказательств критериальной валидности новой шкалы адаптивного поведения при использовании ее в отечественных исследованиях детей с психическими расстройствами.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 19.00.00, author — ALEKSEEVA ANNA MIHAYLOVNA, BURINA EKATERINA ALEKSANDROVNA, ILINA MARGARITA NIKOLAEVNA, SCHELKOVA OLGA YURIEVNA, Vestnik of Saint-Petersburg State University. Series 12. Sociology

The article presents the results of intelligence level and structure study, and the interrelation of these characteristics with the level of social and psychological adaptation of children (the study involved 100 children) with various mental disorders. Clinical, psychological, anamnestic and psychometric (WISC) methods have been used to study children aged from 8 to 14 with predominant cognitive dysfunction (group 1; 53% of children; with an average IQ = 70,75) and with advantageous personal and behavioral disorders caused by organic brain lesions (group 2; 47% of children; with an average IQ = 91,60, p 0,001). In addition, we compared the fi gures of the new adaptive behavior scale VABS, covering various aspects of children life, which were significantly higher in the second group of children. This proves the close relationship between violations of social and psychological adaptation and intellectual defi ciency, confirmed by the results of the correlation analysis. In addition, later factor analysis (data reduction) of all psychometric indicators of Wechsler and VABS tests was conducted. Two independent factors with a high percentage of the total variance (72,7%) such as «Cognition» and «Behavior» were obtained. By using regression analysis it was defined that the greatest contribution to determine the level of social and psychological adaptation of children surveyed is made by VABS scale scores: index of «Features of maladaptive behavior» and 11 scales indices included in «Behavior» factor. In this regard, the results of the study can be considered as a proof of the criterion validity of a new scale of adaptive behavior when used in domestic studies of children with mental disorders.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология , АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА, ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА, ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2013. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kognitivnyh-funktsiy-i-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-psihicheskimi-narusheniyami-1 (дата обращения: 27.09).

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА et al. Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kognitivnyh-funktsiy-i-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-psihicheskimi-narusheniyami-1 (дата обращения: 27.09).

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА (2013). Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kognitivnyh-funktsiy-i-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-psihicheskimi-narusheniyami-1 (дата обращения: 27.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА, ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2013. №4 С.45-60.

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА et al. Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология (2013).

АЛЕКСЕЕВА АННА МИХАЙЛОВНА, БУРИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, ИЛЬИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА (2013). Взаимосвязь когнитивных функций и социальной адаптации детей с психическими нарушениями. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология

Диагностика в детском саду

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?

Диагностика детей в детском саду нужна. Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности. Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в детском саду помогает правильно подобрать формы и методы воспитания, выбрать тип детского сада, школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Психологической диагностикой ребенка принято считать исследование личности, позволяющее получить информацию о его способностях, особенностях личностного развития, интересах и склонностях.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения ребенка.

Методы и приемы диагностики в детском саду

Не секрет, что гармоничное развитие обеспечивается путем создания необходимых соответствующих условий. На выбор этих условий влияет наличие тех или иных приобретенных или врожденных качеств. Ясно, что врожденные характеристики, как бы нам не хотелось, практически не изменяются ни воспитанием, ни наказанием, в то время как приобретенные – поддаются коррекции и изменениям без вреда для психики ребенка. Чтобы не допустить травмирования психики из-за незнания этих особенностей и из лучших родительских побуждений (а ошибочные действия родителей смогут проявиться лишь в подростковом возрасте) нужна диагностика. Знание врожденных особенностей психики ребенка позволит грамотно подойти к выбору и созданию условий для его воспитания, развития и становления (от выбора няни до выбора программ обучения).

Диагностика в педагогике применяется для создания групповых, мини-групповых и индивидуальных методик обучения, что обеспечивает эффективность процесса обучения, повышает активность обучаемых. Психологическая диагностика в детском саду помогает осознанию внутренних ресурсов, соответствующей адаптации, самореализации в социуме, реализации врожденных способностей.

Примеры диагностики в детском саду:

  • диагностика раннего развития,
  • профориентационная диагностика,
  • диагностика готовности к школе,
  • диагностика предрасположенности к дисграфии,
  • диагностика психологического состояния,
  • предрасположенности к заболеваниям,
  • диагностика совместимости и многие другие.

На этапе раннего и дошкольного развития ребенка желаемым является диагностирование развития интеллектуального и творческого потенциала. Проводимая диагностика в детском саду поможет выявить особенности его развития, заложенные природой и те, которые необходимо корректировать либо развивать.

Уже с трехлетнего возраста можно провести диагностику профориентации. Она позволит выявить предрасположенность ребенка к тем или иным видам деятельности, спланировать выбор будущей профессии, выбрать соответствующий тип учебного заведения, формы обучения.

С трех лет представляется возможность проведения так называемой глубинной диагностики детей в детском саду. Ее название свидетельствует о том, что она помогает выявить глубинные мотивы всех его поступков, понять философию. Профессиональная диагностика в детском саду позволяет разобраться с серьезными проблемами, возникающими у ребенка при общении, построении отношений, обучении, при задержке психического развития и энцефалопатии. Учитывая, что многие проблемы обусловлены физиологическими причинами, глубинная диагностика проводится на основе анализа крови и сканирования головного мозга.

С полугодовалого возраста возможно диагностирование предрасположенности к заболеваниям. Диагностика заболеваний позволяет выявить заложенные от рождения болезни, провести их коррекцию и тем самым предупредить развитие хронических заболеваний.

В любом возрасте применима диагностика совместимости. Она позволяет сделать правильный выбор для ребенка няни, репетитора или даже первой учительницы.

Особый интерес для родителей представляет диагностика готовности их ребенка к обучению в школе. Эта готовность анализируется обычно в трех аспектах – интеллектуальная, социальная и эмоциональная. Например, американские психологи большее внимание акцентируют на интеллектуальном аспекте готовности ребенка к школе. Чаще всего ими анализируются слуховые и зрительные различения (понимание на слух), общая осведомленность, словарный запас, уровень развития сенсорики и моторики, количественные понятия и т.д. Иной подход имеет диагностика готовности к школе института Гизелла. Сотрудниками этого института упор в диагностике делается не на интеллектуальный аспект развития, а на оценку уровня физического, сенсомоторного развития ребенка, его умение отвечать на поставленные вопросы.

Существует множество тестов, позволяющих диагностировать уровень общего интеллектуального развития детей, овладения простейшими математическими понятиями, счетом, действиями, умениями читать, понимать смысл устной информации и т.д. Уже не протяжение многих лет популярностью в нашей стране пользуется тест готовности к школе Керна – Йирасека, который включает три задания:

Нарисовать мужскую фигуру.

Срисовать предложенные письменные буквы.

Срисовать группы точек.

Этот тест диагностирует не только интеллектуальный уровень готовности ребенка к обучению в школе, а и степень развития зрительной координации, тонкой моторики руки. Опыт применения теста на протяжении многих лет подтвердил его эффективность в прогнозировании успешности обучения ребенка в школе. Однако нужно заметить, что дети, плохо выполнившие тест, способны также к хорошей успеваемости в школе, в связи, с чем акцентируется внимание (тем же автором теста) на том, что предлагаемая методика является недостаточной для констатации школьной незрелости, а позволяет лишь достаточно точно диагностировать наличие школьной зрелости.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-kognitivnyh-funktsiy-i-sotsialnoy-adaptatsii-detey-s-psihicheskimi-narusheniyami-1, http://www.best-mother.ru/697_diagnostika_v_detskom_sadu






Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением