Проект адаптация детей ограниченными возможностями





Образовательный проект «Якутия православная» для детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе значимой проблемой является приобщение к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта. Исследование проблемы приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья в системе специального образования недостаточно разработано.

Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания, являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество — пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. И очень хорошо, когда имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом. [1].

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область представлена в системе специального образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях Республики Саха (Якутия) посредством осуществления проектной деятельности и совместной волонтерской работой студентов кафедры специального (дефектологического) образования педагогического института СВФУ и педагогов специальной школы.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализация является одной из серьезных проблем в современном обществе. Помощь таким детям должна проявляться не только со стороны государства, но также в заботливом и заинтересованном отношении к ним со стороны общества. Поэтому к работе с ними привлекаются и будущие педагоги — студенты пединститута Северо-Восточного Федерального университета, которые стараются решить вопросы социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем вовлечения их в коллективные, творческие дела

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4 в г. Якутске открыта в 1986 году для воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. В данное время в школе — 182 учащихся, из них 30 учащихся находится на надомном обучении. Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».

В школе обучаются дети с тяжелыми нарушениями интеллекта, синдромом Дауна, дети с расстройствами аутистического спектра. Руководит школой Ноговицына Лена Николаевна – опытный руководитель, дефектолог, Отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, награждена нагрудным знаком «За доброе сердце и профессионализм», директор высшей категории. В коллективе всего 40 человек.

Из 30 педагогических работников: заслуженных учителей РС(Я), ЯАССР — 2 (Спиридонова Людмила Петровна, Шадрина Людмила Иннокентьевна), отличников образования РС(Я) и РСФСР –16, почетных работников общего образования РФ — 7. 55 % — педагоги с высшей квалификационной категорией, 35 % — с первой квалификационной категорией. 50 % имеют дефектологическое образование, учитель технологии Сидорова Маргарита Михайловна — кандидат педагогических наук.

Школа работает в режиме развития. Открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии. Функционирует дополнительное образование «предшкольное сопровождение детей с системными специфическими нарушениями в развитии» в виде дошкольной группы кратковременного пребывания при школе.

Для вовлечения детей в социокультурное пространство здоровых людей в школе организована работа в рамках арт-терапевтического проекта «Радуга», в котором активное участие принимают и студенты пединститута под руководством старшего преподавателя Ивановой Н. Н.

Работая над образовательным проектом «Якутия Православная» студентами пединститута были организованы экскурсии в Преображенскую, Никольскую и Богородицкую церкви, подготовлены презентации по истории этих градо-якутских храмов, проводилась кропотливая индивидуальная работа с отдельными учениками специальной (коррекционной) школы VIII вида № 4 г. Якутска. В работе над образовательным проектом большую помощь оказала Якутская епархия РПЦ, которая помогла студентам в организации «Пасхальной ярмарки» и экскурсий в храмы г. Якутска. К реализации проекта нами были привлечены Детский центр Якутского Национального музея, где проводят с детьми изо-занятия, а также отдельные предприниматели, оказавшие спонсорскую помощь.Цель образовательного проекта предусматривает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство вместе со здоровыми их сверстниками, социальная адаптация детей-инвалидов; знакомство учащихся с историей градо-якутских храмов как центров православия в Якутском крае.

Основными задачами проекта являются расширение знаний учащихся об истории вхождения Якутии в состав Российского государства 380 лет назад; об истоках дружбы якутского и русского народов; ознакомление с именами первых православных миссионеров, внесших особый вклад в создание государственности, культуры и духовного мира России; раскрытие роли и значения православных храмов в воспитании людей. Для учащихся были организованы экскурсии в Преображенскую церковь, Николаевскую церковь, Богородицкую церковь. Детям было очень интересно узнать о строениях и реставрациях церквей, о первых миссионерах и о православной культуры в целом.

После посещения церквей мы приступили к реализации проектной деятельности с учащимися коррекционной школы. Учащиеся были вовлечены в совместную деятельность: под руководством классного руководителя изучали историю создания храма, занимались подбором материалов, анализировали и сравнивали.

На последнем этапе было проведено общешкольное мероприятие «Масленица». Дети защищали свои проекты, в ходе рассказа, учащихся чувствовалось их уверенность в своих знаниях, они охотно рассказывали, как посещали храмы и сколько всего нового они для себя открыли. После защиты проекта, в рамках Пасхального фестиваля была проведена выставка работ учащихся. Итоги пасхальной седмицы подвел представитель Якутской епархии Святейший Иларион.

Таким образом, в приобщении детей с ОВЗ к православной культуры важны, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [2, с. 85].

1. Никитин, В. А. Основы православной культуры. — М. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, изд-во “Просветитель”, 2001.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии // Рубинштейн С. Л. Сочинения в 2т. — Т.2. М. Учпедгиз, 1946.

Марафон добрых дел

Окружной фестиваль-конкурс художественного творчества среди детей с ограниченными возможностями здоровья «Ангелы надежды»

Название организации/заявителя: КОУ ХМАО – Югры Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1

Направление: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей

Авторы проекта: Совет старшеклассников «Школьная республика»; Козловская Людмила Борисовна, директор школы;Салимов Риваль Ринатович, учитель истории и обществознания.

Контактные данные: 628624, Нижневартовск, ул. Мира 83а Телефон 8(3466) 46-16-40 . 8-982-5304657

Проблема, на решение которой направлен проект:

Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки и путь дальнейшего развития. А для детей с ограниченными возможностями здоровья это этап сложен: их детство сковано узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщено постоянным психологическим дискомфортом от сознания того, что они не такие, как все.

Творчество стирает барьеры между людьми разных рас, культур, социальных статусов и создает основу для их развития, взаимопонимания и паритетного взаимодействия.

Традиционный фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «АНГЕЛЫ НАДЕЖДЫ» будет проводиться объединенными усилиями коррекционных школ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях формирования комплексной системы реабилитации людей с ограниченными возможностями средствами культуры и искусства, содействия адаптации одаренных детей с инвалидностью в среду сверстников, занимающихся художественным творчеством.

Цели и задачи проекта:

Цель. Приобщение к творческой деятельности как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в фестивале, способствующему на адаптацию детей-инвалидов к реальной жизни.

  • создание условий для расширения круга культурного общения детей из разных коррекционных школ городов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через участие в совместном творчестве и соприкосновение с разными видами искусства;
  • оказание конкретной помощи в становлении таланта творчески одаренных детей, приобретении ими новых навыков и впечатлений;
  • привлечение ведущих деятелей культуры, специалистов для оказания помощи детям в занятиях различными видами художественно-творческой деятельности;
  • содействие обеспечению доступа к культурным ценностям и занятиям творческой деятельностью детям с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая аудитория проекта:

Это дети с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 20 лет.

Планируемые результаты проекта:

Проект позволит детям с ОВЗ почувствовать себя нужными и интересными обществу, реализовать свои творческие способности. В ходе реализации проекта преодолеть физические и психологические проблемы, вызванные инвалидностью. Общение с такими же людьми, с членами их семей, интерес со стороны здоровых людей, опыт взаимодействия с окружающими, во время участия в фестивале – всё это позволит ребенку с уверенностью входить в мир, который пока ещё не всегда готов принять людей не таких как все.

Сроки реализации: Декабрь 2014 года.

Место реализации: Проект будет реализовываться в Нижневартовске в тесном партнёрстве с различными организациями, а также при участии администрации города и Департамента образования г. Нижневартовска.

Организаторы фестиваля: Совет старшеклассников «Школьная республика» и Администрация КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1».

  • распад творческой группы,
  • отсутствие спонсорской поддержки,
  • отсутствие площадок для проведения фестиваля-конкурса,
  • проблема при организации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информация об опыте реализации социального проекта и проводимого мероприятия:

Данный проект «Ангелы надежды» реализовался как городской фестиваль детского художественного творчества для детей с ограниченными возможностями при поддержки Департамента образования г. Нижневартовска. 15 декабря 2012 года на базе МБОУ СОШ № 23 состоялся фестиваль с участием 138 детей из школ города Нижневартовск и Нижневартовского района.

Фестиваль проходил по нескольким этапам: мастер классы, психологические тренинги, выставка творческих работ и гала-концерт.

Фестиваль осуществлялся по 3 возрастным категориям (8-10 лет, 11-13 лет и 14-17 лет) и по 4 номинациям: вокал, хореография, художественное слово и декоративно - прикладное творчество.

Участники Фестиваля были награждены дипломами, памятными подарками, дисконтными картами «Спортландии» и билетами в кинотеатр «Югра-cinema».


«Радужное детство» -так называется проект, реализованный коллективом Средней школы № 19 г. Каменска-Уральского при содействии Благотворительного фонда «Синара». В течение всего минувшего года проводились мероприятия, направленные на развитие толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Активными участниками проекта стали 18 волонтеров, 774 учащихся школы, 56 воспитанников детских садов компенсирующего вида, 24 родителя и 14 педагогов.

В рамках «Школы без границ» была организована учеба волонтеров по основам работы с особыми детьми. Заинтересованные школьники не только приобрели навыки взаимодействия с такими малышами, но и получили опыт участия в социально значимых проектах, возможность развития лидерских качеств.

Целый комплекс тематически разнонаправленных мероприятий организаторы «Радужного детства» предложили малышам и подросткам с особенностями развития. Участие в праздниках, конкурсе «Весёлая дискотека», фестивале патриотической песни «Моя Россия» наравне со здоровыми детьми позволило ребятам почувствовать себя увереннее, развить свои творческие способности, адаптироваться в незнакомой среде максимально комфортно. Также большую радость и незабываемые впечатления принесли детям игровая программа «Дары осени», выставка «День леса», фотосессия и театрализованные представления.

Ощутимую пользу принес проект и родителям детей с ОВЗ: участие в семинарах и мастер-классах, консультации психолога, успешные шаги в социальной адаптации сыновей и дочерей – все это послужит подспорьем в дальнейшем семейном воспитании.

Как подчеркнула куратор проекта заместитель директора по воспитательной работе Средней школы № 19 Марина Хомутова, проект «Радужное детство» положил начало большой работе по оказанию помощи в успешной адаптации и социализации каждого ребенка с ОВЗ.

-Деятельность, активизированная в рамках программы, обязательно будет продолжена. Опыт, приобретенный волонтерами в проекте, даст им возможность реализовать себя в социальной работе на уровне города, области. А здоровье и успешная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – сегодня это благополучие всего общества в целом.

Источники: http://moluch.ru/archive/60/8618/, http://ugramaphelp.ru/year/marathon/okruzhnoy-festival-konkurs-khudozhestvennogo-tvorchestva-sredi-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyam/, http://www.donorsforum.ru/reports/raduzhnoe-detstvo-proekt-dlya-uluchsheniya-kachestva-zhizni-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-realizovan-v-g-kamenske-uralskom/





Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения